Полина Черткова
Учебная программа по обучению игре на фортепиано
▼ Скачать + Заказать документы
(рассчитана на три года)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр»
Тяжинского муниципального района Кемеровской области
Согласована с педагогическим советом
(протокол № 2 от «29» августа 2016г.)
Утверждена приказом № 61 от «01» сентября 2016г.
Директор центра ___ Н. Е. Воронов
ФОРТЕПИАНО
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов
Педагог дополнительного образования
Черткова Полина Владимировна
Публикация «Учебная программа по обучению игре на фортепиано» размещена в разделах
Возраст учащихся: 7-12 лет
для детей с умственной отсталостью 10-14 лет
Срок реализации: 3 года
Итатский
2016
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Задачи
3. Формируемые предметные знания, учебные уменияи универсальные учебные действия
4. Ожидаемые результаты
5. Учебно-тематический план
6. Содержание образования
7. Методическое обеспечение
8. Материально-техническое оснащение
9. Литература
1. Пояснительная записка
1.1. Программа «Фортепиано» (далее – программа) составлена в соответствии с основной образовательной программой центра и является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов.
1.2. Актуальность программы заключается в востребованности услуг поразвитию творческих способностей учащихся, формированию широкого музыкального кругозора, всестороннему развитию эстетических взглядов, музыкальных, творческих и исполнительских способностей.
1.3. Назначение программы :
первого года обучения :
1) дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении;
2) сформировать у учащихся следующие обобщё нные умения уровня элементарной грамотности:
рассказать о конкретном виде деятельности;
выполнять основные действия;
объяснить причины выбора данного вида деятельности.
второго года обучения :
1) дать возможность учащимся осмыслить имеющийся опыт в выбранной деятельности, углубить теоретические знания и практические умения;
2) сформировать у учащихся не только обобщённые умения уровня элементарной грамотности, но и следующие обобщё нные умения уровня функциональной грамотности:
систематизировать информацию;
выбрать и совершить самостоятельные необходимые действия для выполнения задания
довести начатую работу до конца (с помощью педагога);
общаться;
задать вопрос специалисту.
третьего года обучения :
1) дать учащимся возможность для углубленного изучения предмета, со-вершенствования полученных умений, самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию;
2) сформировать у учащихся кроме обобщённых умений уровней элементарной и функциональной грамотности, следующие обобщё нные умения уровня предпрофессиональной грамотности:
умение изготовить продукт (изделие) самостоятельно;
умение творчески подойти к собственной работе;
способность найти себе применение в жизни;
уверенность в своих силах и возможностях;
социальная адаптация во внешней среде.
1.4. Цель – формирование исполнительских умений и навыков, развитие музыкальных способностей и приобщение к миру музыки.
1.5. Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения программы «Общее фортепиано»Рогожиной И. А., адаптированные к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
1.6. Программа, несмотря на то, что дополнительное образование, реализующее дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, не стандартизировано, но является составной частью образовательной системы и тесно связано с общим образованием, предусматривает работу по формированию у учащихся универсальных учебных действий.
1.7. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
1.8. По содержанию деятельности программа является познавательной и содержит элементы развивающей творческие способности деятельности.
1.9. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности, нацеленной на получение сведений по предусмотренному виду деятельности и формирование предметных учебных умений и универсальных учебных действий в этом виде деятельности, на совместную и самостоятельную деятельность в процессе обучения.
1.10. По уровню освоения программа являетсябазовой, дающей основы знаний и формирующей предметные учебные умения и универсальные учебные действия в предусмотренном ею виде деятельности.
1.11. Исходной теоретической основой программы являются положения о
предоставлении учащимся возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей;
формировании устойчивого интереса к музыкальному искусству как форме нравственно-эстетического воспитания;
первостепенной значимости игры на фортепиано, как неотъемлемой части воспитания музыканта на всех этапах обучения.
1.12. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование знаний, умений и навыков игры на фортепиано к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого учащегося, способствоватьразвитию общей музыкальной грамотности учащегося и расширению его музыкального кругозора, а также воспитанию любви к классической музыке и музыкальному творчеству.
1.13. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося.
1.14. Срок реализации программы :
программа рассчитана на 3 года обучения;
общая продолжительность обучения составляет 111 учебных часов (37 учебных часов в год).
1.15. Режим занятий:
занятия проводятся1 раз в неделю по 1 занятию продолжительностью 45 минут;
принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.16. Возраст учащихся: 7 – 12лет, для детей с умственной отсталостью: 10 – 14 лет.
1.17. Занятия проводятся индивидуально или одновременно с двумя учащимися.
1.18. Организационные формы обучения – индивидуальные аудиторные занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
1.19. Формы занятий:практические занятия с изучением основ теоретических знаний.
1.20. Программа реализуется по безоценочной системе.
1.21. Формы подведения итогов реализации программы :
текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование учебных умений;
промежуточный контроль в ходе первого и второго года обучения осуществляется в конце каждого полугодия в форме зачета, где учащийся должен исполнить два произведения по выбору педагога;
итоговый контроль в ходе третьего года обучения осуществляется в конце первого полугодия в форме зачета, и в конце второго полугодия – в форме академического концерта, подразумевающей концертное исполнение программы.
1.22. Организация обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с предоставлением следующих специальных условий:
учёт нарушений в сфере отношений, отклонений в познавательной сфере (низкий уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребностей, патологического развития характера;
использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;
привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики;
создание других условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной программы.
2. Задачи программы
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
первого года обучения :
1) познакомить синструментом фортепиано, основными приемами игры;
2) способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма;
3) приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений;
4) научить:
правильной постановке рук, пальцевой технике, приемам звукоизвлечения, основным видам штрихов;
грамотно, выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано произведения;
5) способствовать развитию музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
второго года обучения :
1) продолжить совершенствование предметных знаний и учебных умений, полученных в ходе освоения программы первого года обучения;
2) научить:
иностранным обозначениям темпов, динамики;
выразительному интонированию мелодии и осмысленному исполнению фразировки;
слуховому и исполнительскому усвоению двухэлементной ткани двумя руками одновременно;
совершенствовать мелкую технику и овладевать элементарными приемами аккордово-интервальной техники;
3) продолжить работу по воспитанию:
эстетического вкуса, культуры исполнителя и слушателя;
4) способствоватьактивному участию в концертах, праздниках.
третьего года обучения :
1) продолжить совершенствование предметных знаний и учебных умений, полученных в ходе освоения программы первого и второго лет обучения;
2) научить:
добиваться темповой устойчивости, ритмической и динамической четкости и ровности, артикуляционной ясности исполнения;
осознавать характер, образ исполняемых произведений;
самостоятельно разбирать текст;
3) развивать гармонический, тембро-динамический слух;
4) способствовать:
накоплению музыкально-слуховых, технических и организационных навыков при разучивании произведений;
активному участию в концертах, праздниках;
5) продолжить работу по воспитанию:
музыкального мышления, техники исполнения, музыкальной грамотности.
3. Формируемые предметные знания, учебные умения
и универсальные учебные действия
Содержание программы обеспечивает формирование у учащихся следующих
предметных знаний:
приемы игры на фортепиано, как двигательные, так и приемы звукоизвлечения;
нотная грамота и музыкальные термины;
строение различных видов гамм (мажорные, минорные, хроматические, аккордов (трезвучия с обращением) и арпеджио;
виды полифонии и произведений крупной формы и их строение;
различные музыкальные стили и жанры;
понимание характера исполняемых произведений;
поведение во время концерта;
предметных учебных умений :
умение правильно сидеть за инструментом, правильно ставить руки;
умениеиграть гаммы до трех знаков включительно одной и двумя руками;
умениечитать с листа произведения средней сложности;
умениеподобрать несложную мелодию и аккомпанемент на слух;
умениесамостоятельно разучивать, грамотно и выразительно исполнять на фортепиано различные произведения, учитывая особенности аппликатуры, соблюдая динамические и агогические оттенки, приёмы игры, способы звукоизвлечения и звуковедения;
умение исполнять произведения в ансамбле с педагогом или другим учащимся;
умениеправильно вести себя на сцене;
Программа предусматривает дальнейшее формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий :
1) личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию учащихся:
умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами;
знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
2) регулятивных универсальных учебных действий,обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности :
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной деятельности;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров;
3) познавательных универсальных учебных действий, включающих:
умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, поселка и др. ;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
формированиедоброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, этических чувств;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
4) коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность:
учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
4. Ожидаемые результаты
В ходе освоения программы учащиеся будут :
1) иметь представление:
о различных жанрах, формах, наиболее употребляемых терминах;
о творчестве выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются во время занятий;
обосновных понятиях музыкальной грамоты.
2) знать:
первого года обучения :
строение инструмента, его выразительные возможности;
ноты и их расположение на клавиатуре;
основы нотной грамоты;
правила посадки за инструментом, положение корпуса, рук, ног;
основные способы звукоизвлечения;
основные приемы звукоизвлечения, название основных динамических оттенков;
10-15 различных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды.
второго года обучения :
приемы организации пианистического аппарата;
основные музыкальные термины;
правила поведения до, во время и после выступления на сцене;
6 – 8 произведений: этюды, разнохарактерные пьесы, ансамбли.
третьего года обучения :
основные виды техники;
соответствующие музыкальные формы произведений;
первоначальные навыки анализа изучаемых произведений;
6 – 8 произведений: этюды, разнохарактерные пьесы с элементами полифонии.
3) уметь:
первого года обучения :
правильно и удобно сидеть за инструментом;
контролировать свободу аппарата;
воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах;
осмысленно воспринимать, разбирать и выучивать нотный текст;
эмоционально воспринимать музыку;
передавать характер музыкального произведения;
исполнять небольшие произведения двумя руками с использованием различных видов звукоизвлечения и динамических оттенков.
второго года обучения учащиеся будут :
читать с листа легкий текст;
различать музыкальные формы и жанры;
выразительно исполнять музыкальные произведения;
передавать характер музыкального произведения в исполнении;
совершенствовать виды исполнения: нон легато, легато, стаккато;
исполнять гаммы на 2 октавы отдельными руками (до 2-х знаков включительно, а также трезвучия с обращениями в этих тональностях отдельными руками.
третьего года обучения учащиеся будут :
владеть основными техническими формулами;
анализировать исполняемое произведение;
совершенствовать исполнительскую технику;
самостоятельно разбирать нотный текст;
читать с листа легкий текст;
эмоционально воспринимать музыку;
играть гаммы на 2 октавы отдельными руками с расширением круга изучаемых тональностей;
играть расходящуюся гамму от одного звука;
играть тоническое трезвучие с обращениями в пройденных тональностях отдельными руками;
участвовать в концертах.
4) применять:
общекультурные и общетрудовые компетенции;
основы музыкальной грамоты;
технику игры на фортепиано;
элементы актерского мастерства.
5) иметь опыт:
участия в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях.
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п Название
учебных разделов и тем Количество часов
теоретические занятия практические занятия всего
1 год обучения
1. Вводное занятие. Знакомство с инструментом. 1 - 1
2. Правила посадки за инструментом. Постановка пианистического аппарата. Упражнения. - 3 3
3. Расположение нот на нотоносце. Ориентирование на клавиатуре фортепиано. - 4 4
4. Мелодия, фраза, цезура (дыхание). - 3 3
5. Выработка слуховых различий простейших длительностей. - 4 4
6. Итоговое занятие. Индивидуальный зачет. - 1 1
7. Лад. Тональность. - 4 4
8. Основные приемы звукоизвлечения (legato, nonlegato, staccato). - 4 4
9. Индивидуальный подбор репертуара. Практические занятия. - 12 12
10. Итоговое занятие. Концерт для родителей. - 1 1
Итого 1 36 37
2 год обучения
1. Вводное занятие. Повторение пройденного за первый год. 1 - 1
2. Игра гамм одной и двумя руками. Подбор репертуара, практические занятия. - 4 4
3. Иностранные обозначения темпов, динамики. - 4 4
4. Подбор репертуара. Исполнение произведений двумя руками. - 5 5
5. Итоговое занятие. Индивидуальный зачет - 1 1
6. Интервалы. Аккорды. Трезвучия и их обращения. - 6 6
7. Подбор репертуара. Практические занятия. - 13 13
8. Итоговое занятие. Концерт для родителей - 2 2
Итого 1 35 36
3 год обучения
1. Вводное занятие. Повторение пройденного. 1 - 1
2. Развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы) - 4 4
3. Подбор репертуара. Практические занятия. - 5 5
4. Педаль. Освоение навыков педализации. - 4 4
5. Итоговое занятие. Индивидуальный зачет. - 1 1
6. Полифония. Виды. Подбор репертуара. Практические занятия. - 8 8
7. Чтение с листа. - 5 5
8. Подбор репертуара. Подготовка к концерту. Практические занятия. - 6 6
9. Итоговое занятие. Концерт для родителей. - 2 2
Итого 1 35 36
Всего 3 105 108
6. Содержание образования
1 год обучения
Вводное занятие (1ч). Знакомство с планом работы объединения. Знакомство с инструментом. Беседа об устройстве фортепиано, регистрах, октавах.
Правила посадки за инструментом. Постановка пианистического аппарата. Упражнения. (3ч.). Правильная посадка за фортепиано. Упражнения на освобождение плечевого пояса.
Расположение нот на нотоносце. Ориентирование на клавиатуре фортепиано. (4ч). Нота и нотоносец. Нотная запись. Октавы. Практические занятия.
Мелодия, фраза, цезура (дыхание).(3ч). Мелодия, из чего она состоит. Практические занятия.
Выработка слуховых различий простейших длительностей. (4ч). Длительности и счет. Понятие ритма. Знакомство с простыми ритмическими рисунками. Практические занятия.
Итоговое занятие. Индивидуальный зачет. (1ч). Подведение итогов полугодия. Игра двух пьес по выбору педагога.
Лад. Тональность. (4ч). Два основных лада в музыке. Основной тон, понятие тональности. Практические занятия.
Основные приемы звукоизвлечения (legato, nonlegato, staccato). (4ч). Знакомство с приемами звукоизвлечения. Практические занятия.
Индивидуальный подбор репертуара. Практические занятия. (12 ч). Закрепление пройденного на основе соответствующего репертуара. Практические занятия. Индивидуальный зачет.
Итоговое занятие. Концерт для родителей. (1ч). Подведение итогов работы объединения. Небольшой отчетный концерт для родителей учащихся.
2 год обучения
Вводное занятие (1ч). Знакомство с планом работы объединения. Повторение пройденного за первый год.
Игра гамм одной и двумя руками. Подбор репертуара, практические занятия. (4ч). Понятие гаммы. Правила игры гамм, аппликатура. Практические занятия.
Иностранные обозначения темпов, динамики. (4ч). Знакомство с иностранными обозначениями музыкальных терминов. Работа над выбранным репертуаром.
Подбор репертуара. Исполнение произведений двумя руками. (5ч). Произведения для двух рук. Практические занятия.
Итоговое занятие. Индивидуальный зачет. (1ч). Подведение итогов полугодия. Игра двух пьес по выбору педагога.
Интервалы. Аккорды. Трезвучия и их обращения. (6 ч). Виды интервалов, аккордов. Их обращения. Упражнения. Практические занятия.
Подбор репертуара. Практические занятия. (13ч). Работа над выбранными произведениями. Практические занятия.
Итоговое занятие. Концерт для родителей. (2 ч). Подведение итогов работы объединения. Небольшой отчетный концерт для родителей учащихся.
3 год обучения
Вводное занятие (2ч). Знакомство с планом работы объединения. Повторение пройденного. Слушание музыки.
Развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы). (4ч).Упражнения на технику. Игра гамм. Этюды. Закрепление приобретенных навыков.
Подбор репертуара. Практические занятия. (5 ч). Работа над выбранными произведениями. Практические занятия.
Педаль. Освоение навыков педализации. (4ч). Знакомство с педалью. Правила педализации. Подбор соответствующего репертуара. Практические занятия.
Итоговое занятие. Индивидуальный зачет. (1ч). Подведение итогов полугодия. Игра двух пьес по выбору педагога.
Полифония. Виды. Подбор репертуара. Практические занятия. (8 ч). Полифония: история, виды. Подбор соответствующего репертуара. Практические занятия.
Чтение с листа. (5 ч.). Развитие навыков чтения с листа легких пьес. Практические занятия.
Подбор репертуара. Подготовка к концерту. Практические занятия. (6 ч). Работа над выбранными произведениями. Практические занятия, репетиции.
Итоговое занятие (2 ч). Подведение итогов работы объединения. Небольшой отчетный концерт для родителей учащихся.
7. Методическое обеспечение
Большую роль в качественном усвоении учебного материала играет оборудование и оснащение учебного кабинета. Учебный кабинет должен быть обеспечен учебными и раздаточными материалами, необходимыми для выполнения учебной программы : задания и памятки, тексты и ноты песен, наглядные пособия (нотный стан и т. п., музыкальные инструменты и приспособления.
Построение занятий на основе принципов доступности, индивидуального и дифференцированного подхода позволит создать благоприятную для учащихся обстановку, располагающую к творчеству, стимулировать их творческую активность.
Так как положительную рольв активизации творческих устремлений учащихся играют подготовка и проведение концертов, праздничных мероприятий и участие в конкурсах, необходимо всячески поощрять их активность, желание участвовать в этих конкурсах.
8. Материально-техническое оснащение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано.
4. Музыкальный центр, ноутбук.
5. Нотный материал, подборка репертуара.
6. Аудиозаписи, формат CD, MP3.
7. Записи выступлений, концертов.
8. Доступ к фондам районной и поселковой библиотек.
9. Доступ к информационно-коммуникационным сетям.
9. Литература
1. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. [Текст] / А. Алексеев. – М. : Музыка, 1978. – 208 с.
2. Вицинский, А. В. Беседы с пианистами. [Текст] / А. Вицинский. – М. : Классика XXI, 2002. – 150 с.
3. Зимин, П. История фортепиано и его предшественников. [Текст] / П. Зимин. - М. : 1968. – 107 с.
4. Как научить играть на рояле. Первые шаги. [Текст] – М. : «Классика XXI», 2005. – 274 с. : ноты.
5. Либерман, Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. [Текст] / Е. Либерман. - М. :1988. – 95 с.
6. Мартинсен, К. Индивидуальная фортепианная техника. [Текст] / К. Мартинсен. -М. :1966. – 224 с. : ноты.
7. Милич, Б. Воспитание ученика-пианиста. [Текст] / Б. Милич. - Кифара, 2002. – 258 с.
8. Мильштейн, Я. Вопросы теории и истории исполнительства. [Текст] / Я. Мильштейн. - М. :1983. – 184 с.
9. Смирнова, Т. И. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. [Текст] / Т. Смирнова. - М. : 1997. – 209 с.
10. Смирнова, Т. И. Фортепиано - интенсивный курс. [Текст] / Т. Смирнова. – М. : Музыка,1992. – 226 с. : ноты.
11. Тимакин, Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. [Текст] / Е. Тимакин. - М. : Советский композитор,1986. – 116 с.
12. Цыпин, Г. Обучение игре на фортепиано. [Текст] / Г. Цыпин. - М. :1974. – 349 с.
13. Цыпин, Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества.. [Текст] / Г. Цыпин. - М. : 1988. – 200 с.
14. Шмидт- Шкловская, А. О воспитании пианистических навыков. [Текст] / А. Шмидт-Шкловская. - Л. :1985. – 164 с.