Евгения Вишнякова
Вводное занятие по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Заинтересовать детей игрой в шахматы.
Задачи :
I. Познакомить детей с шахматной доской и шахматными фигурами.
II. Развивать умственные способности и воображение детей.
III. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.
Образовательные области:
Оборудование занятия.
1. Демонстрационная шахматная доска.
2. Магнитные шахматы.
3. Напольная шахматная доска.
Публикация «Вводное занятие по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
4. Фигуры шахмат для напольной шахматной доски.
5. Настольные доски.
6. Настольные шахматные фигуры.
7. Ноутбук.
8. Проектор.
9. Проекционный экран. Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Викторовна. Проходите,
присаживайтесь на стулья.
- Скажите, а вы любите играть? (Да).
- А в какие игры вы любите играть? (Дети могут назвать любые знакомые
им игры).
- Как много игр вы знаете.
- А мультики любите смотреть? (Да).
- Тогда давайте посмотрим мультфильм о настольных играх. Будьте
внимательны.
(Показ в презентации отрывка из мультфильма «Фиксики» серия
«Шахматы»).
(После просмотра происходит совместное обсуждение мультфильма).
- О каких играх шла речь в мультфильме? (Лото, домино, шашки, шахматы).
- А какая игра самая умная? (Шахматы).
- Как вы узнали из мультфильма, кто может играть в шахматы? (Взрослые,
дети, компьютер).
- Молодцы, вы очень внимательные.
- А вы бы хотели научиться этой самой умной игре? (Да).
- Я знаю очень интересную сказку о шахматах. Давайте а вам её расскажу.
(Сказка сопровождается показом слайдов презентации).
Жили-были в далёком Шахматном королевстве два брата: чёрный король и
белый король. (Слайд №2). Короли всегда ругались и спорили, кто же из них
сильнее. И вот однажды решили они помериться силами. Чёрный король
собрал свою армию чёрных шахматных фигур, а белый король-армию белых
шахматных фигур. И сошлись две армии в бою. (Слайд №3). А так как
королевство было шахматным, то и сражение они вели на шахматной доске.
Доска была раскрашена в чёрные и белые квадраты, которые называются
поля. И каждый воин знал своё место, своё шахматное поле. Но во время
сражения началась такая суета, что шахматные фигуры-воины королей
растерялись и забыли где находятся их поля. - А к нам сегодня пришли шахматный король и шахматная королева. Вот
они, посмотрите какие у них короны: у короля высокая и острая, а у
королевы (Воспитатель показывает детям напольные шахматные фигуры).
Это самые главные фигуры Шахматного королевства. Они приглашают нас к
себе в Шахматное королевство, чтобы познакомить со всеми шахматными
фигурами и помочь найти им свои места на шахматной доске.
-Ребята, я очень хочу помочь королю и королеве, а вы? (Мы тоже хотим).
- Ну тогда мы отправляемся в Шахматное королевство, а чтобы туда попасть
мы тоже станем шахматными фигурами. Король подсказывает мне, что вы
похожи на самые маленькие шахматные фигуры-пешки. Посмотрите,
(слайд№4) вот они. Как они дружно стоят стройными рядами.
- Ну а вы, мои пешки, встаньте в ряд.
Нам дороги нет назад.
Прочнее чем орешки.
Хотя мы просто… пешки. (Недоговаривая последнее слово воспитатель
даёт возможность детям самим его сказать).
- Вы готовы отправиться в Шахматное королевство? (Да).
- А трудностей не боитесь? (Нет).
- Тогда закрывайте глаза и повернитесь вокруг себя три раза. Считаем вместе
раз-два-три. (Слайд №5). (Во время того как дети поворачиваются
воспитатель переносит шахматные фигуры на напольную шахматную
доску).
- Ну вот мы и попали в Шахматное королевство.
(Дети вместе с воспитателем подходят к напольной шахматной доске).
- Посмотрите, нас встречают уже знакомые нам шахматные фигуры.
- Кто запомни, как они называются? (Король и королева). (Воспитатель
предлагает детям, не назвавшим фигуры повторить их названия. Так же на
протяжении всей беседы воспитатель просит малоактивных детей
повторить правильный ответ).
- А на чём стоят король и королева? (На шахматной доске).
(Если дети сразу не отвечают, воспитатель задаёт наводящий вопрос. – На
какой доске в шахматном королевстве вели свой бой шахматные фигуры).
- А как называются чёрные и белые квадраты на шахматной доске? (Поля).
- На каком цвета поле стоит король? (На поле белого цвета).-На каком цвета поле стоит королева? (На поле чёрного цвета).
- Какие вы молодцы, всё помните.
- А вы же тоже стали шахматными фигурами. Как они называются? (Пешки).
- Тогда вам тоже можно встать на шахматную доску. Проходите, вставайте на
то поле, которое вам больше нравиться. (Дети встают на напольную
шахматную доску).
- Ну ка, пешки поиграем.
Все поля мы угадаем.
- Пешки, встаньте на поля чёрного цвета.
- А теперь на поля белого цвета.
- А теперь самое сложное задание, слушайте внимательно. Пройдите вперёд
на одно поле.
- А теперь-назад на одно поле.
- Молодцы. Королю и королеве очень понравилось, как вы справились со
всеми заданиями. Они предлагают вам отдохнуть и присесть прямо здесь на
шахматной доске. Очень уж нетерпится королю и королеве познакомить нас
со всеми шахматными фигурами. Внимание на экран.
- С этой фигурой мы уже знакомы. Это чёрный король и белый король.
(Слайд №6).
- У каждого короля есть своя королева. Чёрная и белая. (Слайд№7).
- У короля с королевой есть верный офицер. Это фигура называется слон.
Повторите, как называется фигура? Он также чёрный и белый. (Слайд №8).
- Посмотрите, кого вам напоминает эта фигура? (Лошадь, конь). Эта фигура
так и называется-конь. И конечно тоже чёрный и белый. (Слайд №9).
Повторите, как называется эта фигура.
- Эта фигура похожа на башню. А называется она ладья. Повторите, как
называется эта фигура. Ладья есть и в чёрной и в белой армии. (Слайд №10).
- А вот это самые маленькие фигуры на шахматной доске. Вы на них похожи.
Как они называются? (Пешки).
- Молодцы. Как вы дружно отвечаете.
- Посмотрите, а на нашей шахматной доске стоят все фигуры? (Нет).- Наверное они играют с нами в прятки. Давайте их поищем. Пройдитесь по
залу, посмотрите внимательно. (В разных частях зала стоят напольные
фигуры: слон, конь, ладья, пешка).
- Вы нашли фигуры? Какие молодцы. Берите их и подходите сюда.
(Воспитатель находиться возле демонстрационной шахматной доски, на
которой уже есть фигуры чёрных и белых короля и королевы).
Воспитатель берёт по одной фигуре и по порядку, как они должны стоять
на шахматной доске в начальном положении, рассказывает они х и ставит
магнитные фигуры на демонстрационную доску.
- А вот и офицер короля и королевы. Вспомните, как называется эта фигура?
(Слон). Правильно, повтори пожалуйста.
- В белой армии два слона. Они всегда стоят рядом с королём и королевой.
Вот их поля.
- А эту фигуру вы, наверное, помните. Как она называется? (Конь).
Правильно, повтори пожалуйста.
- Конь верный друг слона, и на шахматной доске стоит рядом с ним.
Посмотрите, сколько белых коней? (Два). Совершенно верно.
- А эта фигура похожа на башню. Какое у неё название? (Ладья). (Если дети
затрудняются, воспитатель сам говорит название фигуры и просит детей
повторить).
- Осталась самая маленькая фигура. Давайте назовём её. (Пешка). Конечно.
- А пешек-восемь, и стоят они дружно в ряд. Давайте я буду ставить их на
шахматную доску, а вы считайте.
- Молодцы. Посмотрите, белая армия шахматных фигур собрана и готова к
бою. А Чёрная? (Нет).
- Давайте и фигуры чёрной армии поставим на их поля. А стоят они также
как и чёрные фигуры.
- Какие фигуры стоят рядом с королём и королевой? (Слоны). Правильно.
Сколько чёрных слонов? (Два). Берите фигуры, ставьте их на нужные поля.
- Следущая фигура-верный друг слона? (Конь). Сколько коней в чёрной
армии? (Два). На какие поля их поставим? Правильно, ставьте.
- Какая фигура стоит на краю шахматной доски? (Ладья). А сколько их?
Ставьте фигуры на нужные поля. - Какие фигуры у нас остались? (Пешки). Сколько пешек? (Восемь). И вас
тоже восемь. Я вам дам по одной пешке, а вы по очереди их поставите.
- Молодцы, вы очень дружно потрудились. И вот теперь каждая фигура на
своём месте. На своём шахматном поле. А чтобы лучше запомнить как
располагаются фигуры на шахматной доске, послушайте считалку-подсказку.
- На черно-белом крыльце сидели: король, королева. Два офицера. У них два
коня. Как две башни-ладья. (Проговаривая считалку воспитатель
показывает на соответствующие фигуры).
- Ну и конечно ряд пешек.
- А вы, мои пешки, встаньте в ряд.
Ну-ка пешки поиграем. Головой мы покачаем. Вправо, влево, а потом.
Три, четыре, приседаем.
Наши ножки разомнём.
Раз, два, три, на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души.
За столы теперь спешим.
(Дети проходят за столы с шахматными досками).
- Рассаживайтесь по двое за каждый стол.
- Что вы видите на столах? (Шахматные доски и шахматные фигуры).
- Какие фигуры уже стоят на шахматной доске? (Король и королева).
- Давайте остальные фигуры тоже поставим на шахматную доску.
- Вспоминайте вместе со мной считалку-подсказку.
- На черно-белом крыльце сидели: король, королева. Они уже на своих
местах.
-Два офицера. Какие это фигуры? Подсказка есть на экране. (Слайд № 11).
- У них два коня. (Слайд № 12). Найдите фигуру и поставьте на нужное поле.
- Как две башни-ладья. (Слайд № 13). Где поля Этих фигур? Ставьте.
- Какие фигуры остались? (Пешки). Ставьте ряд пешек.
- Посмотрите, какие вы молодцы. Расставили шахматные фигуры так, как они
должны стоять перед началом шахматного поединка. - А значит вы уже не пешки, а настоящие шахматисты.
- Давайте подойдём к королю и королеве. Они очень довольны, что мы
нашли все шахматные фигуры и правильно их расставили на шахматной
доске.
- Ну а теперь пришло время прощаться. Закрывайте глаза, считайте до трёх и
поворачивайтесь вокруг себя.
- Ну вот мы и вернулись в детский сад.
- Где мы с вами побывали? (В Шахматном королевстве).
- Кто нас приглашал в Шахматное королевство? (Король и королева).
- С кем нас познакомили король и королева? (С шахматными фигурами).
- Назовите эти шахматные фигуры? А ты какую шахматную фигуру
запомнил? А ты?
- На что мы расставляли шахматные фигуры? (На шахматную доску).
- Как называются чёрные и белые квадраты на шахматной доске? (Поля).
- А какая фигура больше всего тебе понравилась? А тебе?
- Чтобы вы не забывали о нашем путешествии и продолжали учиться играть в
шахматы. Король передал вам вот такие шахматные медали.
- Желаю вам больших побед. Спасибо. До свидания.