Нина Сухарева
Фотоотчет «Участие в педагогических чтениях-2019»
▼ Скачать + Заказать документы
ема: Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности.
Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность.
Л. С. Выгодский.
Публикация «Фотоотчет „Участие в педагогических чтениях-2019“» размещена в разделах
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых ФГОС ДО. В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.
В современной образовательной практике значение исследовательской, экспериментальной деятельности ребенка явно недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, а он сам бы хотел исследовать все. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за синицей на прогулке, разбирать игрушки, изучая их устройство. Не замечая этого, мы прерываем его исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем необходимым. В итоге учебная деятельность предельно автономизируется от познавательной и становится скучной. Полностью стремясь сделать благое дело — научить, мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.
Малыш – прирожденный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть в этом виноваты мы взрослые? Исследования Н. Н. Поддьякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакое другое средство соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Главное достоинство применения экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
• Развивается речь ребенка, так как он формулирует обнаруженные закономерности и выводы, рассказывает об увиденном.
• Происходит накопление фонда умственных умений.
• Формируются самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие - либо предметы и явления для достижения данного результата.
• Развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, трудовые навыки. Поэтому важно, чтобы педагог активизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование. До настоящего времени использование поисковой деятельности детей характеризовалось эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации, что обусловлено противоречием между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольника, а так же отсутствием деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования. Таким образом, актуальность опыта обусловлена:
• - выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательной активности дошкольника;
• - важностью проблемы формирования познавательной активности дошкольника
- противоречием между недооцениванием и недостаточным использованием потенциала детского экспериментирования в развитии познавательной активности и необходимостью создания модели развития познавательной активности посредством экспериментирования.
Идея опыта заключается в планомерном использовании экспериментирования для развития познавательной активности детей.
Новизна опыта состоит в том, что мы стремимся действовать в логике интегративного подхода и использовать современные педагогические технологии, тем самым реализовывая ФГОС.
Педагогическими условиями развития познавательной активности у дошкольников являются: предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем развитияпознавательно – исследовательской деятельности детей.
Существуют разные формы работы с детьми: групповой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры;
- проектная деятельность;
- презентации;
- трудовые поручения, действия.
Свою работу по экспериментально - исследовательской деятельности с детьми строю по четырё м взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
- человек (функционирование организма;
- рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).
При выборе темы соблюдаю следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Маленький человек, познавая мир, должен все попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы. Во время проведения образовательной деятельности необходимо насытить предметно-развивающую среду оборудованием для проведения опытов и экспериментов, чтобы ребенок имел возможность манипулировать предметами, пересыпать, переливать, перекладывать, сравнивать, сопоставлять. Для этого в группе создан «центр экспериментирования» оснащенный специальным оборудованием, разнообразными материалами. Центр постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
В уголке экспериментирования имеются:
- Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
- Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена, шишки;
- Ё мкости: пластиковые бутылки, банки, стаканы, воронки;
- Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока,свечи, фонарики;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
- Мука, виды круп, соль, сахар;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы-алгоритмы для проведения опытов;
- Коллекции : «Семена», «Ткани», «Пуговицы», «Фантики»;
- Журнал для фиксирования результатов.
Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Умение наблюдать, вырабатывается в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская деятельность. Наблюдения на прогулке вызывают у детей большой интерес. На прогулке предлагаю следующие наблюдения:
- за зимующими птицами;
-за погодой;
- за машинами;
- за деревьями зимой;
- за ветром, солнцем, за снегом, снежинками;
- за сезонными изменениями на участке детского сада и др.
На прогулке провожу дидактические игры («Кто назовёт больше качеств и свойств?», «Узнай по описанию», «Узоры на песке») или подвижной («Беги к знакомому дереву», «Кто быстрее перенесёт камушки», «Следопыты», эстафеты с использованием природного материала (шишки, жёлуди, камушки, листья). Игра «Раскопки далёких миров», предоставляет ребёнку возможность сочинять, придумывать, фантазировать, развивает речь.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.
Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
Непосредственную образовательную деятельность с элементами экспериментирования выстраиваю следующим образом:
1. Интересное начало (мотивация, точка удивления).
2. Игры на систематизацию знаний: «Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Найди такую же», «Найди общее».
3. Сообщения детей.
4. Физкультминутминутка.
5. Опытно-экспериментальная деятельность.
6. Умозаключения детей на основе опытов.
7. Решение проблемных задач, ситуаций.
8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание).
При проведении экспериментальной работы с детьми стараюсь соблюдать определенные правила:
-Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
-Не сдерживать инициативу детей.
-Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
-Не спешить с вынесением оценочных суждений.
- Помогать детям научиться как управлять процессом усвоения знаний
Непосредственная образовательная деятельность – экспериментирование планируется и проводится с учетом сезонных изменений и возрастных особенностей детей младшего и среднего возраста.
Не менее важным моментом является эмоциональное переживание детьми наблюдаемых процессов и явлений. В своей работе я использую игры-эксперименты, процессе которых дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т. к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества. Я активно использую сказочные сюжеты, подвижные игры, так как они позволяют детям не только пережить, но и изучить различные процессы преобразования. Игра важна не только потому, что в ней присутствует интересная ребенку система эмоциональных переживаний, но и потому, что он совершает игровые действия, которые передают различные свойства окружающего мира, например, сжимается, изображая лёд, а затем выполняет плавательные движения, изображая воду. Своим поведением ребёнок фактически моделирует состояние воды, и у него формируется двигательный образ различных состояний этого вещества.
Для самостоятельных исследований были разработаны различные схемы проведения опытов и рисунки – символы (ладошка, глаз, рот, ухо, нос, подсказывающий с помощью каких органов чувств можно изучить предмет.
Для развития познавательной активности детей мне особо хотелось бы отметить использование проектной деятельности. Для более успешного усвоения материала мною были разработаны исследовательские проекты: «Может ли вкусное быть опасным?», «Волшебница - Вода», «Удивительные свойства воздуха».
Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.
Для работы с семьей мы используем следующие формы работы: тематические выставки («Я – исследователь», «Маленький почемучка», фотовыставки («Мы познаем мир», «Мама, папа, я – изобретательная семья», конкурс «Лучшее изображение снежинки». Родители принимают непосредственное участие в проектной деятельности. Для повышения педагогической культуры родителей были проведены беседы и консультации («Устроим дома лабораторию», «Для чего ребенку лупа?», «Экспериментируем дома», «Малыш – природный исследователь» и др.) Состоялось родительское собрание на тему: «Развитие познавательной активности ребенка посредством экспериментирования», на котором мы предложили родителям поучаствовать в мастер–классе по проведению экспериментов, познакомили с картотекой и лабораторией. Что способствовало активному участию родителей в пополнении мини-лаборатории материалами для исследований. Многие родители организовали экспериментальную деятельность с детьми в домашних условиях. В итоге была организована фотовыставка «Экспериментируем дома», целью которой было популяризировать данный вид деятельности.
В результате проведенной работы по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования я сделала для себя вывод: выбранные мною методы и приемы, формы работы по развитию познавательной активности, любознательности оказались эффективными, что доказывают результаты диагностики. Так положительный результат проводимой работы показала диагностика предпочитаемого вида деятельности по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности». Диагностика проводилась в начале деятельности и конце года. В начале работы предпочитаемым видом деятельности была игра, а в конце по итогам деятельности 32% детей выбрали детское экспериментирование, 30% игровую деятельность, 12% чтение художественной литературы, 14% изобразительную, 12% конструирование. Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, я смогла заинтересовать детей, у детей появился активный познавательный интерес к объектам живой и неживой природы и экспериментов с ними. Мониторинг сформированности интегративных качеств «Любознательный, активный» показал: высокий уровень составил – 45%; средний уровень – 55%; низкий уровень отсутствует.
Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идёт развитие познавательной активности, любознательности; создаются условия для формирования основного целостного мировидения ребенка; создаются предпосылки для формирования у детей практических и умственных действий; развиваются психические процессы, наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости, делать выводы. Благодаря проделанной работе наши дети могут ответить на вопрос, как я это делаю, почему я это делаю так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получится в результате. Они умеют видеть в обычном – необычное, в знакомом – незнакомое, в известном – неизвестное, и я надеюсь, что многие из них на всю жизнь останутся почемучками и любознайками. Таким образом, познавательно – исследовательская деятельность помогают мне учить детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, т. е. исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.
Перспективу развития своего опыта вижу в:
- продолжении работы по развитию познавательной активности детей посредством экспериментальной деятельности;
– применении в работе новых методов и приемов, технологий (расширить использование ИКТ);
- усовершенствовании предметно-развивающей среды с учетом возрастными особенностями детей ;
- активизации участия родителей в развитии познавательной активности детей.