Бакшеева Татьяна Сергеевна
Участие семьи в коррекции и реабилитации проблем девиантного поведения воспитанников спецшколы
▼ Скачать + Заказать документы
Участие семьи в коррекции и реабилитации проблем девиантного поведения воспитанников спецшколы
Родительское собрание.
Мы с вами сегодня вспомним особенности подросткового возраста и задачи, которые необходимо пройти детям, чтобы в дальнейшем у них все было хорошо.
Начнем словами великого ученого Пифагора:
- Пристанью для корабля служит гавань, а для жизни семья!
Подростковый возраст «отрочество» - это пора достижения, стремительного наращивания знаний, умений, становление нравственности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции.
Публикация «Участие семьи в коррекции и реабилитации проблем девиантного поведения воспитанников спецшколы» размещена в разделах
Подростковым принято считать период от 11-12 до 15-16 лет. Этот период знаменует собой бурное психофизиологическое развитие и перестройку социальной активности.
Подростковый возраст - это, пожалуй, самый трудный период в жизни человека. В это время подросток должен решить сложные задачи. Рассмотрим их.
Дети 10 лет
Задачи:
1. Формирование интересов.
2. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться.
3. Формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам.
4. Формирование уверенности в себе.
Личностные и эмоциональные особенности: присутствует одновременно два стремления: «быть как все» и «быть лучше других». Перестраивается мотивационная сфера: ребенок начинает стремиться к самоутверждению. Он охотно берется за многие дела, но при первой же трудности бросает их. Повышается двигательная активность.
Общение со сверстниками: восприимчив к такому стилю руководства, когда взрослый проявляет инициативу, задает некоторые общие рамки деятельности, но позволяет детям самим принимать решения, не устанавливает пошагового контроля.
Возможные причины:
1. Половое созревание.
2. Увеличение внимания к недостаткам.
3. Реализация одного из мотивов плохого поведения.
Рекомендации:
1. Привлечение к сотрудничеству.
2. Не следует оберегать ребенка от возможных неудач.
3. Необходимо соизмерять требования к ребенку с его возможностями.
4. Давать детям возможность проявлять инициативу, но быть готовым все делать самому.
Младший подростковый возраст (11–12 лет)
Задачи:
1. Выделение круга устойчивых интересов.
2. Формирование интереса к другому человеку как к личности.
3. Развитие интереса к себе, формирование навыков самоанализа.
4. Развитие и укрепление чувства взрослости.
5. Развитие навыков личностного общения в группе сверстников.
Личностные и эмоциональные особенности.
Формируются «чувство взрослости», стремление к независимости, самостоятельности. Присваиваются, прежде всего, внешние атрибуты взрослости. Для ребенка более важно признание самостоятельности и прав, чем действительная их реализация. Отмечается повышение интереса к своей внешности, усиление отрицательного отношения к ней. Характерны повышенная активность, резкое возрастание познавательной активности и любознательности, стремление к деятельности, разбросанность интересов. Именно здесь возникает интерес к различным музыкальным направлениям.
Общение со сверстниками: общение со сверстниками очень важно. Большое значение имеет обретение друга. Интерес к противоположному полу проявляется вначале в неадекватных формах (задирается, якобы не замечает). Формируются свои кодексы чести. Повышенное внимание к своему положению среди сверстников. Характерен крайний конформизм. Ребенок интересуется тем, чем интересуются его друзья, чтобы войти в компанию.
Возможные причины:
1. Половое созревание, формирование «чувства взрослости».
2. Повышение внимания к своим недостаткам.
3. Стремление к самостоятельности, реализация одного из мотивов плохого поведения.
Рекомендации:
1. Необходимо поощрять самостоятельность.
2. Объяснять успехи ребенка его способностями, а неудачи — недостаточностью усилий.
3. Быть готовым к разносторонности интересов ребенка.
4. Договариваться!
5. Проводить доверительные беседы.
Средний подростковый возраст (13–15 лет)
Задачи:
1. Формирование умения ставить перед собой цели и достигать их.
2. Овладение способами регуляции поведения и эмоций.
3. Формирование умения строить равноправные отношения со сверстниками.
4. Формирование умения понимать причины собственного и чужого поведения.
5. Формирование позитивного отношения к себе.
Личностные и эмоциональные особенности.
Быстрое развитие самосознания. Важна эмоциональная значимость цели. Подросток может подолгу заниматься рефлексией своих собственных и общечеловеческих особенностей. Углубленно изучает самого себя. «Кто я?» — основной вопрос возраста. Характерна эмоциональная неустойчивость, глубокая неудовлетворенность собой. Озабочен тем, что не умеет владеть своим поведением. Может «купаться» в соответственных чувствах (как положительных, так и отрицательных). Слабость и неудачливость в какой-то одной области подросток стремится компенсировать в другой. Особенно важно, как к нему относятся другие. Особое значение придается личной привлекательности (внешности, манере держать себя).
Общение со сверстниками: наиболее значимо групповое общение. Развиваются средства общения. В категоричной форме отстаивает право на дружбу со сверстниками (объятия, рукопожатия). Оценка поступков сверстников более эмоциональная, чем раньше. Характерно чувство напряжения от смутного чувства влюбленности. Исчезает непосредственность при общении с противоположным полом. Внешне в этих взаимоотношениях возникает большая изолированность. Ближе к 14–15 годам в круг общения включаются дети обоего пола. Отсутствие взаимности становится причиной сильных негативных эмоций.
Общение со взрослыми: связи с родителями перестают быть непосредственными. Если к подростку относятся как к маленькому ребенку, он бурно выражает свой протест. Недостаток внимания, заботы и руководства. Формализм воспринимается болезненно. Чрезмерная опека и контроль также приносят негативные плоды. Характерна имитация поведения значимого взрослого.
Возможные причины:
1. Самоутверждение.
2. Развитие интереса к противоположному полу, появление новых чувств, гормональные изменения, отрицательное отношение к своей внешности.
3. Стремление к независимости, реализация одного из мотивов плохого поведения.
Рекомендации:
1. Обсуждение с детьми проблем общения.
2. Сотрудничество.
3. Развитие волевого поведения с использованием эмоционально привлекательных целей. Обогащение интересов и увлечений подростка.
4. Включение в деятельность усложненных заданий, предъявляющих повышенные требования.
5. Давать как можно больше подконтрольной самостоятельности.
Вывод: Зная задачи, которые необходимо пройти подростку, мы можем помочь в коррекции и реабилитации проблем девиантного поведения воспитанников.
Притча «Все в твоих руках».