Талеева Эльза Григорьевна
Участие дошкольников в благотворительной деятельности как форма социально-нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Участие дошкольников в благотворительной деятельности как форма социально-нравственного воспитания
Великий русский писатель Лев Толстой писал:
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
Добро, согласно Большому энциклопедическому словарю, — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.
Публикация «Участие дошкольников в благотворительной деятельности как форма социально-нравственного воспитания» размещена в разделах
Являясь антонимом понятия зла, означает намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному или даже растению.
Можно сказать, что понятие добра неразрывно связано с термином «благотворительность».
Благотворительность — это способность творить благо, т. е. делать добро, действовать по-доброму. Благотворительностью называют главным образом дела, совершаемые в пользу других людей.
Добровольчество и участие в благотворительной деятельности в современном обществе представляет богатейший потенциал для решения острых социальных проблем. Это хорошая возможность каждому человеку почувствовать себя гражданином, и вносить реальный вклад в развитие своего сообщества. Гражданскую позицию необходимо воспитывать с самого раннего детства. Неслучайно, одной из задач ФГОС дошкольного образования является развития социальных и нравственных качеств ребенка, инициативности, самостоятельности и ответственности. Дошкольный возраст считается самым сензитивным периодом для формирования духовных основ личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, способствует социализации и выработке активной жизненной и гражданской позиции.
В детском саду все благотворительные акции должны вестись в двух плоскостях: работа с детьми и работа с родителями. Важно вести пропагандистскую работу среди родителей, так как они являются примером для своих детей, формирование положительного отношения к благотворительной деятельности среди родителей — залог успешной работы с воспитанниками.
Включение дошкольников в благотворительную деятельность позволяет формировать активную жизненную позицию, воспитывает положительные моральные качества — неравнодушие, участливость, милосердие. Участие ребенка в благотворительности позволяет ему на собственном опыте почувствовать, что он способен изменить в лучшую сторону свое окружение. Благотворительность — это мощный внешний фактор, влияющий на всестороннее и гармоничное развитие личности.
Можно выделить ряд положительных изменений и переживаний, которые могут произойти с ребенком, участвующим в благотворительной деятельности :
• Милосердие. Развивая у детей милосердие, мы помогаем им приобретать внутреннюю готовность прощать, чуткость к проблемам других людей, сострадание и человеколюбие.
• Радость. Люди, бескорыстно оказывающие помощь другим, часто испытывают ни с чем несравнимую радость, особенно, при виде благодарности и радость тех, кому была оказана помощь.
• Чувство сопричастности. Потребность человека и гражданина в ощущении себя частью общества, осознание своих возможностей приносить ему благо, не всегда осознается, но почти всегда является неотъемлемой частью личности. Ощущение сопричастности к чему-то большему, преодоление собственных эгоистичных потребностей в пользу общественного блага делает человека человеком. Участие в благотворительной деятельности помогает приобщаться к общему делу во благо нуждающихся.
• Чувство собственной значимости. Для полноценного психического развития каждому ребенку важно осознавать себя значимым и не только для близких людей. Помогая незнакомым или не близким людям, дети ощущают свою пользу и свои возможности.
• Чувство уверенности в себе. Участвуя в благотворительности и видя положительные результаты своих действий и поступков, ребенок позитивно оценивает и свои действия, и себя самого, что формирует в нем уверенность и развивает правильную самооценку.
• Социальная ответственность. Участие в благотворительных акциях дает ребенку возможность приобщиться к решению определенных социальных проблем и понять свое место в жизни.
Такие маленькие добрые дела стали настоящей традицией нашей группы. Все эти мероприятия проходят у нас в саду совместно с родителями. Акции социального характера повышают уровень духовно-нравственных представлений у детей, способствуют формированию своей Я–концепции и мировоззрения; устанавливают новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Добровольческая деятельность развивает эмоциональную и чувственную сферы личности, формирует ценностный мир, поощряет социальную и творческую активность. Пропедевтика благотворительной деятельности в детском саду — это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
• В рамках «Осенней недели добра» на территории Ненецкого автономного округа в группе «Солнышко» была объявлена благотворительная акция по сбору корма и аксессуаров для бездомных животных «Мисочка добра».
• Участие в ежегодной благотворительной акции «Ёлка желаний» по сбору новогодних подарков для детей, проходящих лечение в больницах округа, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Приобрели подарок для девочки трех лет из многодетной семьи (коляска с куклой);
• Участие в благотворительной акции «Добро». Вырученные средства направлены на лечение Вари Журавлёвой.
Воспитатель группы «Солнышко»
Талеева Э. Г.