Алёна Исайкина
Тьюторское сопровождение детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
В современной России всё более значимым становится рост индивидуального самосознания и самореализации личности, а, следовательно, возрастает потребность в индивидуализации существующих образовательных программ, в том числе в системе дошкольного образования.
Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.
Публикация «Тьюторское сопровождение детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
В ДОУ созданы условия для реализации индивидуального образовательного маршрута детей с умственной отсталостью легкой степени (ОВЗ). Это возможно сделать при помощи тьюторского сопровождения воспитывающихся детей, имеющих поведенческие отклонения и психологические трудности в самоорганизации познавательной деятельности. Сопровождение позволяет выстраивать индивидуальную связь образовательной программы ребенка и поля его познавательных возможностей.
Преимущества тьюторского сопровождения :
1. Тьюторское сопровождение всегда персонифицировано и направлено на конкретного ребенка, даже если тьютор работает с группой.
2. Признается безусловная ценность внутреннего мира каждой личности, приоритетность ее потребностей, целей и ценностей саморазвития.
3. Тьюторское сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием ребенка, опираться не только на возрастные закономерности, но и личностные достижения обучающегося.
4. Тьютор побуждает ребенка к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, создает необходимые условия для саморазвития, осуществления личностных выборов.
Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута.
Тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута – педагогическая деятельность по сопровождению процессов формирования и реализации ИОМ – включает:
а) выявление образовательного запроса (интереса) тьюторанта и помощь в постановке образовательных целей,
б) организацию проектирования образовательной деятельности, в т. ч. анализ и поиск образовательных ресурсов;
в) содействие в реализации ИОМ;
г) организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании.
Интерес образовательный вопрос цель ресурсы анализ
Определение познавательного интереса.
В силу своих повышенных способностей в различных учебных предметах, ребенку трудно определить направление своего профессионального развития и взрослому, сопровождающему его жизненный опыт, нужно помочь сформировать целенаправленную мотивацию для самореализации в конкретной научной области.
Для исследования познавательных интересов тьютор проводит диагностики по исследованию интересов, склонностей и способностей, индивидуальные и групповые консультации, наблюдает, составляет карты интересов, консультирует тьюторанта по вопросам развития значимых для его образовательного запроса отраслей образования, науки, производства, культуры.
Набор диагностик: анкета «Мотивы выбора любимых предметов», тест «Несуществующее животное», «Предпочтительные виды профессиональной деятельности», «Психогеометрия», опросник профессиональных склонностей, диагностика структуры учебной мотивации школьника, методика «Эрудит», методика «Тип мышления», методика «Профиль», определение профессионального типа личности,
Формулирование образовательного вопроса.
Основным методом постановки образовательного вопроса выступает обсуждение позиции ученика средствами тьюторского вопроса : уточняющего, альтернативного, провоцирующего.
-Проектирование образа своего будущего в профессиональном и личностном плане (кем хочу стать, какую профессию получить, куда пойду учиться).
-Определение образовательного вопроса учащегося (что знаю и умею, что хочу узнать, зачем мне это нужно).
Выявление сущности когнитивного затруднения - что именно не достает старшекласснику для определения в выборе дальнейшего образовательного пути для достижения образа своего будущего.
В целях объединения усилий ДОУ для детей с ОВЗ в данном направлении, а также в выработке единых подходов в организации тьюторского сопровождения разработан данный маршрут.
Данный маршрут создает условия взаимодействия тьютора и ребенка, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с самоопределением в окружающем образовательном пространстве. Педагог обеспечивает сотрудничество ребёнка с воспитателем и с детьми группы в образовательном процессе, а также понимание ребёнком учебных требований и собственных возможностей. Тьютор выстраивает вместе с ребенком его индивидуальную образовательную траекторию. Педагог выступает в роли помощника и наставника, обеспечивает сопровождение индивидуального образовательного движения воспитанника с ОВЗ относительно его образовательной программы, а также личных особенностей, потребностей, результатов и возможностей. Весь процесс тьюторского сопровождения основан на стимуляции активности ребенка. Сопровождение рассматривается как особая сфера деятельности тьютора, ориентированная на взаимодействие с воспитанником и его социальной адаптации.
Цель маршрута: Оказание помощи в организации индивидуальной образовательной траектории детей, а так же создание оптимальных, комфортных условий для успешного обучения и адаптации каждого ребёнка с ОВЗ в групповом коллективе и в ДОУ целом.
3. Задачи:
1. Содействовать проявлению интереса и мотивации к познавательной деятельности.
2. Обустраивать предметную среду, отвечающую сенситивным периодам развития и актуальному интересу детей с интеллектуальными нарушениями.
3. Организовывать образовательные события, способствующие развитию личностной рефлексии и накоплению продуктивного социального и образовательного опыта.
4. Обеспечить развитие способности учебной деятельности.
5. Организовать взаимодействие с родителями для поддержания обратной связи и мониторинга социально- образовательного процесса ребёнка.
Механизм реализации.
Технология сопровождения Организационные формы Функции сопровождения
Технология индивидуальных занятий Индивидуальная работа в группе. Оказание индивидуальной помощи в учебновоспитательном процессе на занятиях в группе. Обучение способам взаимодействия с детьми группы
Индивидуальная коррекционная работа Оказание помощи в учебновоспитательном процессе на индивидуальных коррекционных занятиях. Создание условий для рефлексии
Информационные технологии Взаимосвязь с родителями Консультационная деятельность с родителями. Обсуждение с родителями уровня адаптации ребенка в ДОУ.
Взаимодействие со специалистами службы сопровождения Рекомендации, обсуждения, консультации, беседы по совместной адаптации ребенка в ДОУ, по развитию познавательной деятельности, развитию речи, социальнобытовых навыков
Тренинговые технологии Коррекционно развивающие упражнения, игры. Снятие эмоционально психологической напряженности. Составление на основе наблюдений прогноза поведенческой ситуации, а также формирования личностных качеств ребенка.
Планируемые результаты:
1. Решение индивидуальных задач (формирование осознанного поведения, развитие речевой, познавательной активности воспитывающегося).
2. Повышение эмоциональной устойчивости, развитие волевых качеств личности ребенка; коррекция коммуникативной сферы.
3. Социализация, успешность ребенка в учебно-воспитательном процессе и общении с детьми группы.
4. Создание благоприятных условий для обучения ребенка в группе детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Индивидуальный маршрут педагога-тьютора.
Сроки Вид деятельности
Сентябрь –ноябрь -Наблюдение;
-Индивидуальное сопровождение детей на учебных занятиях в группе детей; в режимных моментах (в течение года);
-Проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
-Консультации с родителями.
-Участие в родительских собраниях в соответствии с планом воспитателя группы детей.
Декабрь – февраль - Наблюдение;
-Индивидуальное сопровождение детей на учебных занятиях в группе детей; в режимных моментах;
- Проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
-Консультации с родителями.
-Участие в праздниках, конкурсах : «Новый год».
-Зимние каникулы;
Март-май
- Наблюдение;
-Индивидуальное сопровождение детей на учебных занятиях в группе детей; в режимных моментах;
- Проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
-Консультации с родителями
-Участие в конкурсах, в праздниках;
-Анализ работы
Список литературы:
1. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста под ред. Н. В. Серебряковой, С-П. 2005, «Каро»
2. Екжанова Е. А., Стебелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М. : Просвещение, 2011.
3. Карпенкова И. В., Кузьмина Е. В. «Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях»
4. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб. : КАРО, 2009.
5. Степанова О. А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Справочное пособие. М., 2008..
6. «Воспитателю о работе с семьей» под ред. Н. Виноградовой, -М. ,«Просвещение», 1999
7. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника», Л. Островская, М., «Просвещение», 1997
8. «Комплексы утренней гимнастики в детском саду», К. Бабина, М, «Просвещение», 1998
9. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии», А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, М., «Владос», 2004
10. «Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта и психики, Н. Аксарина, Е. Тихеева, М., «Просвещение», 1998
11. «Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности», Е. А. Екжанова, С-Петербург, 2002
12. Мастерим с детьми: поделки из природных материалов. – Ростов н / Д, 2012
13. «Игры с красками и бумагой», О. А. Никологорская, М., «Школьная Пресса»,2003
14. «Волшебный пластилин», О. Морозова, М., «Просвещение», 1998