Лучший педагог года

Творчество как один из способов познания мира

Елена Володина
Творчество как один из способов познания мира
▼ Скачать + Заказать документы

Потребность в познании, то есть стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономернос­тей действительности, является одной из основных потребностей человека.

Познание - процесс общественно-исторической деятельности людей, направленный на получение знания и освоение действительности.

Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причём к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.

Публикация «Творчество как один из способов познания мира» размещена в разделах

Художественное познание — особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме.

Художественное познание отличается от позна­ния научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию, тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира, что чаще всего и составля­ет основной интерес в художественном произведении. В противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества науке свойствен интеллекту­ализм и рационализм.

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей дей­ствительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.

Творчеством называют деятельность по познанию, осмыслению и преобразованию окружающего мира.

Платон считал творчество божественной способностью, родст­венной особому виду безумия.

Христианская традиция считала творчество высшим проявлением божественного в человеке.

С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например научная, - удел в лучшем случае таланта, но подлинное творчество в высшем его проявлении, доступное великим пророкам, философам или художникам, - всегда удел гения.

В чем же состоит отличие искусства от творчества?

Искусство есть высшее проявление творчества.

В том и другом случае создается определенный продукт. Главное отличие, прежде всего в уровне исполнения этого продукта. Искусство предполагает рождение непревзойденного шедевра, яркого, сильного, не поддающегося тиражированию и серийному производству. Продукт творчества не обязательно совершенен.

Творчество - более широкое понятие. Это – преобразование, выражение себя, хобби, способ провести досуг. Творчеством могут заниматься практически все люди, начиная с самого раннего возраста.

Любой человек в той или иной мере обладает творческими спо­собностями, то есть способностями к выработке новых приемов дея­тельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем, познанию неизвестного.

Каждый ребенок, познавая новый для него окружающий мир, овладевая языком, нормами и культурой, по существу, занимается творчеством. Но с точки зрения взрослых, он овладевает уже известным, обучается уже открытому, проверен­ному. Поэтому новое для индивида не всегда является новым для общества.

Если научный способ познания мира апеллирует к сознанию человека, его умственным способностям, хотя органы чувств играют здесь не малую, но все же вспомогательную роль, то художественный - апеллирует в основном к чувствам человека – зрению, слуху, осязанию.

Специфика творчества как формы художественного познания.

Оно является образным и наглядным. Художественный образ выполняет в творчестве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.

Для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов – слово, цвет, форма и т. д.

Огромную роль в процессе познавания мира с помощью творчества играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно не допустимым, например, в процессе научного познания.

Творчество не является единовременным актом, и представляет собой процесс. Творческий процесс может включать в себя ряд этапов:

- формулирование задачи;

- попытки её решения;

- временное отвлечение от задачи, её бессознательное осмысление;

- появление интуитивного решения,

- испытание и реализация решения.

Творческий процесс является в значительной степени субъективным процессом, хотя зависит не только от человека, но и от условий постановки задачи. Кроме того, исследователями творческого процесса предлагается идея о том, что наиболее верное решение какой-либо задачи, являясь по своей сути неординарным, может появиться у человека, наименее отягчённого догмами и традиционным мышлением в данном конкретном направлении.

Художественное творчество – самое широкое поле для деятельности ребенка. Устное творчество, занятия художественным чтением, риторикой, в сочетании с игрой, перевоплощением, театром являются мощным средством познания мира. Примеряя на себя разные роли и глядя на мир с точки зрения кого-то другого, ребенок изучает мир и выражает свои чувства.

Способности к музыкальному творчеству проявляются у ребенка одними из первых. Для ребенка танец, то есть движения, - родная стихия. Как только малыш немного научился ходить, он уже может ритмично двигаться под музыку.

Танцуя, дети учатся управлять собственным телом, развивает моторику и музыкальный слух. Исследования психологов доказали, что дети, занимающиеся танцами, добиваются больших успехов в учебе, чем их сверстники, а также опережают их в общем развитии. Танец помогает формировать начальные математические и логические представления ребенка, тренирует навыки ориентирования в пространстве; развивает речь. Такие занятия обогащают двигательный опыт ребенка, совершенствуют моторику, развивают активные мыслительные действия в процессе физических упражнений.

Музыка и танец – вот что нужно, чтобы воспитывать в ребенке хороший музыкальный слух, чувство ритма. Давно доказано, что существует связь между движением и мышлением – через тренировку каждого нового движения малыш развивает мощнейшие нервные сети. Когда репертуар движений расширяется, каждый шаг в развитии дает органам чувств (в особенности слуху, осязанию и зрению) все большие преимущества в восприятии окружающей информации.

Через танец человек познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним.

Проявляется музыкальное творчество также в игре на инструментах и пении. Как правило, результаты музыкальной творческой деятельности не воспринимаются окружающими как ценности, но они имеют огромное значение для самого ребенка.

Пение, обучение игре на музыкальных инструментах и другие разновидности исполнительского детского творчества способствуют формированию чувства ритма, развивают музыкальный слух и художественный вкус. Дошкольники, используя музыкальные инструменты, в том числе свои собственные голоса, учатся выражать свои чувства и мысли, учатся распознавать и называть любимые песни, исполняют их довольно точно. А заодно разучивают стихи наизусть. Хоровое пение, как жанр творчества, помогает детям понять разницу между быстрыми и медленными, длинными и короткими, громкими и тихими звуками.

Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

Познавая окружающий мир предметов, ребенок учится точно и расчленено их воспринимать, действовать ими, узнает о разнообразии их свойств и отношений – о цвете, форме, величине.

Художественное творчество есть не только повышенная способность к представлению. Процесс творчества - весьма сложное психическое явление. Если в нём главным образом участвуют воображение, огромную долю принимает память, столько же, если не больше, мысль.

Детская изобразительная деятельность рассматривается как одна из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Мышление ребенка по преимуществу образное, и рисунок, давая наглядную основу, существенно облегчает процесс «сцепления» ассоциаций. Наглядность, образность и красочность рисунка влияют на эмоциональную сферу ребенка. Возникновение под карандашом или кисточкой изображения доставляет ему эстетическое удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, что способствует возникновению ассоциативных связей.

Изобразительная деятельность способствует развитию мышления детей, благодаря развитию анализа, сравнения, обобщения. Развиваются представления о природе, о явлениях. Изобразительная деятельность, начиная с самого раннего возраста ребенка, способствует накоплению личного опыта, является способом самовыражения и познания свойств окружающего мира.

По мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве.

Изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже - по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка.

Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

Важным направлением развития познавательных навыков любого ребенка является развитие мелкой моторики как способа познания окружающего мира. Одним из основных видов такой деятельности является лепка.

И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны.

При таком виде деятельности, как лепка задействованы все пальцы обеих рук ребенка и внутренняя поверхность ладоней.

Доказано, что зона коры больших полушарий головного мозга, ответственная за развитие речи, находится рядом с зоной, отвечающей за развитие большого пальца ведущей руки. Эффект от лепки примерно такой же, как от логопедического массажа руки.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Особое значение имеют разнотипные движения рук. В отличие от симметричных и содружественных движений регуляция которых происходит в основном на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация такого типа требует создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.

Детское творчество играет важную роль в общем процессе обучения и развития. Оно облегчает познание, творчество помогает школьнику исследовать мир через художественные материалы, богатство языка и движения, и выражать собственные идеи и эмоции. Уроки творчества – это эффективный способ ускорить развитие и личностный рост ребенка.

Недостаточный уровень развития образных представлений - одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому если у ребенка, поступающего в школу, имеются проблемы, то их надо как можно скорее "компенсировать" изобразительной и конструктивной деятельностью – в свободное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием".

Характеризуя мышление ребенка, психологи обычно выделяют стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое. Наглядно-образное опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Известно, вступление в новую стадию мышления не означает изживания предшествующей его стадии. Оно сохраняется у ребенка, помогает в развитии мышления новой стадии, составляет основу формирования разнообразной деятельности и способностей. Более того, специалисты считают - эта форма мышления необходима не только для детского творчества, но и для творчества человека любой профессии. Вот почему так важно развивать образное мышление, как и воображение, положительное эмоциональное отношение, овладение способами изображения, выразительными средствами рисунка, лепки, аппликации.

Занятия творчеством полезны не только дошкольникам и младшим школьникам. В ходе исследования, проведенного группой ученых из Стэнфордского университета, было обнаружено, что подростки, которые занимаются художественным творчеством, по сравнению с теми, кто не имеет возможности художественного самовыражения, в четыре раза чаще выигрывают академические награды.

Любая творческая деятельность является средством передачи идей, чувств.

Художественно - творческая деятельность, то есть создание произведений в различных областях изобразительного искусства (графике, живописи, пластическом искусстве) связана с процессами восприятия и познания, эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственными ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Чем активнее развивается ребенок, чем продуктивнее работает его мышление в разнообразных плоскостях и направления творческого мышления, тем продуктивнее, разносторонне развивается человек, формируется его личностное Я.

Особое значение это имеет для развития эмоционально-чувственной сферы, данной ему с рождения (умение видеть, слышать, ощущать, двигаться, осязать, обонять, говорить, мыслить, воображать, представлять и т. д.) .

Детское творчество как средство образного познания окружающего и стремления к его видоизменению определяет его своеобразие; стиль детского творчества связан со спецификой детского познания мира (восприятия и мышления).

При всём многообразии способов познания ребёнка (через деятельность, наблюдение, через слово и образ) доминирующим является действенное познание. Процесс познания у ребёнка дошкольного возраста является не созерцательно-анализирующим, а по преимуществу активно-действенным (моторным). Отсюда вытекает и своеобразие творческого выражения ребёнком тех образов, чувств и знаний, которым он располагает.

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности. Через творчество осуществляется связь человека с миром.

Таким образом, творчество целесообразно рассматривать как неотъемлемый элемент познания. Оно соотносится с познанием посредством восприятия и воображения. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют основу познания, но они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт творчества как необходимый компонент. Творчество может выступать не только как результат познания, но и как средство познания, как конструктивный элемент структуры познания.

Список использованной литературы

Толстикова И. И. Садохин А. П. "Мировая культура и искусство";

Силичев Д. А. "Культурология";

Маркова А. Н. "Культурология. История мировой культуры";

Хренов Н. А. " Социальная психология искусства: переходная эпоха".

Алан Дж. Ландшафт детской души, СПб-Мн, 1997.

Ананьев Б. Г. Формирование одаренности. Склонности и способности, Л., 1962.

7. Дранков Я. Л. Многогранность способностей, как общий критерий художественного таланта. Художественное творчество, Л. ,1983.

8. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия, М., 1997

Публикации по теме:

«Дошкольный возраст — период познания мира и человеческих отношений». Консультация для родителей«Дошкольный возраст — период познания мира и человеческих отношений». Консультация для родителей В период дошкольного детства ребёнок вступает в «возраст разума» - овладевает речью, основами интеллекта, умением контролировать своё.

Фотоотчет «Экскурсия в музыкальную школу, как один из способов организации НОД с детьми»Фотоотчет «Экскурсия в музыкальную школу, как один из способов организации НОД с детьми» Дорогие друзья и коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчёт по экскурсии для дошкольников в Детскую музыкальную школу имени Н. Римского-Корсакова.

Фотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группеФотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группе Игра - это способ познания окружающего мира. Цель: Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством игровой деятельности.

Игротека к универсальному пособию по освоению дошкольниками способов познания (ОТСМ-ТРИЗ) Использование методического комплекса «Я познаю мир» направлено на освоение детьми способов интеллектуально-творческой и познавательной.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Консультация для родителей воспитанников и коллег «Один из способов как создать новогоднее настроение. Рецепт печенья»Консультация для родителей воспитанников и коллег «Один из способов как создать новогоднее настроение. Рецепт печенья» Ко дню печенья на МААМАвтор: Симакова Наталья Викторовна Новый год самый удивительный и волшебный праздник из всех праздников! В жизни ребёнка.

Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира»Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира» В нашем СПДС «Солнышко» продолжает проводиться систематическая работа по проведению совместных мероприятий с Тольяттинской творческо-театральной.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Развитие мелкой моторики рук с применением воскотерапии как один из способов развития речи дошкольниковРазвитие мелкой моторики рук с применением воскотерапии как один из способов развития речи дошкольников Синицына Ольга Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории Россия, г. Челябинск Уровень развития мелкой моторики является.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Творчество как один из способов познания мира
Опубликовано: 13 января 2024 в 17:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творчество как один из способов познания мира» (включая файлы) размещена пользователем Елена Володина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД