Нина Бутвина
Творчество как инструмент для всестороннего развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое воспитание –это система мероприятий, способствующих развитию у детей восприятия, понимания прекрасного, побуждению к созданию прекрасного в своей жизни; организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Художественно-эстетическое развитие способствует: – приобщению детей к культуре родного края; – формированию базовые знания о народно-прикладных видах деятельности; – знакомству с основами изобразительной деятельности; – развитию творческих навыков; – тренировке памяти при изучении песен и стихов; – знакомству с музыкальным творчеством. Художественно-эстетическое развитие призвано воспитывать в дошкольниках духовно-нравственные ориентации, развивает творческий потенциал, знакомит с родной культурой. Оно состоит из следующих элементов: изобразительная деятельность, конструктивно-модельная деятельность, музыкальное воспитание, театрализованная деятельность. Актуальность такого развития объясняется тем, что формирование духовно-нравственных ориентаций у ребенка играет серьезную роль в его 164 жизни, очень важно заложить определенные ценности в раннем возрасте. Чувство совести, ответственности, милосердия, способность к различению добра и зла, умение ценить красоту – все это возникает у детей при знакомстве с русскими детскими сказками, музыкальными произведениями в которых присутствует поучительная мораль, показательные образы злодея и героя, описание красоты природы. Выявление творческого потенциала и развитие эстетических навыков у ребенка происходит при знакомстве с художественно-изобразительной и музыкальной деятельностью, при знакомстве с устным народным творчеством (фольклор, с произведениями литературы, театра, кино, при знакомстве с экспонатами региональных музеев (изобразительных искусств, краеведческий) и музеев мира (выставки репродуктивных изображений, презентации). На занятиях изобразительной деятельностью воспитанники получают понятие о красках, тонах, полутонах, их сочетаниях, цветовой гамме, светотени, тонкостях цветового колорита, гармонии цвета, формируют эстетическое отношение к миру, любовь к творчеству, а также навыки мелкой моторики. Через рисование или лепку дети могут выразить собственное видение мира, индивидуальность, эмоции и чувства. Получают представление об эстетике в быту, некоторых элементах дизайна (мебель, посуда, эстетике в кулинарии. На практике навыков рисования воспитанники учатся осваивать изобразительные материалы: карандаш, кисти, фломастеры и маркеры, смешивать различные цвета, рисовать по памяти, по картине и на свободные темы. При работе с бумагой воспитанники осваивают различные художественные техники, такие как оригами, папье-маше, разрывная аппликация. На занятиях по лепке дети учатся различать пропорцию и пластику форм разнообразных фигур и силуэтов, передавать особенности строения формы, приучаются контролировать свои действия при передаче пропорций. При лепке воспитанники используют такие материалы как пластилин цветной, соленое тесто, глину. Помимо развития художественных навыков на практике изучают народное, декоративно-прикладное искусство (матрешки, глиняные игрушки (дымковские, филимоновские, картины, расписную посуду). Смотря на творчество и произведения искусства, ребенок может почувствовать чувство вдохновения, желание обучиться таким же навыкам, а также знакомится с народным творчеством и приобщается к культуре. Проведение музыкальных занятий с группой детей может способствовать формированию навыков пения, чувства ритма, звуковысотного слуха, навыков 165 интонирования. На занятиях воспитанники знакомятся с элементами русского фольклорного жанра (запевки, обрядовые песни, музыкально-подвижные игры, с произведениями русских композиторов (П. И. Чайковский, Н. А. Римский Корсаков и др.). Обычно музыкальные занятия проводятся в специально оборудованном зале в присутствии педагога по музыкальному воспитанию. Дети могут слушать произведения различных композиторов, петь, им предоставляется возможность поучаствовать в сотворении мелодии (с помощью музыкальных инструментов: фортепиано, маракасы, барабан, духовые инструменты, бубен и т. д., готовятся к праздникам, музыкальным развлечениям. Одним из важных средств художественно-эстетического воспитания является театрализованная деятельность, как творческий процесс освоения средств сценического искусства, приобщаются к театральной культуре. Многообразные пути и эстетического воспитания способствуют развитию творческого, гибкого мышления, воображения, фантазии.