ольга тохтобина
Семинар «Ручной труд и дошкольник»
▼ Скачать + Заказать документы
Ручной труд и дошкольник
Воспитатель МБДОУ детский сад «Рябинушка»
Тохтобина Ольга Викторовна
Семинар по теме Ручной труд и дошкольник
Уже давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Публикация «Семинар „Ручной труд и дошкольник“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Ручной труд в детском саду способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка. Одна из главных задач, которые решает ручной труд это развитие мелкой моторики рук.
Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Что в дальнейшем поможет ребёнку в школе. Ручной труд имеет большое значение в деятельности дошкольников, и он очень многообразен.
Ручной труд в детском саду – это всевозможные занятия, зафиксированные в программе по обучению детей дошкольного возраста. Всевозможные занятия труда в детском саду направлены на привитие навыков обращения с материалами, помимо ручного труда задача воспитателей – разъяснить всю важность такого понятия, как труд, в жизни каждого человека.
Ручной труд в детском саду пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает творческое мышление, воображение и интеллект, дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.
Своими руками малыш может сделать совершенно разные вещи и подарить своим близким. Готовя такие вещи ребенок учится думать о близких, делает его ближе в семье
Занятия труда в детском саду не только способствует формированию у ребенка различных навыков и умений, но и влияют на эстетическое развитие. Развивая мелкую моторику, ручной труд полезен для становления речи.
Чем чаще ваш малыш будет заниматься творчеством, тем более разносторонней личностью он вырастет
Также нужно развивать и поощрять ручной труд в домашних условиях. Он заключается в изготовлении различных поделок, аппликаций, сувениров. Чтобы заинтересовать ребенка в труде, поделка должна быть не абстрактной, а иметь свое практическое применение.
Если ребенка интересует ручной труд в детском саду, то и дома родителям необходимо поддерживать желание ребенка творить. Помогайте ему сделать подарок кому-либо. Дети любят дарить свои поделки мамам, бабушкам, друзьям в детском саду, братишкам и сестренкам. Поэтому хорошо вместе с ним учиться изготавливать различные поделки, сувениры, лепить из пластика и пластилина, рисовать пальчиками и кисточками красками, карандашами, мелками и фломастерами.
Ручной труд многообразен и подразделяется на виды по материалу из которого что-либо делают. Ручной труд требует, прежде всего, воли в конечностях и чувства и восприятия.
Например, по делению по материалу ручной труд предполагает следующие направления работы:
1) технология работы с бумагой:
- оригами
- аппликация
- бумажной моделирование
2) технология работы из природного материала
3) технология обработки ниток
- плетение
- макраме
4) технология обработки ткани
технология обработки кожи
I. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С БУМАГОЙ
1. Оригами (с яп. : «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага.
Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.
Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.
Классическое оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Оригами — это вид деятельности, в котором задействованы одновременно обе руки. В этом плане оригами представляется очень выигрышным занятием, способствующим повышению активности и левого, и правого полушария мозга.
Таким образом, активная работа рук, наряду с работой интеллекта создает очень интересные условия для развития психических способностей человека.
Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим в детстве является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегии взаимодействия полушарий.
- Модульное оригами
Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга.
- Простое оригами - стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом. Простое оригами ограничено использованием только складок горой и долиной. Целью данного стиля является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.
- Складывание по развёртке
Развёртка (англ. crease pattern; паттерн складок) – один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки базовой формы модели. Далее остается только придать ей вид.
- Мокрое складывание — техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой, использует смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов. В этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.
Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.
2. Аппликация — один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Основным признаком аппликации является силуэтность.
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.). сюжетной, отображающей те или иные события, и декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. Это очень древнее искусство. Его история насчитывает более 2500 лет.
Занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка. Они способствуют развитию у него творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса у детей.
- Обрывная аппликация.
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае бумагу разрывают на кусочки и составляют из них изображение.
Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Это будет сделать проще, если сначала на обратной стороне цветной бумаги нарисовать контур рисунка.
- Накладная аппликация.
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
- Модульная аппликация (мозаика).
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
- Симметричная аппликация.
Этот образ хорош для вырезания образов, имеющих симметричное строение, или для получения двух совершенно одинаковых изображений.
«Заготовку» (квадрат или прямоугольник подходящего размера) складываем пополам, держим за сгиб и вырезаем лишь половину изображения.
- Ленточная аппликация.
Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
- Силуэтная аппликация.
Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
3. Бумажное моделирование или конструирование. Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) материала.
Термин «конструирование» В отечественной методической литературе он много десятилетий употреблялся в паре со словом «моделирование» (которое впоследствии заменили понятием «макетирование»). Словосочетание «конструирование и моделирование» означало изготовление макетов каких-либо сооружений: архитектурных, технических и пр.
II. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА
Работы по созданию композиций из природных материалов расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют запоминанию красок, форм и свойств данного материала. Приучают к аккуратности и внимательности в процессе работы.
Увлекательный, творческий характер такого вида деятельности способствует умственному развитию ребёнка, влияет на формирование его мышления и внимания. В этом труде всегда есть новизна, поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.