Ирина Ляховицкая
Творческое развитие дошкольников: духовно-нравственная проблема
В последнее десятилетие 20 века в Российской системе дошкольного образования произошли позитивные перемены: обновление содержания и технологии учебно-воспитательной работы с детьми на основе личностно- ориентированного подхода к развитию ребенка. Ощутимо стали меняться взгляды на многие проблемы дошкольного образования, понимание роли ДОУ в процессе обучения и образования подрастающего поколения.
Публикация «Творческое развитие дошкольников: духовно-нравственная проблема» размещена в разделах
Педагогикой доказано необходимость и важность раннего творческого развития дошкольника. Новый опыт, новые знания позволяют современному педагогу ориентироваться при решении данной задачи на более высокий духовно-нравственный смысл исходя из понимания самоценности периода дошкольного детства, процесса и результатов детского творчества. Многие педагоги-исследователи пришли к обоснованному выводу, что авторитарная система обучения, основанная на подчинении детей воле взрослого особенно вредна тем, что подавляет в ребенке индивидуальность, творческое начало, лишая права само утверждения в условиях свободного выбора и радости самореализации.
При возрастающем понимании значимости детского творчества в процессе личностного развития человека сегодня актуализировались две основные педагогические проблемы : 1) роль взрослого в процессе творческого развития ребенка. 2) творческая деятельность детей, основанная на выполнении творческих работ по заказу.
Каждая образовательная программа- это лишь определенная схема, на которой концентрируется внимание педагога. Оживить любую программу может совместное творчество ребенка и педагога, которое и становиться основой для укрепления связи учебного процесса с жизнью. Важно выявить влияние жизни на детское творчество, которое не всегда сегодня бывает плодотворным. Обе эти проблемы требуют исследования, прежде всего с духовно-нравственных позиций, так как неумение найти нужные формы руководства творческой деятельностью ведет к угасанию в детях потребности творить уже к 7-8 годам, в ущерб их личностного становления. В тоже время, - поощряя право ребенка творить, в культурной и творческой жизни часто из меркантильных побуждений втягивая в заказное творчество, привлекая к созданию проектов, участию в тематических конкурсах, выставках детского творчества. Разные фирмы, ассоциации, фонды предоставляют для этих проектов помещения, призы, подарки, но взамен формулируют темы и условия конкурсов, обеспечивают широкую информацию о проводимой акции.
Детские коллективы превращаются в малые предприятия по быстрому и эффективному изготовлению рекламы с использованием фирменных знаков, логотипов, тематики фирменной продукции. Такие проекты бывают очень заманчивы для педагогов, руководителей, так как дают возможность завоевать известность. Однако работа по заказу часто убивает в детях инициативу и так же в последствии приводит к снижению духовным наполнением творческой деятельности детей. Особенно это ощущается в традиционной системе музыкального воспитания, где до сих пор главенствует регламентация детского поведения по предлагаемой взрослым программе: слушание музыки, пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Необходима роль использования детского творчества для укрепления душевных сил ребёнка.
Результаты экспериментальной деятельности показали, что вовлечение в творчество заставило детей забывать об обидах, личных проблемах, снимало стресс, усталость. Программа творческого развития реализовалась от спонтанных детских экспериментов со звуками к поискам звуковых образов, сопоставленным сочинениям, образно-звуковым импровизациям.
В выборе творческих задач и заданий большую помощь оказали педагогические идеи К. Орфа, К. Тарасовой, Н. Ветлугиной, В. Шульгиной, О. Юдиной, Н. Терентьевой.
Приоритетным в нашей работе было создание условий для возникновения у детей интереса творить по мере своих сил, природных способностей, развития у дошкольников понимания роли творчества в жизни людей. Как показал проведенный эксперимент, наиболее эффективным для вовлечения детей в творчество является следующие виды деятельности: самостоятельное озвучивание сказок, игра в оркестре на самодельных инструментах, сюжетно-ролевые игры с использованием детских сочинений (стихов, песен, дидактические игры, свободные пляски, танцы, особенно интересны детям творческие домашние задания.
Творческое развитие осуществляется на культурологической основе, открывая возможность более глубокого познания народной культуры и традиции - композиторского, исполнительского творчества.
Изучая особенности дошкольного возраста, П. Блонский отметил, «ребенок по природе своей - творец всяких, в том числе и эстетических ценностей».
Это замечательное качество детства педагог должен учитывать и всемерно развивать. Постоянный педагогический поиск в этом направлении придает занятиям с детьми высокий духовно-нравственный смысл, так как способствует воспитанию человека-творца.
47