Приложение МААМ

Духовно-нравственное развитие дошкольников в художественно-эстетической деятельности

Наталия Балашова
Духовно-нравственное развитие дошкольников в художественно-эстетической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время проблема духовно–нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной. Поэтому необходимо создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Я пробую решить эту проблему, используя средства художественно– эстетического направления. «Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее». [1,с. 5]. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы взрослые, должны окружать его любовью и красотой. Неисчерпаемым источником такой красоты является искусство – живопись, театр, музыка, литература. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально–творческое начало. Оно также связано с нравственным воспитанием. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение, фантазию. «Роль искусства трудно переоценить как в отношении общего психического развития ребенка, так и его гармоничного личностного становления». [2, с. 3].

Публикация «Духовно-нравственное развитие дошкольников в художественно-эстетической деятельности» размещена в разделах

Самый верный путь приобщения к искусству – это постоянное общение с ним.

Для решения этой задачи я разработала проект «Путешествие в мир прекрасного».

Цель проекта помочь ребенку познать и сделать своим духовным достоянием наследие мировой и русской культуры, приобщение ребенка к красоте, воспитание способностей воспринимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, создавать его в собственной творческой деятельности, развитие духовного мира детей на основе познания искусства. А так же воспитание бережного отношения к памятникам искусства и культуры.

Я провожу с детьми беседы об изобразительном искусстве. Например: «Что такое изобразительное искусство», «О красоте в жизни и искусстве», «О живописи», «Что я умею и люблю рисовать», «Красота природы рядом снами», «Художник и его картина» и др. Знакомлю детей с художниками в доступной для них форме – читаю сказки о художниках. («Сказка о грустном художнике», «О лесном художнике» и др.). Я знакомлю детей с такими художниками как И. Шишкин, И. Левитан, А. Саврасов, В. Поленов, И. Айвазовский, А. Куинджи, В. Васнецов, И. Грабарь, М. Врубель. Устраиваю детям выставки репродукций картин. Рассматривая картины, дети незаметно для себя накапливают бесценный опыт эстетического отношения к действительности. Начинают другими глазами смотреть на то, что нас окружает, замечать красоту (или непривлекательность) в том, мимо чего раньше проходили равнодушно. «Каждый художник стремиться передать чувства, настроения, мысли, которые владели им в момент творчества. Научить детей сопереживать художнику – значит научить их понимать искусство. Одним из наиболее доступных детям жанров живописи является пейзаж: художник – пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое или грустное и тревожное. Пейзажист находит красоту не только в броском и исключительном, но и в скромном и будничном; прекрасное, поэтическое видит в самом непритязательном и простом» [3,с. 70]. Для показа подбираю разные по настроению, содержанию и манере исполнения пейзажи. Во время беседы использую художественное слово. Читая детям стихи русских поэтов, приучаю их слушать и воспринимать высокую поэзию. Поэтические тексты помогают ярче воспринимать и глубже осознавать картины природы. Мы рисуем с детьми по стихотворениям С. Есенина, А. С. Пушкина, рассказывающих о красоте русской природы. Создали газету по сказкам А. С. Пушкина. Провела поэтический вечер «Пушкинская осень», где познакомила детей с биографией поэта, устроила выставку, посвященную поэту, где я и дети читали его стихи.

Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге – это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Я знакомлю детей с работами таких мастеров книжной графики, как Ю. Васнецов, Е. Чарушин, В. Конашевич, И. Билибин, Е. Рачев. Воспитываю у детей умение эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов, учу детей осознавать содержание рисунка, обращаю внимание на изобразительные средства, формирую интерес к искусству, знакомлю с выразительными средствами книжной графики, даю простейшие представления о средствах художественной выразительности. Рассматривая иллюстрации в книгах, сравниваем различные иллюстрации к одной и той же сказке. Объясняю детям, что у художников, когда они прочитали сказку, свое видение героев и сюжета сказки, и поэтому у них разные иллюстрации.

Организовываю живописные тематические выставки (по временам года, выставка одного художника, по жанрам живописи и др.). Рассматривая с детьми репродукции картин, стараюсь выяснить, что заметили дети, что им понравилось. Необходимость использования произведений изобразительного искусства в работе с дошкольниками обусловлена их огромной познавательной и эстетической ценностью. Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. У детей формируются основы культуры чувствования и восприятия произведений изобразительного искусства, формируется творческая личность, художественный вкус. Через восприятие изобразительного искусства воспитывается нравственное начало.

Провожу с детьми музыкально–литературные галереи, где дети слушают и читают стихи русских поэтов о красоте русской природы, слушают классическую музыку, рассматривают репродукции картин русских художников. Слушаем в грамзаписи голоса птиц, шум моря и дождя, звуки природы в сочетании с классической музыкой.

Знакомлю детей с произведениями народного декоративно–прикладного искусства. Произведения народного декоративно–прикладного искусства наиболее выразительны для детей. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Это позволяет нашим детям «почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями» [4, с. 3]. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Познакомила детей с дымковской игрушкой, хохломской и Городецкой росписью. Дети с удовольствием украшают игрушки дымковским узором.

Ввожу детей в мир волшебной музыки. Устраиваю вечера классической музыки. Знакомлю с творчеством композитора П. И. Чайковского. Мы слушаем его произведения из цикла «Времена года», «Детский альбом», музыкально– литературные композиции по балетам «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Посетили вместе с родителями музыкальный театр, где посмотрели балет «Щелкунчик». Совместно с родителями и детьми посещаем органный и концертный зал, где дети знакомятся с музыкальными инструментами и погружаются в мир волшебной музыки.

Знакомлю детей с музеем. Для этого привлекаю родителей. Мы вместе с родителями посетили наш музей имени М. Врубеля по темам «Здравствуй музей», «Виды и жанры изобразительного искусства», «Мы такие разные. Портрет». Создали в группе мини–музей. Родители приняли активное участие в его создании. Я с детьми проводила тематические беседы, например «Для чего нам нужен музей», «История вещей» и т. д. Затем дети зарисовывали понравившиеся предметы. Так же родители создали совместно с детьми газеты «Музеи мира». Устраиваю тематические выставки, посвященные музеям им. М. Врубеля, Русскому музею и Третьяковской галерее. Знакомя детей с музеем, способствую формированию уважительного отношения к прошлому, к своей стране, бережного отношения к культурному и историческому наследию своей страны.

Знакомство с изобразительным искусством неполноценно без самостоятельного детского творчества. Детское творчество тесно связано с понятием «прекрасное». Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Поэтому я создала творческую мастерскую «Мы художники», где мы рисуем с использованием элементов нетрадиционной техники рисования. «Нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к действительности» [5, с. 3].

Подводя итог проделанной работы, я отмечаю, что знакомство детей с разными видами художественно–эстетического воспитания способствует духовно– нравственному развитию детей.

Использованная литература.

С. Н. Толстикова, Н. А. Виноградова «Художественно – эстетическое воспитание дошкольников»;

К. В. Тарасова «Занимаемся искусством с дошкольниками»;

С. Коротких «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетического воспитания», «Дошкольное воспитание» №9, 1999год;

О. А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»;

Т. А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования».

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы ДОУ)Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы ДОУ) Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы) Современный мир со всеми его трудностями и оживленным темпом жизни, которые зачастую отводят человека от нравственности и не дают времени.

Конспект НОД по развитию художественно-эстетической деятельности «Одуванчик» Цель: художественно-эстетическое развитие детей. Задачи: Образовательные: 1. Продолжать формировать навыки работы с пластилином, нетрадиционной.

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности в средней группе «Сказочная птица»Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности в средней группе «Сказочная птица» Художественно-эстетическая деятельность в средней группе. Тема: "Сказочная птица".Цель: - Формировать художественно-творческие способности,.

Мастер — класс по художественно — эстетической деятельности «Нетрадиционное рисование в жанре пуантилизм»Мастер — класс по художественно — эстетической деятельности «Нетрадиционное рисование в жанре пуантилизм» Уважаемые коллеги! В рамках образовательного педагогического форума на базе нашего детского сада провела мастер-класс для коллег из другого.

Памятка для педагогов «Содержание центров художественно-эстетической деятельности в группах ДОУ» I. Содержание центра «Театр и дети» 1. Виды театра в ДОУ: • Театр картинок (фланелеграф) • Театр петрушек (перчаточные куклы) • Театр теней.

Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе семейных ценностей» Цель проекта: Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам Задачи: • Формировать у детей представление о семье.

Развитие музыкальной одарённости детей посредством создания системы работы по художественно-эстетической направленности Шефер Анна Константиновна МДОБУ «Детский сад № 5 «Теремок» город Минусинск Развитие музыкальной одарённости детей дошкольного возраста.

Самоанализ открытого мероприятия художественно-эстетической деятельности «Знакомство с Торжокской игрушкой» Самоанализ открытого мероприятия художественно – эстетической деятельности детей средней группы на тему: «Знакомство с Торжокской народной.

Влияние телевидения на духовно-нравственное развитие подростков Коммуникативные возможности телевидения, такие как оперативность, «эффект присутствия» делают его наиболее действенным инструментом управления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное развитие дошкольников в художественно-эстетической деятельности
Опубликовано: 14 февраля 2016 в 12:49
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное развитие дошкольников в художественно-эстетической деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Балашова (УИ 343898) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД