Виктория Котова
Консультация «Обучение творческому рассказыванию»
Творческое рассказывание, обучение творческому рассказыванию
Вопросы обучения детей творческому рассказыванию раскрываются в научных трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. С. Ушаковой, Л. М., Бородич А. М.
Обучение детей умению придумывать творческие рассказы положительно влияет на развитие речи. Дети упражняются в активном использовании словаря родного языка, учатся грамматически правильно строить предложения, логично сочетать их в рассказы. Это помогает ребенку овладеть устной, а позже и письменной речью, учит их правильно выражать свои мысли.
Публикация «Консультация „Обучение творческому рассказыванию“» размещена в разделах
Творческое рассказывание выступает как средство эстетического воспитания, средство развития художественно-творческих способностей детей. Ребенок усваивает и понимает прекрасное не только путем созерцания, а в активной творческой деятельности.
Творческое рассказывание имеет важное значение для нравственного воспитания детей.
Программа детского сада ставит конкретные задачи по обучению детей творческому рассказу. Начинается со старшей группы, надо развивать у детей умения: составлять сюжетные рассказы, сказки, придерживаться композиции изложения, характеризовать персонажей сказки или рассказа; придумывать события, предшествующие тем, что воспроизведенные на картинах или являются продолжением их содержания. Воспитатель должен учить детей проявлять творческую инициативу, придумывать продолжение и окончание рассказа, придумывать рассказ на тему, предложенную воспитателем, составлять связный сюжет, который последовательно развивается, применять в речи образные слова, эпитеты, сравнения.
В подготовительной группе предусматривается в самостоятельной творческой рассказа учить детей придумывать рассказы и находить соответствующий стиль повествования. Рассказы должны иметь четкую композиционную структуру (описание условий, действующих лиц, развертывание действия, кульминация, развязка).
Виды творческих рассказов :
- на наглядной основе (по сюжетной игровой обстановкой, сюжетная рассказ о 1 игрушке, придумывание начала или конца к событиям, изображенных на картине, описательные рассказы о природе).
- на словесной основе - это придумывание конца к началу рассказа или сказки воспитателя, рассказ на тему, предложенную воспитателем, самостоятельное составление сказок.
Разновидность занятий:
- самый легкий вид занятий: составление описательных рассказов про игрушку (в младшей группе дети составляют рассказы по 1 игрушке, а в старших группах помимо описания игрушки дети рассказывают каким образом с ней можно играться).
- более сложным видом является по сюжетной игровой обстановке (группа игрушек, тема «В гостях у куклы Кати», или воспитатель создает обстановку) (Кто пришел к Кате в гости? Что им Катя показала)
- творческие рассказы про игрушку. Ребенок должен самостоятельно придумать образные ситуации, действия с данной игрушкой. Поэтому это задача ставится только в подготовительной группе. Сложной задачей является составление детьми рассказов об одной игрушке, но с разными сюжетами. Если детям трудно его выполнить, воспитатель может предложить несколько вариантов развития сюжета.
Разновидностью таких занятий является: рассказы - инсценировки или составление сказок об игрушке, специфика этих рассказов, сказок заключается в том, что ребенок одновременно выполняет три задачи: придумывает сюжет, двигает игрушку по столу, рассказывает о действиях игрушки.
Рекомендуется, проводить занятия с наглядным материалом. Детям дают одинаковые мелкие игрушки (утята, машинки, куклы).
Приемы проведения занятий:
Предлагается такой прием - совместное составление рассказа подгруппами детей (детям предлагают один набор игрушек для настольной инсценировки, дети все вместе составляют рассказ, а затем решают кто будет ее рассказывать).
По тому же принципу проводят занятия на составление детьми творческих рассказов по картине.
Самым сложным для детей является описательные рассказы о природе. Поэтому эта работа проводится в подготовительной группе.
Особый интерес представляют творческие рассказы на сравнение природных явлений. Такие темы создают широкие возможности не только для того, чтобы разнообразить содержание, но и для использования различных грамматических и синтаксических структур, в частности распространенных и сложных предложений. Это - лексические упражнения на подбор эпитетов, метафор, сравнений, синонимов и антонимов, которые помогают детям почувствовать красоту стиха. («Как можно сказать про березу? Про осень? Про снег?»)
Рассказы-этюды (Н. Ф. Виноградова) представляют собой небольшой рассказ на предложенную тему, своеобразную словесную зарисовку. Сначала детям предлагают рассказать о признаках, которые привлекают внимание детей своим разнообразием («зимний» лес, парк осенью). Постепенно дети переходят к более сложным этюдам и должны быстро, внятно описывать один, но яркий предмет («Тюльпан», «Ромашки»).
Самым сложным видом творческого рассказывания является составление рассказа или сказки на тему, предложенную воспитателем. В них ребенок должен сам рассказать об условиях, в которых происходит событие, описать героя, определить и раскрыть ход действий, придумать конец.
На занятиях творческого рассказывания используются как общеизвестные учебные приемы (образец, план, указания, оценка, так и специфические приемы развития творческого воображения и активизации творческих способностей. Чаще всего используется план рассказа.
С планом воспитатель знакомит детей после того, как им становятся известны сюжет и тема рассказа.
Для того чтобы закрепить в детской памяти план рассказа, целесообразно предложить кому-то из детей повторить основные его моменты.
Ценным приемом является: игровой прием, называние предмета, вопрос, анализ и оценка рассказов, повторение рассказа товарища, прием составления коротких рассказов, объединенных одним героем.
В комплексе эффективных методических приемов на занятии широко используется и такой прием, как указание. Указания бывают такие: рассказать подробно, продумать свой рассказ, продумать начало рассказа.
Для того чтобы больше заинтересовать детей, можно использовать такие приемы, как чтение перед группой или прослушивания записанных на магнитофон детских рассказов, оформление рассказов детей в небольшие книжки-самоделки, иллюстрации к ним могут нарисовать сами дети.