Наталья Помелова
Обучение творческому рассказыванию с использованием авторской технологии Волковой С. Н. «Белый лист»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросами формирования связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями занимались многие авторы Спирова Л. Ф., Трауготт Н. Н., Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Левина Р. Е., Никашина Н. А., Воробьева В. К., Глухов В. П. и другие. Они отмечали, что в связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Публикация «Обучение творческому рассказыванию с использованием авторской технологии Волковой С, Н, „Белый лист“» размещена в разделах
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
От степени сформированности связной речи зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.
Число детей, имеющих различные речевые расстройства, которые нуждаются в специализированной помощи, с каждым годом становится все больше. Среди речевых нарушений отмечается высокий процент детей имеющих ОНР 3 – 4 уровней. Результаты мониторинга речевого развития за последние годы показали, что у дошкольников с ОНР 3-4 уровней нарушено формирование связной, прежде всего составление рассказов с элементами творчества.
Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, представляет большие трудности. Эти дети испытывают большие затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.
Все это определяет необходимость особого внимания к организации занятий по обучению дошкольников с ОНР составлению рассказов с элементами творчества и использованию адекватных приемов обучения с учетом особенностей этой группы детей.
Работа по развитию связной речи дошкольников с ОНР 3 уровня строилась в соответствии с программой Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада», часть 1,2, а также использовались методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи, предложенные В. П. Глуховым.
Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.
К основным видам рассказывания с элементами творчества относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему.
Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени и места событий и др.). В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у детей определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и др.). Обучение данному виду рассказывания занимает особое место в работе с детьми, имеющими ОНР.
В работе, по формированию навыков творческого рассказывания наряду с традиционными методами и приемами использовалась авторская технология Волковой С. Н. «Белый лист». Работа строилась по этапам.
Первый этап применяется в работе с детьми только на материале знакомых сказок или рассказов, согласно программе и перспективному плану. При пересказе знакомых рассказов с использованием серии сюжетных картинок одна из картинок переворачивалась или заменялась обычным белым листком бумаги. Детям предлагалось самим вспомнить, что должно быть изображено на картинке вместо белого листа. Второму ребенку предлагается белый лист уже вместо двух картинок в разных местах рассказа.
Второй этап.
При составлении рассказа по серии сюжетных картинок детям предлагается рассмотреть их и установить последовательность событий. Далее, предлагается подумать, что могло бы быть ещё в этой истории, чего нет на картинках. В определенное место среди серии картинок, кладется пустой лист, и мы с детьми начинаем фантазировать. Все, что придумывают дети самостоятельно или совместно, схематично зарисовывается. Затем ребенок составляет рассказ по серии сюжетных картин, включая свою картинку. Таким образом, мы получаем совершенно разные рассказы по одной и той же серии картин.
Третий этап.
На этом этапе детям предлагается придумать начало и (или) продолжение, завершение истории (рассказа).
На занятии мы придумываем разные варианты начала и (или) продолжения, завершения истории. Дома дети с родителями рисуют придуманный сюжет на листке бумаги. В понедельник они приносят свои рисунки и знакомят детей со своим рассказом, своей историей. На этом этапе детям хочется рассказать свою историю и познакомиться с рассказами других детей.
Результаты проведенной работы показали:
1. Применение в работе по развитию связной речи авторской технологии Волковой С. Н. «Белый лист» позволяет использовать детям различные каналы восприятия, создаёт условия для более прочного усвоения компонентов языковой системы, повышает мотивацию к вербальным формам деятельности, способствует развитию познавательной активности, создает ситуацию успеха в деятельности.
2. Улучшились показатели свойств внимания (концентрация, устойчивость).
3. Использование представленной технологии способствовало развитию творческого воображения (широта, яркость, оригинальность).
4. Улучшились показатели развития мелкой моторики рук.