Анжела Гишварова
Творческо-исследовательский проект «Обрядовые праздники «Ой, да на Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: творческо-исследовательский, взросло-детский.
Участники проекта: дети, родители, педагоги
Возраст детей: подготовительная группа
Сроки реализации проект: октябрь - май
Цель проекта:
Формирование у дошкольников духовных ценностей: интереса к изучению культуры своих предков, любовь к родному краю через театрализованную деятельность.
Задачи:
• воспитывать гордость за культуру кубанского казачества, желание ее сохранять;
• воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей Родины;
Публикация «Творческо-исследовательский проект „Обрядовые праздники „Ой, да на Кубани“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Кубань
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты
- Проекты творческие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
• воспитывать дружеские взаимоотношения, любовь к родной земле;
• воспитывать умение работать коллективно;
• развивать познавательный интерес;
• развивать творческие способности детей: дикцию, учить строить диалоги; отработка диалогов, разучивание музыкальных номеров;
• развивать связную монологическую речь и диалогическую речь;
• развивать память, мышление;
• обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни;
• расширять знания о кубанском фольклоре, народных играх;
• закреплять представления о народных кубанских обрядах и обычаях;
• знакомить и приобщать дошкольников к традициям культуры кубанского народа.
Проблема
Недостаточные знания детей и родителей об истории и целях обрядовых праздниках на Кубани. Какую роль выполняют дети и их действия в кубанских праздниках.
Актуальность
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням народа, изучение его культуры и быта способствуют сохранению традиций и обычаев своего народа.
Система патриотических и гражданственных отношений формируется от близкого (семья, детский сад) к далекому (город, край, Россия). Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения культуры малой Родины, в нашем случае – Кубани.
Народные праздники и традиции занимают особую роль в приобщении детей к народной культуре. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Данный проект это диалог с прошлым путём реставрации давних праздничных традиций, кубанских народных обрядов и раскрытия их воспитательного потенциала, так как наследие кубанского народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Актуальность методики заключается в том, что она построена на принципе интеграции разных видов детской деятельности с учётом регионального компонента, в рамках реализации трёх этапов проведения праздника: 1 этап - подготовительный, 2 этап - проведение праздника, 3 этап - проводы праздника.
Прежде чем разработать проект, нами были изучены сведения о народных праздниках. Для этого была создана «Копилка сведений о народных праздниках», в которую собирали материалы из разных источников об истории возникновения праздника, об обычаях и традициях его проведения, о его роли в жизни человека. Затем эти сведения мы адаптировали с учётом возрастных особенностей детей для дальнейшего использования в данном проекте.
При разработке проекта нами были учтены посылки этнографов и фольклористов, которые показали, что дети активно принимали участие в праздниках, связанных с переломными моментами в году (Осенины, наступление Нового года, приход весны и т. д., где молодое поколение символизировало собой зарождение и проявление пробуждающихся сил природы. В кубанских народных традициях отмечено участие детей в обрядах осеннего заговенья, зимних святок, Масленицы, встречи весны, Пасхи и т. д. Детские праздники проходили как бы параллельно со взрослыми: дети подражали взрослым, и все же это был другой мир праздника, - отличный от взрослого.
После сбора информации о народных праздниках, с целью создания соответствующей развивающей среды, в группе были созданы условия. Совместно с родителями были сшиты костюмы, атрибуты к каждому празднику или театральному представлению.
Разработан план, конспекты детской деятельности и сценарии народных праздников, это позволяет проводить работу по ознакомлению с народными праздниками систематично и последовательно.
Приобщая детей к истокам народной праздничной культуры через театрализованную деятельность, мы сохраняем накопленный поколениями богатейший опыт, традиции, ценности, умения и знания, развиваем личность каждого дошкольника, формируем культурно-ценностные ориентации в русле православных традиций, а у ребенка остается детство с красотой, радостью, неподдельным весельем, положительным эмоциональным фоном.
Новизна данной разработки состоит в приобщении детей к культурным и духовным традициям Кубани, возрождение семейных кубанских обычаев и традиций, отражённых в народных праздниках через театрализованную деятельность.
При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный, выбор темы.
2. Сбор исторических сведений об обрядовых праздниках на Кубани.
3. Реализация проекта, подготовка к проведению театрализованных преставлений.
4. Проведение праздников в форме театрализованных преставлений для родителей и детей других групп.
5. Видеофильм «Театральный калейдоскоп «Кубанские сказки»
1 этап «Подготовительный, выбор темы»
Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».
Что мы знаем о праздниках на Кубани? Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на свои вопросы?
Дети ответили на вопросы:
Когда отмечают на Кубани праздник урожая и осени?
Когда и как отмечают Новый год и Рождество?
Что такое Масленица и Пасха?
На вопрос «Что такое обрядовые праздники и для чего они нужны?», дети затруднялись ответить.
Максим А., Артем Б. и Лейсан Х. предложили больше узнать об осенних обрядовых праздниках на Кубани -
«Осенины» и когда это бывает?
Дима И., Матвей Ш., Артем П. и Ксения Н. узнать о зимних обрядовых праздниках на Кубани - Рождественские колядки?
Что такое колядка и как их надо исполнять?
Матвей Ш., Ксения А., Меланья В. О весенних праздниках -Праздник птиц. «Сороки» или «Жаворунки»? «Веснянка» или рождение весны на Кубани? На вопрос как найти ответ дети делились своими идеями и предложениями.
Максим П. предложил спросить у мамы, папы, дедушки, бабушки
Максим А. спросить у воспитателя.
Ксения Н. спросить у сестры или брата.
Артем Б. спросить у друзей.
Матвей Ш. и Дима И. В предположили, что можно узнать в книгах, в энциклопедиях.
Лейсан Х. приложила посмотреть познавательные мультфильмы.
Меланья В. посещение библиотеки и спросить у тех, кто работает в музее
2 этап. Сбор исторических сведений об обрядовых праздниках на Кубани.»
Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности:
• Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
• Изучить истории обрядовых праздников «Осенины», «Колядки», «Масленица», «Жаворунки», «Пасха» и т. д.
• Организовать встречи с детским кубанским хором;
• Создать альбомы по циклам «Кубанские обряды»;
• Организовать театрализованную и игровую деятельность;
• Организовать экскурсию в краеведческий музей.
3 этап. Реализация проекта, подготовка к проведению театрализованных преставлений.
Сроки Работа с детьми Работа с родителями Ответственные
Октябрь-Ноябрь
Беседа «Кубанский народный фольклор – пословицы, поговорки, песни»
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок.
«Кто летом не ленится – тот зимой отдыхает»
«Потрудиться – так и хлеб поесть»
«Труд казака кормит, а лень – портит»
Участие в сборе предметов народного творчества, пошиве костюмов и атрибутов к театральному представлению.
Распределение ролей и разучивание слов для театральной постановке «Спор овощей» на «Праздник урожая на Кубани»
Кубанские народные игры «Лапта», «Плетень»
Изготовление шапочек и элементов костюмов овощей для театральной постановке. Папка-передвижка «Кубанские обрядовые праздники»
Газета «День Кубанской Матери»
Оформление выставки «Осенины. День рождение Осени!» Участие в празднике «Осенины».
Выставка детского рисунка «Матушка родимая» ко «Дню Кубанской Матери»
Изготовление атрибутов для оформления зала. Гирлянды из осенних листьев.
Изготовление игрового конструктора «Кубанский хуторок»
Объяснение происхождения слов кубанского языка.
Мастер-класс «Кубанский веночек»
Разучивание движений, характерных для кубанских танцев.
Прослушивание и заучивание песен о Кубани: «Ой, да на Кубани» (куб. нар. песня, обработка В. Захарченко)
«Кубанские частушки» (куб. нар. песня)
«Как решил казак осенью жениться» (куб. нар. песня)
Подбор музыкального репертуара к театральной постановке.
Декабрь-Январь
Беседы на темы «Зимние забавы», «История праздника Рождество Христово» Украшение группы к новогодним и Рождественским праздникам.
Презентация «Легенда о Рождественской ёлочке».
Папка-передвижка «Рождество Христово на Кубани»
Объяснение происхождения слов кубанского языка.
Альбом для рассматривания «Рождество Христово», «Святая ночь».
Изготовление афиш, пригласительных, атрибутов и декораций с детьми. Изготовление костюма козочки и кубанки для мальчиков
Прослушивание и заучивание кубанских песен – колядок.
Разучивание движений, характерных для кубанских танцев.
Подбор музыкального репертуара к театральной постановке.
Кубанские игры «Гори, гори ясно…», «Золотые ворота»
Рисование декораций к кукольному театру «К нам на святки пришли колядки Буклет «Коляда, коляда, Накануне Рождества Коляда пришла, Рождество принесла…»
Кукольный театр для малышей «К нам на святки пришли колядки»
Разучивание стихов, песен – колядок.
Театральная постановка «Коляд-коляд, колядныця…»
Участие родителей театральной постановке «Коляд-коляд, колядныця…»
Февраль
Беседа «Что за праздник Масленица?»
Заучивание стихотворений, масленичных закличек.
Кубанские игры «Золотые ворота», «Горелки»
Презентация «История Масленицы»
Рассматривание альбома «Широкая Масленица»
Папка-передвижка «Масленица пришла, открывай ворота!»
Разучивание движений, характерных для кубанских танцев.
Слушание кубанских песен.
Подбор музыкального репертуара к театральной постановке.
Загадки о зиме и весне.
Просмотр познавательного мультфильма «»
Изготовление чучела Масленицы.
Мастер – класс «Масленица – оберег для дома»
Подготовка к театральной постановке «Кубанская ярмарка «Эй, веселей, собирайся народ. Масленица в гости идет…»
Март-Апрель
Беседы «День птиц или Жаворунки», «Пасха в кубанской семье»
Презентация «Пасхальный сувенир»
Папка-передвижка «Об истории празднования Пасхи»
Консультаций «Что рассказать детям о празднике?»
Изготовление птиц из теста.
Кубанские игры «Золотое яичко», «Кто дальше прокатит яйцо», «Передай не упусти».
Д/игра «Выложи узор» («рисование» нитками) Мастерская для родителей
«Как украсить Пасхальное яйцо с детьми»
Роспись Пасхального яйца, для создание коллективной композиции.
Подбор музыкального репертуара к театральной постановке.
Слушание пасхальных композиций.
Распределение ролей и разучивание слов для театральной композиции
Театральная композиция «На Кубань весна пришла нам Пасху принесла…»
4 этап. Проведение праздников в форме театрализованных преставлений для родителей и детей других групп.
5 этап. Видеофильм «Театральный калейдоскоп «Кубанские сказки»
Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости, за достижения, осмыслить результаты деятельности.
Показ детьми небольших театрализованных сценок по мотивам обрядовых праздников на Кубани.
Продукты реализации проекта:
• Паки – передвижки «Обрядовые праздники на Кубани», «Рождество
• Христово», «Святки на Руси», «Об истории празднования Пасхи», «Что рассказать детям о празднике?»;
• Выпуск информационных стенгазет и журналов «День Кубанской Матери», «Красим яйца с детьми»;
• Мастер-класс «Кубанский веночек», «Пасхальный сувенир»;
• Создать мини-музей «Кубанские обрядовые куклы»;
• Альбомы «Рождественские колядки…», «Широкая Масленица», «Пасха на Кубани»;
• Изготовление атрибутов и декораций к театральным постановкам;
• Изготовление атрибутов и костюмов.
Результат.
1. Повышение степени участия родителей в воспитании своих детей.
2. Достижение ребёнком его положительных качеств, способностей.
3. Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.
4. Практическое освоение знаний психолого-педагогических особенностей воспитания ребёнка через групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты.
5. Установились более тесные взаимоотношения между детьми и родителями благодаря совместной деятельности и в ходе организации и проведении совместного мероприятия;
6. Каждая семья проявила свою индивидуальность;
7. Развились дружеские взаимоотношения между семьями детей группы;
8. Создана предметно-познавательная зона в виде театрального центра;
9. Пополнен Кубанский уголок атрибутами к кубанским играм.
Используемая литература:
1. Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам кубанской народной культуры», 1998
2. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
3. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 143с., ил.
4. Краснощекова Н. В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 251с. – (Школа развития)
5. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.
6. Науменко Г. М. «Фольклорный праздник», 2000
7. Ратушняк В. Н. «Родная Кубань, страницы истории», 1993
8. Сидоров В. Г. «Кубань – родимая земля», 1999
9. Ситдикова Н. В. «Моя Кубань», 2000
10. Топорков А. Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002