Наталья Пименова
Творческо-информационный проект «Здоровьесберегающие технологии на физкультурных и музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческо-информационный проект : «Здоровьесберегающие технологии на физкультурных и музыкальных занятиях»
Вид проекта : творческий
Участники проекта : инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, дети, воспитатели, родители.
Срок реализации: долгосрочный
Обеспечение проекта :
Публикация «Творческо-информационный проект „Здоровьесберегающие технологии на физкультурных и музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
1. Наглядный материал: карточки с песенками-распевками, CD-диски с записями музыки для дыхательной гимнастике, артикуляционной гимнастики, оздоровительных и фонопедических упражнений, игрового массажа, пальчиковых и речевых игр, музыкотерапии, записи классической музыки Шопена, Шуберта, Листа, Чайковского, Бетховена, Огинского, Грига, Моцарта, Рахманинова и др.
2. Технические средства : музыкальный центр, ноутбук.
3. Раздаточный материал: обручи, мячи, пышные султанчики.
4. Демонстрационный материал к играм.
Методическое сопровождение проекта :
1. Сценарий спортивно-музыкальных праздников.
2. Картотека игр.
3. - по музыкальному воспитанию : «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание» О. Радыновой, Программа «ритмическая мозаика» А. Бурениной и др.
- по воспитанию здорового ребенка : «Как воспитать здорового ребенка» В Алямовской, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой, «Психогимнастика» М. Чистяковой,
разработки В. Емельянова.
Основные направления работы с детьми:
1. НОД
2. Взаимодействие с родителями
3. Совместная музыкальная деятельность взрослого и ребенка
4. Музыкально-спортивные праздники и развлечения
5. Интеграция с другими образовательными областями
6. Взаимодействие со специалистами, педагогами ДОУ
Презентация проекта :
Цель: Разработать и проводить музыкальные занятия, включая в их планирование здоровье сберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих и физических способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие
каждого ребенка.
3. С помощью здоровье сберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям) .
4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Гипотеза: Развитие музыкальных и физических способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных и физкультурных занятиях здоровье сберегающих технологий в игровой форме.
Этапы реализации проекта :
Этапы Цель Форма работы Содержание Сроки
1 этап
Организационный
• Изучение литературы по данной проблеме
• Накопление методического материала
• Самообразование
• Знакомство с новыми здоровье сберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании
2 этап
Практический Создание методических разработок для реализации проекта
• Музыкальные и физкультурные занятия с использованием здоровье сберегающих технологий
• Развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей
• Музыкально- валеологические занятия
• Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников
• Кружок «капельки», «Дюймовочка»
• Музыкально – физкультурные занятия, развлечения и консультации
в течение всего периода
3 этап
Обобщающий
• Исследование результатов практической деятельности
• Создание методических рекомендаций и пособий Анализ, обобщение полученных результатов, разработка методических рекомендаций и пособий
В течение всего периода
Содержание и структура проекта.
Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации музыкальной деятельности и физкультурно - оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.
В музыкальном зале проходят все виды музыкальных и физкультурных занятий, развлечения, досуги, праздничные утренники, занятия кружка «Капельки» и «Дюймовочка» Музыкальный зал хорошо освещен, имеет 2 выхода, регулярно убирается и проветривается. Для работы по музыкальному и физкультурному воспитанию есть все необходимое:
• музыкальные инструменты и физкультурный инвентарь
• библиотека методической и музыкальной литературы;
• аудио- и видеотека;
• подборки музыкально-дидактических игр и пособий;
• ноутбук для показа презентаций и фильмов;
• для музицировали собрана коллекция детских музыкальных инструментов (в том числе и самодельных)
• музыкальные игрушки;
• атрибуты и декорации для игр и театрализации.
В групповых комнатах детского сада есть музыкальные и театральные уголки с обилием музыкально-дидактических игр и пособий, шумовых музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов. Здесь дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем развивать свои музыкальные и творческие способности. Музыкальные и физкультурные занятия с использованием здоровье сберегающих технологий.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
Применение здоровье сберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье сберегающих технологий :
• Валеологические песенки-распевки;
• Дыхательная гимнастика;
• Артикуляционная гимнастика;
• Оздоровительные и фонопедические упражнения;
• Игровой массаж;
• Пальчиковые игры;
• Речевые игры;
• Музыкотерапия.
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй! " М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика.
Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Игровой массаж.
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры.
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Речевые игры.
Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.
План работы с родителями
Месяц Тема
Сентябрь «Польза классической музыки»
Октябрь «Как провести выходной день»
Ноябрь «Логоритмика и речевые игры»
Декабрь «Массаж в домашних условиях»
Январь «Учимся правильно дышать»
Февраль «Как сберечь голос»
Март «Исцеление музыкой»
Апрель «Влияние современной музыки на психику ребёнка»
Май «Праздник в семье»
План работы музыкальных занятий с технологиями здоровья сбережения
Период Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Сентябрь 1. Пальчиковая игра
2. Дыхательная гимнастика
3. Артикуляционна я гимнастика
4. Пение Развивать мелкую моторику пальцев рук, сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью Учить вдыхать носом, выдыхатьртом. Вырабатывать качественные, полноценные движения органов артикуляции Распевать детей с использованием чистоговорок - игра «Дружба», п-игра «В гости» Упр «Ладошки» Упр «Знакомство с язычком и его домиком» Чистоговорки: Массаж лица «Ёжик», «Пчелка», «Жа-жа-жа»
Октябрь 1. Речевые игры
2. Игровой массаж
3. Пальчиковая игра игра
4. Дыхательная Развивать координацию речи с движением Научить правильно выполнять самомассаж биологически активных зон лица. Продолжать разучивать пальчиковые игры, следить за четкими движениями пальцев, активно проговаривая текст Продолжать работать над правильным вдохом-выдыхом гимнастика Речевые игры: «Кто нам песенку поет» «Степка-растрепка» Комплекс массажа лица «Лепка» П-игра «Здравствуйте» «Капусту рубим» Упр. «Листочки»
Ноябрь 1. Игровой массаж
2. Пальчиковая игра
3. Дыхательная гимнастика Показать детям приемы массажа Развивать внимание и быструю реакцию на смену движений и жестов, четкую дикцию Развивать глубину вдоха, работать над правильным движением рук при вдохе Массаж «Веселый музыкант» П-игра «Вверх ладошки», «Вот помощники мои» Упр «Погончики», «Насос»
Декабрь 1. Речевые игры
2. Артикуляционная гимнастика
3. Игровой массаж Развивать творческое воображение, добавить в игры сопровождение самодельных муз инструментов Продолжать развивать речевой аппарат дошкольников, сопровождать движениями рук разучить комплекс упр самомассажа головы Речевые игры: «Солнышко», «Листопад» Упр «Прогулочная сказка» Самомассаж «Надо голову помыть» «Расческа"
Январь
1. Пальчиковые игры 2. Дыхательная гимнастика
3. Речевые игры
4. Оздоровительные упражнения Соединить пальчиковую гимнастику с массажем биологически активных точек рук Продолжать развивать правильное дыхание дошкольников Учить произносить фразы различной динамикой голоса Развивать у детей подвижность и гибкость позвоночника П-игра «Морковка» «Снег» «Лесом по проселку» Упр «Кошка просыпается»
Февраль 1. Игровой массаж
2. Пальчиковая игра
3. Речевые игры Побуждать детей активно участвовать в проведении самомассажа. Развивать координацию движения пальцев рук Развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность Упр «Снеговик» П-игра «Можно ль козам не бодаться?», Реч. Игра «Матрешки и петрушки»
Март
1. Дыхательная гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Игровой массаж 4. Пальчиковые игры Разучить новое упражнение, напомнить о правилах дыхания во время упражнения Выработка качественных движений органов артикуляции, учить имитировать движения животных Разучить массаж для рук Учить правильно и ритмично выполнять движения пальцами, выразительно произнося текст Упр «Обними себя» упр «Зоологическая сказка» Упр «Строим дом» П-игра «Божьи коровки»
Апрель 1. Речевая игра
2. Пальчиковые игры
3. Дыхательная гимнастика
4. Пение Развивать координацию речи с движением, творческое воображение Развивать речевой и музыкальный слух, память, внимание, пространственную координацию Учить следить за осанкой и правильным положением рук при вдохе и выдохе. Работать над правильным и своевременным дыхании в пения Речевая игра с муз инструментами «Кухонный оркестр» Пальчиковая игра «В лесу» Упр «Большой маятник» «Здравствуйте», «Курочка»
Май
1. Игровой массаж
2. Пальчиковая игра
3. Пение
4. Речевая игра
Учить выполнять массаж спины. Развивать память, внимание, речевой музыкальный слух. Распеваться вокальными упражнениями.
Развивать выразительность исполнения движений, мимики, жестов
Упр «Дождик» П-игра «Возвращаемся домой Упр «Змея», «Щука», «Печка» Упр «Обезьянки»
Заключительный этап: Интегрированное занятие
Диагностика музыкального воспитания дошкольников
Диагностика уровня заболеваемости в сравнении на начало и конец года
Исследование Литература.
1. Музыкальная палитра методическое пособие для музыкальных руководителей, г Санкт-Петербург
2. Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.
3. Подольская Е. И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.
4. Арсеневская О. Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009