Папки-передвижки

Творческий проект «Волшебная бумага»

Эльвира Крылосова
Творческий проект «Волшебная бумага»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Крылосова Эльвира Степановна

Вид проекта : творческий

Участники проекта : дети, родители.

Длительность проекта : долгосрочный (2 года)

Пояснительная записка.

ФГТ предусматривают всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения бумаги и ее применение стала актуальной. Бумага доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии применения бумаги, использования ее свойств и качеств в творческой деятельности. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Для этого необходимо заинтересовать детей в совместной творческой деятельности, вовлечь их в выполнение творческих заданий, привлечь детей и их родителей к активному участию их духовного обогащения, наполнения предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность.

Публикация «Творческий проект „Волшебная бумага“» размещена в разделах

В данной работе представлен практический материал, позволяющий организовать творческую деятельность с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники работы с бумагой. Бумага один из самых древних и в то же время самый доступный материал для широкого применения. Бумагу можно мять, разрывать на мелкие кусочки, наклеивать, лепить из нее разные фигурки, при этом можно достичь впечатляющих результатов. Из бумаги можно сделать шикарный подарок к любому празднику, украшение интерьера, полезные домашние мелочи. Работа с бумагой развивает у детей пространственное воображение, моторику движения, чувство прекрасного. В процессе работы дети, используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, учатся изготавливать объемные игрушки-забавы, создавать сюжетные и декоративные композиции.

Вопрос: Можно ли ребенка научить творить?

Ответ: Можно!

Известно, что дети любят все новое, любят менять виды деятельности, сочетать, казалось бы, не сочетаемое. Если следовать за маленькими исследователями в их экспериментах, то взрослому откроется нечто новое, привлекательное. Дошкольники любят воображать, вживаться в волшебство или сказку. Им нравится превращаться в героев любимых произведений, помогать им выйти из странных ситуаций. Роль педагога направить эту способность по дорожке добра и творчества.

Актуальность.

Развитие творческой личности является актуальной проблемой в воспитании современного человека, и развитие ее должно начаться еще в дошкольном детстве. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Организованный процесс, создающий эмоционально благоприятную обстановку для развития каждого ребенка и обеспечивающий его духовное развитие – это путь к формированию творческих способностей у детей. В процессе творческой деятельности ребёнок становится любознательным и активным, эмоционально отзывчивым, овладевает умением ориентироваться в окружающей обстановке, развивает способность управлять своим поведением, решать возникающие творческие проблемы, становится более самостоятельным. Эти качества помогают стать творческой личностью. Деятельность детей в творческой мастерской тренирует мышцы пальцев, развивает активность мелкой моторики. Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, умение правильно пользоваться материалами, которые можно еще и нетрадиционно использовать, и дает ребенку возможность готовить руку к письму.

Проблема.

У моих воспитанников были выявлены следующие проблемы

Диагностика: март 2012 года (1-ая мл. гр.) :

1. Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев (69%).

2. Низкий уровень координационных движений кисти (79%).

3. Недостаточный уровень творческой активности (72%).

Конечно же, каждый ребёнок неповторим и индивидуален, со своими особенностями и предпочтениями, поэтому, желательно предоставлять ему как можно больше средств самореализации, необходимо:

*научить дошкольников нетрадиционным техникам и пользоваться ими при решении любой творческой задачи,

*сформировать координацию зрительно-двигательной системы ребенка, *повысить уровень развития кистевой моторики у дошкольников.

Для устранения этих проблем я выбрала работу с бумагой в нетрадиционной технике «Обрывная мозаика» и «Лепка из мятой бумаги», определила цель и поставила задачи:

Цель:

Развитие творчества и моторики пальцев рук через использование нетрадиционной техники работы с бумагой.

Задачи:

1. Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.

2. Учить работать в нетрадиционной технике художественного творчества «Обрывная мозаика» и «Лепка из мятой бумаги», учить понимать и выполнять инструкцию.

3. Формировать умение создавать несложные композиции, сюжеты и образы.

4. Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев рук (консультации, мастер-классы, оформление информационных стендов, выставки детских работ, участие в творческих конкурсах).

Освоение нетрадиционных способов для свободного творчества помогает детям распознать и развить в себе неограниченные возможности и личные способности, пробуждает у ребят интерес к новому и более творческому решению художественных задач. В дошкольном возрасте дети любят играть с необычными игрушками, имеющими нестандартный вид и происхождение. При создании такой игрушки ребенок ощущает пальцами, что приводит к «ручной видимости» - голова делает открытие и готова снова и снова к новым ощущениям, желанию познать, придумывать, творить своими руками (М. Монтессори). Всем хорошо известно, что игра – любимейшее занятие дошкольника. И только играя, ребенок воспринимает наибольший объем информации, развивает потенциал творческой способности, соответствующий данному возрасту, удовлетворяет потребность собственного развития.

Рабочий материал:

*бумага разная : цветная, белая, газеты, журналы, обои, гофрированная, бархатная, глянцевая, ватман, картон;

*клей ПВА, обойный, карандаш;

*рамки для работ.

Ожидаемый результат.

Учёными доказана связь, что формирование познавательных и творческих областей совершается под влиянием кинетических импульсов от активной деятельности мышц пальцев, кистей рук (индуктивно происходит возбуждение в центрах коры головного мозга, приводящее в стадию интенсивного развития способности, в том числе и творческие). Создавая условия для развития моторики рук через воплощение игровых замыслов, мероприятий по ручному труду, способствую укреплению мышц рук детей, в результате которых повышается их тонус, чувствительность, движения стают более уверенные, скоординированные, активные. Дети, занятые увлекательной деятельностью, все смелее и смелее находят свои пути реализации собственных способностей, быстрее приходят к осознанному развитию своих талантов. Уже на этом этапе дети сами могут придумывать себе задания (хотя пока простые) и воплощать их в жизнь.

Выбранная мной нетрадиционная техника работы с бумагой

* помогает наполнить жизнь детей чудесами,

*способствует обогащению художественно-эстетическое развитие дошкольников,

а так же:

*способствует формированию творческих представлений у детей,

*способствует развитию координации зрительно-двигательной системы ребенка,

*помогает развивать сенсорные способности (восприятия, чувство цвета, ритма, композиции, умения элементарно отражать объекты и явления действительности в художественных образах,

*повышает уровень развития двигательных навыков и умений кистевой и мелкой моторики рук.

Творческая направленность работы с бумагой выполняет терапевтическую функцию:

*отвлекает дошкольников от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, тревожность,

*вызывает радостное, приподнятое настроение,

*обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка.

Диагностика: май 2013 года (2-ая мл. гр.) :

1. Укрепление мышцы пальцев у 49% (рост на 20%) .

2. Повышение уровня развитости ручной умелости у 69% (рост на 10%).

3. Увеличение творческого потенциала у 55% (рост на 17%).

Внедрение работы

1 этап «Подготовительные упражнения»

Подготовительным этапом являлось «знакомство» со своими ручками. Детки рассматривали их, выполняли ими танцевальные движения под легкую музыку в воздухе, любовались, что ручки превращались в крылышки, и порхали, как у птичек. Особенно им нравились танцевальные движения с пушистыми перышками, удерживая их, детские ручки становились пластичными, подвижными. Детки уже знали, что с ручками можно играть. Затем, постепенно я вводила пальчиковые игры, массажи, упражнения, гимнастику, которые делятся на 2 группы: традиционные и нетрадиционные.

ТРАДИЦИОННЫЕ

1. Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание)

«Массаж ладошек»

«Массаж подушечек пальцев рук»,

«Массаж фаланг пальцев»,

«Массаж прижимающий»,

«Упражнение с мячом-ёжиком»,

«Упражнение с прищепками»,

«Самомассаж горохом»,

«Горох и фасоль»,

«Колечки».

2. Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:

«Цепочки»,

«Поочерёдное соединение всех пальцев»,

«Ножки»,

«Соединение одноимённых пальцев»,

«Пианист»,

«Пальчики кивают» (ушки зайки, кошечки, собачки,

«Горошки»,

«Упражнение с пробками»,

«Упражнение со счётными палочками» (собрать все одну руку, перекладывать из одной в другую, собирать и удерживать одновременно двумя руками)

«Пальцеход» (указательный левой руки с большим правой, как бы шагая,

«Колодец»,

«Цветочки» (распускаются, закрываются).

3. Игры с пальчиками с речевым сопровождением:

Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

«Пальчики гуляют»,

«Пальчик-пальчик»,

«Пальчики спят»,

«Кошка»,

«Зайка и ушки»,

«Петушок».

4. «Театр на пальчиках» :

5. Игры на развитие тактильного восприятия:

«Гладкий – шершавый»,

«Найди такой же на ощупь»,

«Чудесный мешочек».

6. Пальчиковая гимнастика:

Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом, затем показ устранять.

Моя практика показывает, что по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речи стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев (10 комплексов пальчиковой гимнастики).

НЕТРАДИЦИОННЫЕ

1. Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, втыкалочки, игры с вкладышами, складывание матрёшек, косточковые счеты, закручивание пробок.

2. Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками.

3. Игры с пальчиками с использованием разнообразного бросового, природного, хозяйственно-бытового материала.

4. Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:

«Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки».

5. Упражнения с различными предметами:

«Упражнение с прищепками»

Основная цель игр с бельевыми прищепками – развитие мелкой моторики рук, формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, стимулируют речевую активность детей.

Кроме того игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу.

«Упражнение с мячом-ёжиком»,

«Упражнение с эспандерами»,

«Упражнение с пробками»,

«Узловка» (веревка с узлами,

«Упражнение с чётками»,

«Упражнение с бусами»,

«Упражнение со счётными палочками» (удерживать как можно больше палочек между пальчиками,

«Пальцеход» (ползущий краб,

«Чистые платочки» (стирка выжимание, встряхивание, разглаживание, складывание,

«Колодец» (пальцы сложить виде сруба,

«Горох и фасоль» (выкладывание цепочек,

«Все узлы переберу»,

«Мне дала синичка хрупкое яичко» (зажать плотно скорлупки от яйца в ладошках,

«Волшебные орешки» (подобрать половинку к скорлупке по размеру, цвету,

«Мои ручки сильные» ( сжимать руками несколько пальцев взрослого человека: мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитателя. ,

«Шарик, я тебя поймаю!» (катание по ровной поверхности шарик от ручки к ручке,

«Яичко, ты куда?» (поймать катящееся яйцо по столу от киндера рукой).

6. Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением. Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, где нечем занять ребёнка).

2 этап «Создание творческого мотива»

1. Игровая ситуация «Накормите петушка»

Задачи: создание проблемной ситуации, создание условий для развития мелкой моторики, показ и объяснение выполнения работы.

1 этап проходил очень интересно и насыщено, и даже неожиданно. Как-то изучая тему «Семья петушка», у нас с ребятами встал вопрос: что кушает петушок, чем его накормить, где же взять зернышки для петушка? Я предложила детям самим сделать зернышки из остатков бумаги. Раздала каждому по кусочку бумаги и показала, как нужно отщипывать маленький кусочек и скручивать его 2-мя пальчиками, чтобы получилось «зернышко». Неожиданно быстро дети принялись за работу. Мотивом послужило еще одно задание: кто больше приготовит зернышек петушку, то и будет кормить петушка. Работа просто кипела, каждый день дети заботливо готовили зернышки для петушка и каждый по очереди кормил его.

С этого момента началась работа по развитию мелкой моторики детей.

Нелегко скручивать мелкие кусочки бумаги неумелыми пальчиками, но деткам очень хотелось накормить петушка. Продолжая работу по теме «Семья петушка», дети узнали, что есть еще и курочка, и цыплята, которые тоже едят зернышки. Ребята наперебой готовили зерна, стараясь первым накормить петушиную семью. Когда коробка с зернами была полная, наготовили на целый год вперед, я решила - что-то надо делать, как-то использовать интерес детей дальше, поддержать его, направить на другой вид деятельности.

2. Игра «Подсолнух с семечками» Задачи: создание проблемной ситуации, создание условий для развития мышц пальцев и координации движения кистей, показ и объяснение выполнения работы.

Только зернышками петушок с курочкой питаются? Они еще и семечки едят. Ребята даже удивились такой новости, но ведь они тоже ели дома семечки, чистили их от скорлупы, а маленькое зернышко съедали. Оказалось, что семечки любят все ребята.

В процессе деятельности мы с детьми исследовали зернышко и семечку и сделали вывод: они твердые, плотные, что зернышко меньше, а семечка больше, поэтому при создании зернышка – скручиваем 2-мя пальчиками кусочек бумаги, а при создании семечки – сминаем 4-мя пальчиками, чтобы получился комочек крупнее зернышка. Я изготовила из бумаги подсолнух, показала детям, как сделать семечки из черной бумаги. Принцип работы усложнился: добавились координационные движения кистей, и дети старались выполнять правильно (мять 2-мя пальчиками обеих рук одновременно, изготовляя одну семечку). Нелегко давались и эти действия детским ручкам, но дети увлеченно наполняли подсолнух «семечками», сами в течение дня подходили и скручивали бумажные кусочки. Продолжалась работа по укреплению мышц пальчиков и координационных движений кисти.

3. Игра «Орешки в шоколаде»

Задачи: введение в игровую ситуацию «На конфетной фабрике», создание условий для развития координации движения кистей, показ и объяснение приема скатывания между ладошками.

4. Игровое задание «Зеленые горошки в стручке»

Задачи: введение в игровую ситуацию, создание условий для развития координации движения кистей, показ и объяснение приема скатывания между ладошками.

5. Игровое задание «Бусы для мамы»

Задачи: введение в игровую ситуацию, создание условий для развития координации движения кистей, показ и объяснение приема скатывания между ладошками.

Мои воспитанники меня удивляли, мне приходилось придумывать новые игры для развития детского интереса. Мы изготавливали шоколадные конфеты в коробке, зеленые горошки в стручке, бусы для мамы, пользуясь приемом скатывания между ладошками.

Рассматривая с детьми зимний пейзаж, дети отметили, что красивые снежные хлопья падают на землю и покрывают все белым снегом. Вот я и предложила дополнить мои картины и украсить снежком из бумажных комочков и воздушными пузырьками аквариум.

«Снег-снежок»

«Зайчик беленький сидит»

«Пузырьки в аквариуме»

3 этап Техника «Обрывная мозаика»

При изучении темы «Весна», заучиваем потешки, заклички на весну, на солнышко:

Весна! Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

Ребята обрывали маленькие кусочки от желтой бумаги и накладывали их полоски, которые я нанесла чуть раньше, каждый ребенок приклеивал свои желтые кусочки внутри круга.

«Весеннее солнышко» «Заяц беляк»

Выполнены с применением знакомых приемов следующие работы:

«Сирень цветет»

«Просыпается медведь»

Так постепенно воспитанники осваиваю технику «Обрывная мозаика».

Деятельность в моей творческой мастерской носит инновационный характер, т. к. в системе работы нетрадиционные способы с использования доступного материала - бумаги. Основа работы – это постепенность погружения детей в мир искусства, духовного богатства, в особенности его связей с жизнью. Каждая деятельность – новый шаг в познание, а познание происходит через творческую практику ребёнка. Поделки из кусочков бумаги позволяет развивать у дошкольника художественный вкус, творческие способности, пространственное и комбинаторное мышление, а также учит основам композиции, навыкам работы с материалами из бумаги.

Понравившаяся детям деятельность, продолжалась и дома. Совместно с родителями дети выполнили следующие работы:

«Красивые бабочки» «Яблоки в корзине»

К концу 2-ой младшей группы дети самостоятельно работали в технике «Обрывная мозаика» :

Следующие работы дети выполняли самостоятельно, выбирали цвет бумажной мозаики, придумывали сюжет (помогали в оформлени родители) :

«Цыпленок на лугу»

«Мишка на полянке»

4 этап «Обучение технике «Лепка из мятой бумаги»

К художественному ремеслу относится техника «Лепка из мятой бумаги». Например, вживаемся вместе в ситуацию сказки «Репка». В конце сказки дети спросили: «А что они будут одну репку кушать?». Вот в этот момент я предложила детям угостить героев другими овощами и фруктами, которые дети создадут сами из мятой бумаги с помощью клея (в дальнейшем, объемные овощи и фрукты дети используют в сюжетно-ролевой игре «Магазин»).

«Фрукты»

«Овощи»

«Грибы»

«Птицы»

«Матрешки»

«Птицы»

«Лебединое озеро» Шкатулка «Яйцо»

6 этап «Наши достижения»

После неоднократного применения нетрадиционной техники для выполнения своих работ дети сами начали придумывать композицию или образ, которую желали бы отразить в своей работе, проявляют свое творчество. Вся эта деятельность направлена на развитие творчества и определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой дошкольник создает новое, оригинальное. Воображая, анализируя свой замысел, ребенок выбирает приемы для его воплощения, реализует свою работу в определенной или смешивая эти техник.

После нескольких занятий у детей появилось желание заниматься творческой деятельностью. Постепенно усложняются приемы работы с бумагой, прослеживается принцип «от простого к сложному».

Дети начали испытывать радость от результатов своего труда, гордость за участие в выставках, конкурсах.

Приняли участие в конкурсах:

«Белый заяц»

«Белый медведь»

«Белый барс»

Ребенок одну работу может выполнить за 2-3 раза, в зависимости от его желания и мотива. Некоторые работы дети доделывают дома с родителями или старшими братьями и сестрами, бабушками. Например, в семье наших близнецов все домашние задания выполняет с детьми папа.

Вывод:

Деятельность детей в творческой мастерской положительно влияет на эмоциональное здоровье ребенка, духовное обогащение, эстетическое восприятие, повышает жизненную активность.

Дети, создавая свои работы в нетрадиционной технике, развивают творческие способности, подготавливают руку к письму. Они увлечены воплощением своих замыслов, требующих творчества и художественности, а так же приобрели многие качества: самостоятельность, любознательность, уверенность.

Публикации по теме:

Анализ кружковой работы «Волшебная бумага» Анализ кружковой работы: «Волшебная бумага» В 2013- 2014 учебном году в подготовительной группе «Светофорики» продолжилась работа кружка.

Исследовательский проект в средней группе ДОУ «Волшебная бумага» Автор: ТитоваЛ. Н., воспитатель МКДОУ д/с №10 «Солнышко» Содержание: 1. Введение. 2. Цель и задачи проекта. 3. Этапы и сроки реализации. 4. Ожидаемые.

Конспект организации экспериментальной деятельности с родителями Тема: «Волшебная бумага» ЧТО Я СЛЫШУ – ЗАБЫВАЮ. ЧТО Я ВИЖУ – Я ПОМНЮ ЧТО Я ДЕЛАЮ – Я ПОНИМАЮ. Конфуций Цель: формирование представлений о свойствах копировальной.

Конспект поисковой лаборатории по теме «Волшебная бумага» Образовательные задачи: – закреплять представления детей о свойствах воздуха и бумаги; – формировать у детей умение обсуждать проблему,.

Отчет о кружковой работе «Волшебная бумага»Отчет о кружковой работе «Волшебная бумага» Отчет о кружковой работе в средней группе №9 Воспитатель: Васильева Татьяна Сергеевна, педагог 1 кв. категории Кружок «Волшебная бумага».

Перспективный план работы кружка «Волшебная бумага» (подготовительная группа) Цель кружковой работы на год: Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления. Расширять, систематизировать.

Перспективный план работы кружка «Волшебная бумага» (средняя группа) Цель кружковой работы на год: Знакомить детей с разными видами бумаги. Развивать умение складывать квадраты в разном направлении, фиксировать.

Перспективный план работы кружка «Волшебная бумага» (старшая группа) Цель кружковой работы на год: Закреплять с детьми навык работы с бумагой, кистью, клеем. Продолжать учить аккуратности в работе, порядку.

Проект «Волшебная бумага» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных.

Творческий проект «Волшебная страна игрушек» Творческий проект «Волшебная страна игрушек» Цель: познакомить детей с обобщающим понятием «игрушки», формировать знания о свойствах, качествах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Волшебная бумага»
Опубликовано: 20 февраля 2016 в 15:47
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий проект «Волшебная бумага»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Крылосова (УИ 479720) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД