Галина Миняева
Творческий проект «Волга — река мира»
▼ Скачать + Заказать документы
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, ВОСПИТАТЕЛЬ И ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Цель: накопление детьми социального опыта жизни и осознание себя живущими в определенных этнокультурных условиях.
Задачи:
- расширить знания детей о России, о людях, населяющих Поволжье;
- знакомить с достопримечательностями городов Поволжья, культурными традициями наших предков;
- формировать у детей музыкально-слуховые представления о музыке Поволжских народов на основе произведений народного и композиторского творчества;
- развивать музыкально-творческие способности;
Публикация «Творческий проект „Волга — река мира“» размещена в разделах
- Волга, река
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Реки и озера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
- создавать музыкальную среду общения на поликультурной основе, способствующей формированию у детей интереса к культурам разных народов;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать толерантность (способность к пониманию);
- совершенствовать речь детей, умение выявлять сходства и различия в музыке разных народов.
Предварительная работа:
- разучивание песен: (М) «Ваняня, «Песня о Саранске» С. Гаврюшина, «Волга-река мира» С. Терханова, русской «Кузя едет на коне», песен на марийском, мордовском, финском и татарском языках; стихов о Волге;
знакомство с инструментальными произведениями композиторов Мордовии, Чувашии, Татарии, Республики Марий – Эл;
- разучивание элементов мордовского, финского, марийского танцев;
- рассматривание DVD-слайдов «Волга - река мира», фотовыставки работ С. Д. Эрьзи, эскизов национальных костюмов, просмотр на DVD выступлений народных коллективов и солистов Мордовии, Татарстана, Чувашии, Республики Марий - Эл;
- музыкально-дидактическая игра «Угадай мелодию финно-угорских народов»,
- чтение легенд, сказок мордовского, чувашского, марийского, русского народов;
- разучивание подвижных народных игр.
Оборудование к занятию:
- видео-проектор,
- видео-магнитофон,
- DVD-фильм «Волга-река мира»,
- DVD-фильм с выступлением ансамбля «Торама»,
- национальные костюмы (русские, мордовские, татарский,
- аудиозаписи с песней о Волге, народных мелодий Мордовии, Татарстана, Чувашии, Республики Марий–Эл, Финляндии,
- музыкальные инструменты, пиала, каравай,
- пазл с видом Саранска из модулей,
- оформление зала: теплоход, чайки, солнце, облака.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие. Представьте, что мы на теплоходе, который отправится по великой русской реке Волге. Мы не только полюбуемся красотой волжской природы, совершим экскурсии в города, расположенные на Волге, но и ближе познакомимся с культурой Поволжских народов.
Занимайте свои каюты. (Дети садятся на стульчики)
Скажите, как называется человек, который проводит экскурсию? (Экскурсовод, гид)
Позвольте, экскурсоводом сегодня буду я, а вы будете моими помощниками. А в музыкальном салоне будет мне помогать Галина Николаевна. Итак, мы начинаем наше путешествие.
(На DVD слайды с фотографиями Волги)
Ребенок читает стихи о Волге :
Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей, родной. (С. Маршак)
Воспитатель: Волжане – крепкие, мужественные люди, но в то же время добрые, гостеприимные! Давайте вспомним, какие народы живут на берегах Волги? (Мордва, чуваши, марийцы, татары, русские). Да, очень много людей разных национальностей живет у нас в Поволжье. И все они живут дружно, мирно, помогая друг другу. Недаром говорят: «Где дружат – там живут, не тужат».
Музыкальный руководитель: А в музыкальном салоне нас ожидает песня о Волге.
Песня «Волга – река мира» муз. С. Терханова
Кто автор этой песни? (Сергей Терханов).
Музыкальный руководитель: (обращает внимание на портрет композитора)
Да, автор и исполнитель песни композитор Мордовии Сергей Терханов. О чем поется в этой песне? (О красоте русской реки Волги, о мире, о дружбе).
Композитор родился на Волге, и свою любовь к ней, к родным местам он выразил в этой песне. Он называет ее Равой – Рекой-солнышком, как издавна называл Волгу мордовский народ. За свет ее родниковых вод, за обилие целебной рыбы. За то, что река-солнышко помогала нашим народам лучше узнать друг друга, подружиться и жить семьей трудолюбивой и согласной.
Воспитатель: А между тем, у нас остановка. Мы подплываем к старинному русскому городку Самаре.
(На DVD слайды с фото города Самары).
Самара – самый длинный город на Волге. И хотя здесь много современных зданий, проспектов, много и деревянных домов. Все они, являются памятниками архитектуры, охраняются государством.
Ребенок: Русь деревянная, края дорогие!
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Музыкальный руководитель: А в музыкальном салоне звучит раздольная русская песня «Кузя едет на коне»!
Русская народная песня «Кузя едет на коне»
Воспитатель: Развеселили нас волжанки из Самары! А путешествие продолжается.
Музыкальный руководитель: С нами путешествует фольклорный ансамбль из Мордовии «Торама». Что в переводе с мордовского означает слово торама? (Труба)
Торама — древний духовой деревянный музыкальный инструмент, который изготавливали из дерева. Торама была двух видов. Первый – обыкновенная пастушья дудочка, а второй вид трубы достигал одного метра в длину. Про эту тораму в народе сложилась легенда. (Спрашивает детей)
Перед тем как оставить этот мир, древний вождь мордовских племен эрзя и мокша Тюштя собрал свой народ и сказал: «Я оставляю после себя трубу, тораму. Она поможет вам объединиться. Если случится беда, и племена поссорятся, трубите в эту трубу, я услышу и приду к вам на помощь». Миссия группы, носящей гордое имя трубы Тюшти, — сохранение древней культуры мордвы. Музыканты трубят в тораму, чтобы не исчез с лица земли мордовский язык, чтобы звучали мордовские песни!
(Видеозапись с выступлением ансамбля «Торама»).
Воспитатель: И вот мы проплываем мимо города Ульяновска, который также расположен на реке Волге. Недавно здесь состоялось открытие памятника всемирному скульптору, великому сыну мордовского народа С. Д. Эрьзе. Благодаря его творчеству с мордовским искусством познакомились ближе люди из многих стран мира. А где в нашем городе выставлены работы великого скульптора? (В музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи). Знаете ли вы названия скульптур? Назовите их!
(Дети называют работы Эрьзи)
Рассматривание выставки с работами С. Д. Эрьзи
Музыкальный руководитель: Весь мир увидел красоту мордовской девушки-женщины, которую воспел в своих скульптурах Эрьзя.
Мордовский танец «Иля яка»
Воспитатель: Следующая остановка у чувашского народа в Чебоксарах. Это наши соседи. И как подобает соседям, чувашский народ очень гостеприимен! Приглашают нас на выставку народных промыслов. Это ткачество, вышивка, работа с деревом, плетение корзин.
(Рассматривание слайдов с выставки народных промыслов Чувашии)
(Просмотр DVD-слайдов)
Посмотрите, какой красивый город! Он очень напоминает наш родной Саранск. Чем? (Чистый, красивый, много цветов)
(звучит фоном чувашская мелодия)
Воспитатель: А наше путешествие продолжается!
(Звучит марийская мелодия)
Мы на марийской земле. В какую группу входят марийцы? (В финно-угорскую). Кто еще входит в эту группу? (Мордва, венгры, финны, эстонцы, пермяки, удмурты).
Музыкальный руководитель: В музыкальном салоне звучит финно-угорская музыка. Угадайте, какому народу она принадлежит!
Д/игра «Угадай мелодию финно-угорских народов»
(Дети исполняют песни, сопровождая их движениями: финскую «Пимпула, пампула», мордовскую «Ки чиресэ», марийскую «Суан толеш»)
Воспитатель: Марийцы приглашают нас в музей под открытым небом! Они также, как и мордва, сохраняют свою национальную культуру в первозданном виде.
(Просмотр DVD-слайдов)
И вот мы прибыли в конечный пункт нашего путешествия, в город Казань, где приветствуют нас на татарском языке и приглашают в гости!
Девочка (в татарском национальном костюме, в руках пиала с водой) : «Исэнмсез балалар, безнен ряхим итегех! ( перевод: Добро пожаловать)
«Йомшак су, егерек су
Син мине яхшеит
Битлярен аллансын
Кулларым агарсын»
Мягкая вода, чистая вода
Ты меня в чистоте держи,
Чтобы лицо заалело,
Руки побелели.
Дети рассматривают одежду татарской девочки.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой нарядный костюм у татарочки Айгюль!
• Что на голове носят татарские женщины? (Калфан)
• А мужчины? (Тюбетейки)
• Чем отличается татарская вышивка от вышивки людей другой национальности? (Много золотых нитей)
Айгюль нам дарит песню на татарском языке!
Татарская песня «Туган телем»
Воспитатель: Пора возвращаться на родную землю, в Мордовию. Мы возьмем с собой все доброе, радостное и чистое, что встретилось нам во время путешествия. Красоту волжских городов, буйство красок великой Волги!
Музыкальный руководитель: Души мелодий чувашского, марийского, татарского народов и, конечно, наше собственное отношение к той земле, на которой мы живем – к земле Мордовии. Как хорошо и красиво на родной земле! Светит солнце, поют птицы, радуются дети. Удивительная земля! А на ней и ты, и я! А вот и земляки нас встречают!
(выходят дети с караваем на руках) :
Мальчик: И день и ночь
Сплетаются в одно,
Мордвы, Руси льняное полотно,
Нам на земле отцов пристало жить,
Россию и Мордовию любить.
Мордовская народная песня «Ваняня»
Дети по– очереди:
Есть на свете город солнца,
Там всегда смеются дети.
Там умны все как японцы
В лучшем городе планеты.
Спросит мальчик златогривый,
Я отвечу без подсказки:
«Где живется всех счастливей?»
«Ну, конечно же, в Саранске!»
На асфальте мы для вас
Нарисуем свой Саранск!
Любим мы свой город очень!
Мы готовы днем и ночью
Этот город рисовать,
Этот город воспевать!
Воспитатель: Приезжайте в Саранск
Вы найдете друзей!
Музыкальный руководитель: И звучит эта песнь о столице моей!
«Песня о Саранске» муз. С. Гаврюшина
(дети строят пазл с видом Саранска из модулей)
Список использованных источников
1. Арсентьев Н. М., Баргова Т. С., Шапкарин К. И. Здравствуй, Мордовия! : Рассказы о родном крае для маленьких читателей. – Саранск, 2005 - 48с.
2. Одинокова Т. И. Мордовский музыкальный фольклор в школе: Хрестоматия к программе по музыке (1-4) – Саранск: Мордов. Книж. Изд-во, 2004. - 424с.
3. Сайт «Фестиваль педагогических идей» - открытый урок. Эл. почта: festival@1september.ru.
4. Детский портал «Солнышко» https://solnet.ee.
5. «Всё для детского сада» https://ivalex.vistcom.ru
6. Финноугор https://finugor.ru/7wonders/offers/dorama