Приложение МААМ

Творческий проект «Волга — река мира»

Галина Миняева
Творческий проект «Волга — река мира»
▼ Скачать + Заказать документы

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, ВОСПИТАТЕЛЬ И ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Цель: накопление детьми социального опыта жизни и осознание себя живущими в определенных этнокультурных условиях.

Задачи:

- расширить знания детей о России, о людях, населяющих Поволжье;

- знакомить с достопримечательностями городов Поволжья, культурными традициями наших предков;

- формировать у детей музыкально-слуховые представления о музыке Поволжских народов на основе произведений народного и композиторского творчества;

- развивать музыкально-творческие способности;

Публикация «Творческий проект „Волга — река мира“» размещена в разделах

- создавать музыкальную среду общения на поликультурной основе, способствующей формированию у детей интереса к культурам разных народов;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать толерантность (способность к пониманию);

- совершенствовать речь детей, умение выявлять сходства и различия в музыке разных народов.

Предварительная работа:

- разучивание песен: (М) «Ваняня, «Песня о Саранске» С. Гаврюшина, «Волга-река мира» С. Терханова, русской «Кузя едет на коне», песен на марийском, мордовском, финском и татарском языках; стихов о Волге;

знакомство с инструментальными произведениями композиторов Мордовии, Чувашии, Татарии, Республики Марий – Эл;

- разучивание элементов мордовского, финского, марийского танцев;

- рассматривание DVD-слайдов «Волга - река мира», фотовыставки работ С. Д. Эрьзи, эскизов национальных костюмов, просмотр на DVD выступлений народных коллективов и солистов Мордовии, Татарстана, Чувашии, Республики Марий - Эл;

- музыкально-дидактическая игра «Угадай мелодию финно-угорских народов»,

- чтение легенд, сказок мордовского, чувашского, марийского, русского народов;

- разучивание подвижных народных игр.

Оборудование к занятию:

- видео-проектор,

- видео-магнитофон,

- DVD-фильм «Волга-река мира»,

- DVD-фильм с выступлением ансамбля «Торама»,

- национальные костюмы (русские, мордовские, татарский,

- аудиозаписи с песней о Волге, народных мелодий Мордовии, Татарстана, Чувашии, Республики Марий–Эл, Финляндии,

- музыкальные инструменты, пиала, каравай,

- пазл с видом Саранска из модулей,

- оформление зала: теплоход, чайки, солнце, облака.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие. Представьте, что мы на теплоходе, который отправится по великой русской реке Волге. Мы не только полюбуемся красотой волжской природы, совершим экскурсии в города, расположенные на Волге, но и ближе познакомимся с культурой Поволжских народов.

Занимайте свои каюты. (Дети садятся на стульчики)

Скажите, как называется человек, который проводит экскурсию? (Экскурсовод, гид)

Позвольте, экскурсоводом сегодня буду я, а вы будете моими помощниками. А в музыкальном салоне будет мне помогать Галина Николаевна. Итак, мы начинаем наше путешествие.

(На DVD слайды с фотографиями Волги)

Ребенок читает стихи о Волге :

Перед нею путь большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой,

Матушкой, кормилицей, родной. (С. Маршак)

Воспитатель: Волжане – крепкие, мужественные люди, но в то же время добрые, гостеприимные! Давайте вспомним, какие народы живут на берегах Волги? (Мордва, чуваши, марийцы, татары, русские). Да, очень много людей разных национальностей живет у нас в Поволжье. И все они живут дружно, мирно, помогая друг другу. Недаром говорят: «Где дружат – там живут, не тужат».

Музыкальный руководитель: А в музыкальном салоне нас ожидает песня о Волге.

Песня «Волга – река мира» муз. С. Терханова

Кто автор этой песни? (Сергей Терханов).

Музыкальный руководитель: (обращает внимание на портрет композитора)

Да, автор и исполнитель песни композитор Мордовии Сергей Терханов. О чем поется в этой песне? (О красоте русской реки Волги, о мире, о дружбе).

Композитор родился на Волге, и свою любовь к ней, к родным местам он выразил в этой песне. Он называет ее Равой – Рекой-солнышком, как издавна называл Волгу мордовский народ. За свет ее родниковых вод, за обилие целебной рыбы. За то, что река-солнышко помогала нашим народам лучше узнать друг друга, подружиться и жить семьей трудолюбивой и согласной.

Воспитатель: А между тем, у нас остановка. Мы подплываем к старинному русскому городку Самаре.

(На DVD слайды с фото города Самары).

Самара – самый длинный город на Волге. И хотя здесь много современных зданий, проспектов, много и деревянных домов. Все они, являются памятниками архитектуры, охраняются государством.

Ребенок: Русь деревянная, края дорогие!

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Музыкальный руководитель: А в музыкальном салоне звучит раздольная русская песня «Кузя едет на коне»!

Русская народная песня «Кузя едет на коне»

Воспитатель: Развеселили нас волжанки из Самары! А путешествие продолжается.

Музыкальный руководитель: С нами путешествует фольклорный ансамбль из Мордовии «Торама». Что в переводе с мордовского означает слово торама? (Труба)

Торама — древний духовой деревянный музыкальный инструмент, который изготавливали из дерева. Торама была двух видов. Первый – обыкновенная пастушья дудочка, а второй вид трубы достигал одного метра в длину. Про эту тораму в народе сложилась легенда. (Спрашивает детей)

Перед тем как оставить этот мир, древний вождь мордовских племен эрзя и мокша Тюштя собрал свой народ и сказал: «Я оставляю после себя трубу, тораму. Она поможет вам объединиться. Если случится беда, и племена поссорятся, трубите в эту трубу, я услышу и приду к вам на помощь». Миссия группы, носящей гордое имя трубы Тюшти, — сохранение древней культуры мордвы. Музыканты трубят в тораму, чтобы не исчез с лица земли мордовский язык, чтобы звучали мордовские песни!

(Видеозапись с выступлением ансамбля «Торама»).

Воспитатель: И вот мы проплываем мимо города Ульяновска, который также расположен на реке Волге. Недавно здесь состоялось открытие памятника всемирному скульптору, великому сыну мордовского народа С. Д. Эрьзе. Благодаря его творчеству с мордовским искусством познакомились ближе люди из многих стран мира. А где в нашем городе выставлены работы великого скульптора? (В музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи). Знаете ли вы названия скульптур? Назовите их!

(Дети называют работы Эрьзи)

Рассматривание выставки с работами С. Д. Эрьзи

Музыкальный руководитель: Весь мир увидел красоту мордовской девушки-женщины, которую воспел в своих скульптурах Эрьзя.

Мордовский танец «Иля яка»

Воспитатель: Следующая остановка у чувашского народа в Чебоксарах. Это наши соседи. И как подобает соседям, чувашский народ очень гостеприимен! Приглашают нас на выставку народных промыслов. Это ткачество, вышивка, работа с деревом, плетение корзин.

(Рассматривание слайдов с выставки народных промыслов Чувашии)

(Просмотр DVD-слайдов)

Посмотрите, какой красивый город! Он очень напоминает наш родной Саранск. Чем? (Чистый, красивый, много цветов)

(звучит фоном чувашская мелодия)

Воспитатель: А наше путешествие продолжается!

(Звучит марийская мелодия)

Мы на марийской земле. В какую группу входят марийцы? (В финно-угорскую). Кто еще входит в эту группу? (Мордва, венгры, финны, эстонцы, пермяки, удмурты).

Музыкальный руководитель: В музыкальном салоне звучит финно-угорская музыка. Угадайте, какому народу она принадлежит!

Д/игра «Угадай мелодию финно-угорских народов»

(Дети исполняют песни, сопровождая их движениями: финскую «Пимпула, пампула», мордовскую «Ки чиресэ», марийскую «Суан толеш»)

Воспитатель: Марийцы приглашают нас в музей под открытым небом! Они также, как и мордва, сохраняют свою национальную культуру в первозданном виде.

(Просмотр DVD-слайдов)

И вот мы прибыли в конечный пункт нашего путешествия, в город Казань, где приветствуют нас на татарском языке и приглашают в гости!

Девочка (в татарском национальном костюме, в руках пиала с водой) : «Исэнмсез балалар, безнен ряхим итегех! ( перевод: Добро пожаловать)

«Йомшак су, егерек су

Син мине яхшеит

Битлярен аллансын

Кулларым агарсын»

Мягкая вода, чистая вода

Ты меня в чистоте держи,

Чтобы лицо заалело,

Руки побелели.

Дети рассматривают одежду татарской девочки.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой нарядный костюм у татарочки Айгюль!

• Что на голове носят татарские женщины? (Калфан)

• А мужчины? (Тюбетейки)

• Чем отличается татарская вышивка от вышивки людей другой национальности? (Много золотых нитей)

Айгюль нам дарит песню на татарском языке!

Татарская песня «Туган телем»

Воспитатель: Пора возвращаться на родную землю, в Мордовию. Мы возьмем с собой все доброе, радостное и чистое, что встретилось нам во время путешествия. Красоту волжских городов, буйство красок великой Волги!

Музыкальный руководитель: Души мелодий чувашского, марийского, татарского народов и, конечно, наше собственное отношение к той земле, на которой мы живем – к земле Мордовии. Как хорошо и красиво на родной земле! Светит солнце, поют птицы, радуются дети. Удивительная земля! А на ней и ты, и я! А вот и земляки нас встречают!

(выходят дети с караваем на руках) :

Мальчик: И день и ночь

Сплетаются в одно,

Мордвы, Руси льняное полотно,

Нам на земле отцов пристало жить,

Россию и Мордовию любить.

Мордовская народная песня «Ваняня»

Дети по– очереди:

Есть на свете город солнца,

Там всегда смеются дети.

Там умны все как японцы

В лучшем городе планеты.

Спросит мальчик златогривый,

Я отвечу без подсказки:

«Где живется всех счастливей?»

«Ну, конечно же, в Саранске!»

На асфальте мы для вас

Нарисуем свой Саранск!

Любим мы свой город очень!

Мы готовы днем и ночью

Этот город рисовать,

Этот город воспевать!

Воспитатель: Приезжайте в Саранск

Вы найдете друзей!

Музыкальный руководитель: И звучит эта песнь о столице моей!

«Песня о Саранске» муз. С. Гаврюшина

(дети строят пазл с видом Саранска из модулей)

Список использованных источников

1. Арсентьев Н. М., Баргова Т. С., Шапкарин К. И. Здравствуй, Мордовия! : Рассказы о родном крае для маленьких читателей. – Саранск, 2005 - 48с.

2. Одинокова Т. И. Мордовский музыкальный фольклор в школе: Хрестоматия к программе по музыке (1-4)Саранск: Мордов. Книж. Изд-во, 2004. - 424с.

3. Сайт «Фестиваль педагогических идей» - открытый урок. Эл. почта: festival@1september.ru.

4. Детский портал «Солнышко» https://solnet.ee.

5. «Всё для детского сада» https://ivalex.vistcom.ru

6. Финноугор https://finugor.ru/7wonders/offers/dorama

Публикации по теме:

«Наша Волга проснулась!»«Наша Волга проснулась!» Наш поселок стоит на самом берегу великой и прекрасной реки Волги. И мы с ребятами часто ходим на набережную полюбоваться нашей красавицей.

Царица рек русских «Волга-матушка». ФотоочеркЦарица рек русских «Волга-матушка». Фотоочерк Сегодня,в выходной день,хочу пригласить вас,на экскурсию в Волгоград. И конечно на великую Волгу. Немножко истории. Первое упоминание о ней,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Великая река Волга» Конспект итогового НОД в рамках «познавательного развития» (подготовительная группа Тема: Великая река Волга Задачи: Расширить представления.

Сценарий мероприятия «Волга-река дружбой крепка» Цели и задачи: развивать эмоциональную, выразительную речь детей. Закрепить представление детей о духовном наследии народов среднего Поволжья.

Моя Волга. ФотоочеркМоя Волга. Фотоочерк Здравствуйте уважаемые друзья и коллеги! Наш поселок стоит на берегу Волги, поэтому очень часто летом мы отдыхаем на берегах этой красивой.

Проект «Река Шаранга» (старшая-подготовительная группа) Месяц. Тема. Задачи Сентябрь. Октябрь. «Знакомство с рекой Шаранга». -Формировать представления о реке Шаранга, как самой крупной и красивой.

Проект «Загадки подводного мира» Визитная карточка проекта Автор проекта Фамилия, имя, отчество Князева Стелла Витальевна Регион Камчатский край Населенный пункт, в котором.

Эколого-краеведческий проект «Я и моя река Иловля» Взросло-детский эколого-краеведческий проект «Я и моя река Иловля» Создание условий для развития познавательных и творческих способностей.

Эколого-краеведческий проект «Наша река Лена» Паспорт проекта Эколого-краеведческий проект «Наша река Лена» Вид проекта: творческо-информационный Продолжительность проекта: долгосрочный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Волга — река мира»
Опубликовано: 24 августа 2015 в 14:30
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий проект «Волга — река мира»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Миняева (УИ 164200) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД