Наталья Волосевич
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Великая река Волга»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового НОД в рамках «познавательного развития» (подготовительная группа
Тема: Великая река Волга
Задачи:
Расширить представления детей о природном разнообразии и богатстве России, о Волге как главной реке страны; представлении детей о городах расположенных по берегам реки (Познание)
закрепить понятие исток и ввести в словарь детей выражение «Волга-матушка Волга – кормилица (Речевое развитее)
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Великая река Волга“» размещена в разделах
- Волга, река
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Реки и озера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Побуждать учить детей восхищаться красотой реки Волги, воспитывать чувство гордости за то, что мы живём на Волге. (Социально- коммуникативное развитие)
познакомить с проблемами загрязнения воды в реках; прививать элементарные навыки экологической культуры;
Содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картин и стихов О Волге (Художественно-эстетическое развитие)
Оборудование:
• карта физическая России, карта-схема реки Волги, фотографии: исток Волги, картинки с изображением речных рыб;
• диск с записью песен» (Л. Зыкина «Течёт река» и Пляцковского Волга в сердце впадает моё)
• слайды с изображением городов и природы по берегам Волги.
• макет реки Волги, карточки с изображением городов, заповедников, истока, устья
Ход
1. Организационный момент
Звучит песня Пляцковского и Савельева “Волга в сердце впадает мое”.
Дети проходят и садятся на стульчики (полукругом на ковре).
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в небольшом красивом городе. Как называется наш город?
Дети: Жигулёвск
Воспитатель: Мы любим свой город и гордимся тем, что здесь живем
Ребята послушайте и отгадайте загадку
Вьётся словно лента в дымке голубой,
Может быть спокойной, может бить водой
Тёмной и глубокой, что не видно дна
Мелкой и прозрачной, может быть она,
А в жару купает нас в своей волне
Что это такое подскажите мне (река)
Воспитатель: На берегу, какой реки стоит наш город?
Дети: на берегу реки Волги (показ слайда)
Воспитатель: Я живу на Волге – значит я волжанка, а ты?
Дети: волжанин.
волжанка
все вместе мы волжане
2. Сюрпризный момент
.(Стук в дверь, воспитатель выходит и возвращается со старой бутылкой в руке)- Ребята мой знакомый рыбак поймал старую бутылку и принёс её к нам, посмотрите в ней что то лежит (открывает бутылку и читает записку)
В-ль: ребята золотая рыбка приглашает нас к себе в гости Как можно добраться до моря?
Дети: по реке
Воспитатель: По великой русской реке Волге, мы совершим сегодня наше путешествие а поможет нам в этом географическая карта Как вы думайте на каком транспорте можно отправится в путешествие по реке?
Дети: лодке пароходе катере, ракете, метеоре (показ слайда)
.Я предлагаю вам нарисовать транспорт на котором мы оправимся в путешествие.
Задание нужно соединить все точки по порядку по цифрам.
(дети садятся за столы и рисуют) Получился катер, на катере мы отправляемся в путешествие
В-ль: Начнем наше путешествие по Волге от самого ее начала.
(Звучит песня Л. Зыкиной «Из далека долго течёт река Волга»)
3. Работа с макетом и картой
В-ль: У реки есть начало, как называется то место где начинается река?
Дети: исток
В-ль: Назовите и покажите на карте исток Волги
Дети: в Тверской области у села Волговерховье (показывают и отмечают на макете
В-ль: У каждой реки есть берега (показ слайда) и она много лет течёт по одному и тому же месту, как называется это место (русло) Вот также и волга течёт много лет по одному и тому же руслу Ребята обратите внимание какие красивы и живописные берега у Волги. Многие писатели и поэты писали рассказы и слагали стихи о Волге. Послушайте, что писал о Волге Самуил Маршак отрывок из сказки «Волга и Вазуза» расскажет нам Полина Я
Кого ещё вдохновляла Волга своей красотой живописной красотой нам расскажет Алёна К
Не только писателей и поэтов Волга вдохновляла своей красотой Русский художник Илья Репин написал знаменитую картину «Бурлаки на Волге» В то время, когда не было еще пароходов. Баржи с грузами тянули бурлаки. Ох, и не легок, был их труд. С лямкой на шее, которую бурлаки одевали как хомут, тянули они тяжелую баржу и пели заунывные и протяжные песни. (показ слайда)
Рассказ воспитателя о бурлаках
Бурлаками нанимались бедные люди к богатым купцам чтобы проводить по реке суда с товарами они начинали свою работу с рассветом и трудились до поздней ночи. Весь день под палящим солнцем они брели по песка и болотистым местам. Тянув за собой баржи, им приходилось проходить много вёрст идя по пояс в воде. Вот такой не лёгкий труд был у бурлаков
-Продолжаем дальше наше путешествие (запись «Плеск воды в реке»)
Воспитатель: Посмотрите на карту
-Вы обратили внимание, что ширина реки изменяется. Почему?
Дети: На всем протяжении Волга принимает воды больших и малых рек.
Они называются притоками реки
В-ль: Назовите и покажите на карте притоки Волги (Ока, Кама)
-Ребята, посмотрите на карту, где протекает река Волга. По её берегам расположены леса, горы, маленькие речушки, которые впадают в Волгу. А что это кружки на карте?
Дети: Города.
Правильно города. Люди из давно селились по берегам рек строили города
Пользовались богатством рек
Не даром Волгу в народе называют Волга – кормилица. Почему её так называют?
Дети: В Волге пресная вода, мы пьём пресную воду, волга богата рыбой.
4 Физминутка
В-ль: Давайте сделаем остановку и поиграем в игру «Рыбы перепутались»
(2 обруча большой зелёный и маленький синий картинки с речными и морскими рыбами) правила: под музыку дети с карточками имитируют движения рыб, по сигналу воспитателя каждый ребёнок находит водоём для рыбы и рассказывает почему. молодцы
-Что нам даёт ещё наша река?
Дети: река даёт электричество
В-ль: Как Волга дает электричество?
Дети: Перегородили Волгу плотины и ГЕС большие моря получились. От ГЭС по проводам электричество поступает в наши дома
5 Рассказы детей о городах расположенных на волге
Нижний Новгород (показ слайда) : там делают легковые автомобили «Волга». Находится самая большая лестница, там река Кама впадает в Волгу. Самара (показ слайда)- главный город нашей губернии здесь строят ракеты и спутники который с космодрома запускают в космос
Волгоград (показ слайда) знаменит памятниками архитектуры посвящённой Великой Отечественной войне, там находится статуя «Родина-мать» Город Астрахань (показ слайда) знаменит тем, что там река Волга в падает в Каспийское море.
Как называется то место где река впадает в море? (устье река своё течение и разливается на множество рукавов)
В-ль: А какой город мы ещё не звали
Дети: Наш город Жигулёвск находится в заповеднике «Самарская лука»
В-ль: Что называют заповедниками и какой заповедник вы ещё знаете
Вот и подходит наше путешествии к концу. (появляется золотая рыбка)
6. Проблема
Рыбка: Ребята я очень рада вас видеть вы такие молодцы всё знаете о реке Волге на которой живёте. На берегах Волги находятся не только заповедники, но стоят заводы и фабрики: делают машины, строят корабли, шьют одежду и обувь. И везде используют воду Волги
Трудится, трудится река день и ночь для людей, не зря ее назвали Волгой – труженицей. вода ее стала грязной, потому что заводы и фабрики сливают в реку использованную, с вредными веществами воду. Берега реки тоже загрязняют мусором. И всё это попадает в море где я живу
7. Решение проблемы
Как же можно помочь реке, что бы вы сделали чтобы реку и её берега не засоряли? (Придумать правила, поставить мусорницы, повесить плакаты, камеры поставить)
-Я предлагаю вам нарисовать знаки запрещающие засорять Волгу и её берега.
Дети проходят к столам придумывают знаки и рисуют их. Рыбка благодарит их за помощь. Дети возвращаются в дет. Сад. (рыбка угощает гостинцами- морские камушки)
Подведение итогов
Что нового вы узнали на занятие?
Что больше всего понравилось на занятие?