Овчарова Лариса
Эколого-краеведческий проект «Я и моя река Иловля»
▼ Скачать + Заказать документы
Взросло-детский эколого-краеведческий проект
«Я и моя река Иловля»
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
Вид проекта : творческо-познавательный.
Продолжительность проекта : кратокосрочный.
Участники проекта : дети старших групп, воспитатели групп, специалисты, родители воспитанников.
Публикация «Эколого-краеведческий проект „Я и моя река Иловля“» размещена в разделах
- Проекты
- Реки и озера
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Сущность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги и роль взрослого является ведущей.
Актуальность темы.
В начале 21 века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Естественная среда – природа – переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экологическая обстановка, экологический кризис, экологическая катастрофа. Но это глобальные проблемы, недоступные пока детскому пониманию. И как быть?
Начать надо с малого, то есть со своей малой родины: родного поселка, любимой реки. Узнать их историю, проблемы, учить разумному общению с природой. Ведь природа Иловлинского района удивительна и разнообразна. Степи и леса, пески и озера – все есть у нас. Но особую роль в жизни казачьей станицы всегда играла река. Отсюда вытекает проблема: как не навредить реке, дать ей полноводную жизнь. Ведь не секрет, что прибрежная полоса Дона, река Иловля в него впадающая, давно стали местами массового отдыха населения. И после отдыхающих берега превращаются в свалки мусора, нередко возникают пожары. Кроме того, происходит затягивание естественного русла реки песком и илом.
Человек наделен особым природным даром – разумом, благодаря которому, мы вполне можем строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали леса и водоемы. Бережно относиться к природе может каждый, но чтобы таких людей становилось больше, необходимо воспитывать экологически грамотных, культурных людей. На это и рассчитан наш проект.
Цель проекта :
- интересно и увлекательно знакомить ребенка с историей родного края, объектами окружающей природы;
- расширить представления о значении воды для всего живого и в частности для поселка;
- привить навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоеме;
- научить любоваться родной природой, понимать необходимость бережного отношения ко всем без исключения объектам природы;
- разработать наглядный материал, познавательные занятия, поддерживать детскую любознательность, познавательную активность.
Задачи проекта :
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями;
- формирование умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
- ориентировать ребенка на восприятие себя как части природы;
- воспитание бережного отношения к миру природы;
- ориентировать родителей на познавательное общение с ребенком;
- повышение экологической культуры педагогов, родителей, детей;
- использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры.
Предварительная работа.
1. Рассматривание иллюстраций, фотографий объектов ближайшего окружения, просмотр видеофильмов в рамках эколого-просветительской деятельности природного парка «Донской».
2. Знакомство с литературными произведениями: Н. А. Рыжова «Жила-была река»; Б. Заходер «Течет река…»; сказка «Почему Дон Ивановичем зовут…»
3. Использование дидактических игр: «Путешествие по Дону», «Найди растения нашего края», «Кто в нашей речке живет», моделирование речной системы реки Иловли.
Во время работы над проектом для педагогов были проведены
- проблемный семинар по организации проектной деятельности
- педсовет в форме деловой игры
- мастер-класс
- консультации
- обзорное выступление медсестры ДОУ «Лечение без таблеток» (Лекарственные растения нашего края)
С целью привлечения родителей к проектной деятельности в старших группах проведены родительские собрания
«Мы и экология»
«Организация проектной деятельности старших дошкольников»
Участие воспитателей в осуществлении проекта
- Занятия по краеведению в «Русской избе»
- Мини-музей «Русская изба» - одно из самых любимых мест детей. Здесь проходят и просто экскурсии и интегрированные эколого-краеведческие занятия по ознакомлению с историей родного края, обычаями донских казаков. Рассматриваются предметы быта казаков, одежда, изделия прикладного искусства
- занятие с использованием материала из мини-музея «Воды»
- консультации
- экологические экскурсии с последующим исследованием собранных экспонатов «Речке Иловле – полноводную жизнь»
После проведения предварительной работы (занятие, экспериментальная деятельность по блоку «Вода»; моделирование речной системы реки Иловля, посещение мини-музея воды, подготовка детей с рассказами о растениях и животных водоема) была организована экскурсия «Речке Иловле – полноводную жизнь»
Цель экскурсии: сформировать представление об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, рельефе местности, наличии животных и растений местности. Понаблюдать за работой машин по очищению реки.
Особое внимание уделялось организации деятельности детей: дети идут в гости к природе, поэтому должны выполнять определенные заповеди:
- соблюдение тишины
- терпеливость
- внимательность (находить взаимосвязи в природе, прогнозировать последствия поведения людей)
Итогом экскурсии стало
- фотохроника исследования реки «Незабываемые встречи» (с представителями флоры и фауны, интересными людьми, «умными» машинами)
- составление плана местности
- рассказы детей о своих самых ярких впечатлениях, связанных с рекой
- исследование образцов песка в эколаборатории «Чему верить, что проверить»
- посев семян на горке сорных трав в экосистемах степь, луг
- листок экологической тревоги «Здоровье рек в наших руках»
- дидактическая игра «Кому нужна река»
Не принося вреда живыми растениям, собран материал для поделок в кружке «Мастерилки» (руководитель – Турищева Л. И.). Работы используются в оформлении интерьера детского сада. Организована выставка «Природная фантазия».
Родители оказали существенную помощь в реализации проекта :
- подобрали литературу и наглядный материал
- наметили прогулки и экскурсии на реку
- организовали наблюдения
- вместе с детьми собрали материал по истории поселка Иловля
В проект вошли
- семейные экологические экспедиции на реку с целью наблюдения деятельности бобров
- рассказы о семейных событиях, связанных с рекой
- сочинение сказок о реке «Шел я, шел, сказку нашел»
- детское справочное бюро Саши Капшук и ее мамы «Реки, речки и моря на земле текут не зря»
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта
Привлечение специалистов ДОУ: логопеда, руководителя по физической культуре, изобразительной деятельности, психолога, музыкального руководителя сделало проект более познавательным и ярким.
- занятия по изобразительной деятельности (закрепление знаний о жизни бобров и их деятельности на реке Иловля);
- подвижные казачьи игры, путешествия по экологической тропинке детского сада с участием руководителя по физической культуре.
В экологизации развивающей среды немаловажную роль играет физкультурный зал, который осуществляет эколого-оздоровительную функцию.
- упражнения-перевоплощения;
- зарядка-загадка;
- подвижные игры с природным материалом;
- казачьи игры;
- эколого-спортивные праздники и досуги;
Психологическое сопровождение проекта : релаксация, игры, создание обстановки доброжелательности и взаимопомощи, воспитание чувства коллективизма;
Логопедические занятия с использованием принципа регионализма, пальчиковая гимнастика, закрепление знаний детей о животных родного края;
Музыкальное оформление всех видов деятельности по проекту, театрализованная деятельность дошкольников.
Заключительным мероприятием стал праздник «Волшебница вода» (с использованием регионального компонента).
Продукт проектной деятельности
Дидактические игры, наглядный материал, фотографии занятий, экскурсий и других видов деятельности, рисунки детей, модели занятий, продолжение работы по формированию экосистем: степь, луг; горки сорных трав, лечение без лекарств.