Понокова Евгения Александровна
Творческий проект «Весенние календарно-обрядовые русские и адыгские праздники в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №26»
Творческий проект:
«Весенние календарно-обрядовые праздники в детском саду»
«Празднование Масленицы и
Нового года по адыгским обычаям – сходство и различие»
Выполнила: музыкальный руководитель
Понокова Евгения Александровна,
первая квалификационная категория
г. Майкоп, 2022 год
Публикация «Творческий проект „Весенние календарно-обрядовые русские и адыгские праздники в детском саду“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Республика Адыгея
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Пояснительная записка
Много прекрасных обычаев есть у каждого народа, и, наверное, самые привлекательные из них - праздники. Придумали праздники люди ещё в глубокой древности, чтобы можно было скинуть с себя груз повседневных забот и позабыть невзгоды.
В мире существует множество различных праздников, одни из них являются общими для разных народов, другие отмечаются лишь в конкретной местности. Но даже общие праздники в разных странах проходят по-разному, а у некоторых, к тому же, отличаются даты. Каждый из них интересен, индивидуален, каждый имеет свои неповторимые черты, особенности, свою историю, свои традиции.
Во все времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передаче житейского, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Одной из задач работы нашего детского сада является: формирование у воспитанников гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему на основе изучения традиций, художественной литературы и культурного наследия народов Адыгеи.
В Республике Адыгея проживают люди разных национальностей. Наш детский сад находится в городе Майкопе, а здесь национальное большинство - это русские и адыги.
Объект: народные весенние русские и адыгские праздники.
Гипотеза: в традициях и обычаях русского и адыгского народов есть что-то общее, схожее.
Тип проекта – творческо-информационный
Продолжительность проекта: февраль-март
Участники проекта: дети групп ДОУ, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Необходимые материалы: национальные костюмы, атрибуты, традиционные сладости и угощения к праздникам.
Актуальность:
Работа, направленная на изучение традиций и обычаев русского и адыгского народов, сблизит людей разных национальностей и вероисповеданий.
Цель: Способствовать расширению представления детей о родном крае, о его истории, о народных обычаях через музыкальную и художественную культуру.
Задачи:
•активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского и адыгского народа.
• формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;
• развивать познавательную активность, через подвижные игры,
• воспитывать в детях уважение к народным обычаям, любовь к своей малой Родине, любовь к народным песням, играм, традициям.
Постановка проблемы: В результате наблюдения за детьми, мы пришли к выводу, что дети не знают о народных традициях, культуре и истории своего народа и народов Адыгеи. Не знают фольклорные песни, народные обычаи, кухню своего народа и народов малой Родины. Не могут назвать особенности народных праздников, народные песни, танцы, не знают народные игры и забавы.
И мы решили ликвидировать этот пробел с помощью творческого проекта: «Весенние календарно-обрядовые праздники в детском саду: Празднование Масленицы и Нового года по адыгским обычаям – сходство и различие»
Ожидаемые результаты проекта:
Дети
• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных весенних русских и адыгских праздниках, играх;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Педагоги накопление материала;
• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами и детьми.
Родители
• Ориентированы на приобщение детей к народной культуре в семье.
План проекта:
1. Постановка проблемы, выбор темы проекта
2. Определение цели и задач проекта;
3. Сбор информации об истории праздника;
4. Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
5. Составление сценариев развлечений, конспектов бесед, консультаций для родителей;
6. Подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского и адыгского народа;
7. Создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта;
8. Информирование родителей о предстоящем мероприятии;
9. Проведение праздников
10. Организовать для родителей выставку детских работ;
11. Подведение итогов.
Формы реализации проекта :
• Беседы по теме; Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей и выставки;
• Слушание и разучивание закличек, частушек, народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей.
• Консультации.
Этапы реализации проекта:
1- 7 феваля
1 этап – Организационно-подготовительный (информационно-накопительный) : постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы и Нового года по адыгским обычаям.
• Создать условия для формирования интереса к празднику;
• Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
• Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры – забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими и адыгскими народными песнями);
• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек;
С 8 февраля по 15 марта
2 этап – Основной этап (организационно-практический): формирование представления у дошкольников о русской и адыгской национальной традиции встречи весны.
• Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица и Новыго года по адыгским обычаям;
• Художественно-творческая деятельность.
• Разучивание частушек, народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме.
• Прослушивание музыкальных композиций.
План мероприятий и сравнительный анализ весенних народных праздников
Особенности сходства и различия в праздновании
Русского народного праздника Масленица Адыгского праздника «Новый год»
С 8 по 10 февраля.
- Тематические беседы с детьми перед праздниками: «Что такое народные традиционные праздники и как их отмечают?», «Мы – разные, но мы вместе». (Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства, дидактические игры, выставки)
Древний праздник, пришедший к нам из языческой культуры
- Беседа с детьми о сезонных изменениях весной
(Отгадывание загадок о зиме и весне) .
С 11 по 15 февраля
Самый веселый и сытный народный праздник
- Беседа с детьми: «Праздник Масленица»; - славянский
Празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года
- Беседа с детьми: «Праздник Новый год по адыгским обычаям» -адыгский
Считалось, что именно с этого дня, 21 марта, когда свет и тьма разделяются поровну, начинаются обновления в природе: первый весенний гром, набухание почек на деревьях, буйное прорастание зелени, в растениях начинается движение соков, оживает земля.
С 15 февраля по 2 марта
-Заучивание закличек, загадок, частушки, пословиц. стихов.
о Масленице: рассказа Т. Нуждиной «Блины», стихотворения Д. Кузнецова «Блины», «Частушек про масленицу»;
Легенда о Нартах и красивой девушке, «Адыгейский сыр» Руслан Нехай,
«Щэпсэух дунаим адыгэ лъэпкъхэр»,
«Адыги на земле моей живут» И. Машбаш,
«Моя Адыгея» ДжафарЧуяко,
«Бзыу, бзыу, бзыужъый».
- Слушание народных песен
«Как на масленой неделе», т. д. Адыгские народные мелодии, лезгинка
С 21 по 13 февраля
- Беседа о значении названия «Встреча гостей»- ходили к друг другу в гости.
По традиции наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. -
- Совместная деятельность - рисование
«Тарелка для блинов»(по городецкой росписи) «Адыгский орнамент»
С 23 по 25 февраля
Символом Масленицы -чучело из соломы.
К обрядам начала нового годового цикла относится сожжение мусора и чучела Масленицы как уничтожение всего старого, обветшавшего, дряхлого и освобождение места для нового, молодого, лучшего. Традиции Масленицы Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках «Танцующее дерево» - «Чыгъудж», люди подходили к дереву и подвешивали разноцветные ленточки, при этом каждый произносил благопожелание.
Люди в эту ночь не спали, бодрствовали. А к утру весь народ, распевая песни, толпами тянулся к «танцующему дереву»
-Изготовление чучела Масленицы -Оформление ветки с лентами
Детям раздают ленты, завязывают и каждый говорит пожелание
Символ Масленицы- блин.
Традиция печь блины -круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.
-Беседа «Значение и символика блинов»
-Разучивание песни «Ой, блины мои блины.»
Хороводная игра «Заинька, попляши»
-Народная игра-забава «Блинная эстафета»;. Символ- лэкъум (символ благополучия).
Лэкъум (хлеб) похож на солнце, и пусть лучи солнца согревают всех.
-Беседа «Значение и символика хлеба»
-Разучивание песни «Адыги на земле моей живут» (в кругу)
- Народная игра-забава «Поймай сыр»;
С 28феврали по 4 марта
-Народные игры - забавы
«Кто быстрее на метле?» «Загони овец»
Народная игра – забава «Перетягивание каната»
Хороводы
-Хороводная игра «Едет Масленица» -Танец-хоровод «Удж»
Праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу было взятие снежного городка.
- Народные игры – забавы- «Скачки»,
- Народные игры - забавы «Ручеёк», «Ворота»; «Снежный тир»; Праздничная езда на лошадях,
- Народные игры – забавы «ШЫГЪАЧЪЭ»- «Скачки»,
«ШЫУ» Всадник
игры в хороводе: - Игра «Рыбаки-рыбки»
-Народного гулянья
направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна.
- Подвижные игры: «Гори, гори ясно» - Подвижные игры: «Подлог шапки»
С 28 по 4 марта
- Рисования на тему - Оформление выставки детских рисунков;
«Госпожа Масленица» «Новый год»
- Памятка для родителей
«Традиции празднования Масленицы»; «Традиции празднования Нового года»
С 6 по 24 марта
3 этап – Заключительный: обобщение знаний детей о Масленице и Новом годе по адыгским обычаям;
• Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица» и «Новый год по адыгским обычаям»;
•Проведение развлечений «Масленица!» и «Новый год по адыгским обычаям» с последующим чаепитием; (Приложение)
Обобщение
Включение народного фольклора в программу музыкального образования детей положительно отражается на детях – они узнали много нового о народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогатили представления о народных традиционных обрядах, побудили наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей зародилось ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только открыли звуковые красоты родного слова, но и расширили, обогатили, активизировали словарный запас детей.
Участие воспитанников в разнообразных народных играх способствовало формированию волевых качеств, активизировало память, внимание, снило страхи, агрессию, замкнутость у детей.
Народные праздники помогли детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях, увидеть в них сходство и различие.
Заключение
Сравнивая отдельные жанры устного народного творчества, обычаи, традиции русского и адыгского народов, мы можем утверждать, что многие из них совпадают по содержанию, смыслу, цели их создания.
Причиной этой общности явилось единство исторических путей развития, сложившийся образ жизни простого народа, взаимодействие народных культур. Одинаковый труд, быт, средства борьбы с врагами для защиты своей земли. Общность обычаев и традиций сближает людей, делает их терпимее, способствует уважать индивидуальность, этнические особенности, отличия в культуре другого народа.
Подтверждение общности в культуре наших народов ведет к дружному сотрудничеству, взаимопониманию и к еще большему сплочению народов.