Тамара Омельчук
Творческий проект «Театрализация как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотатация к проекту :
Трудности в овладении связной, грамотной, выразительной речью у детей с ТНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического.)
Исправление недостатков речи - это огромный труд для ребёнка. Поэтому задача взрослых организовать деятельность так, чтобы он и не заметил, что занят тяжёлой работой. И именно театрализованная деятельность позволяет сделать это непринуждённо, внося в будни атмосферу праздника и используется нами как коррекционное средство развития речи детей и личности в целом.
Публикация «Творческий проект „Театрализация как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Информационная карта проекта
Составители проекта :
Педагоги подготовительной к школе группы для детей с ТНР
Воспитатели: Фадеева Татьяна Леонидовна
Омельчук Тамара Юрьевна
Учитель-логопед: Деришева Елена Николаевна
Продолжительность проекта : среднесрочный – 1 месяц.
Тип проекта :
- по составу участников: групповой (дети, родители, педагоги); - по содержанию: интегрированный (ребенок и его семья, общество и культурные ценности) - по доминирующему виду проектной деятельности : информационно – практико – ориентированный, творческий, игровой.
Возраст детей : 6 – 7 лет
Введение:
На протяжении нескольких лет мы с коллегами сочетаем современные технологии обучения и воспитания с театрализованной деятельности. По нашему мнению, это значительно повышает эффективность развития речи, а также познавательных, двигательных и эмоциональных способностей дошкольников с ТНР.
ТНР (тяжёлые нарушения речи) (по Р. Е Левиной) - это стойкие специфические отклонения в формировании речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте. ТНР развиваются в связи с органическими поражениями головного мозга плода во внутриутробном периоде или ребёнка в раннем возрасте. К ТНР относятся дизартрия, алалия, афазия, ОНР (1 и 2 уровни речевого развития, заикание, ринолалия. У детей с ТНР наблюдаются отклонения в эмоционально-личностной сфере. Им присущи пассивность, нестойкость интересов, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, замкнутость, сензитивная зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.
Работая с детьми с ТНР, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приёмы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развёрнутого смыслового высказывания. Средством, способным решать эти задачи, является,на наш взгляд, театрализованная деятельность. Коррекционно-развивающие возможности театрализованной деятельности известны давно, но используются по нашему мнению не полно. Убеждены, что широкое использование постановок, инсценировок, игр-драматизаций позволит эффективнее решить коррекционные, обучающие, развивающие и воспитательные задачи в работе с детьми с ТНР.
Театрализованная деятельность используется нами как дополнительное средство коррекции речи и всестороннего развития личности ребёнка. В ходе театрализованной деятельности у детей с ТНР активизируется и совершенствуется словарный запас, артикуляция, грамматический строй речи, звукопроизношение, связная речь, а также улучшается голосоподача, тембр, ритм, темп, интонационная выразительность.
Актуальность проекта :
Педагогами группы № 4 (корпус 8) был организован проект по театрализованной деятельности «Сказка о глупом мышонке». Его мы приурочили к Международному женскому дню 8 Марта.
Театрализованная деятельность – это распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет любимые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
У детей с ТНР наблюдаются отклонения в эмоционально-личностной сфере. Им присущи пассивность, нестойкость интересов, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, замкнутость, сензитивная зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.
Театрализованная деятельность способствует развитию у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей. Считаем, что использование и сочетание современных технологий обучения и воспитания с театрализованной деятельности значительно повышает эффективность развития речи, а также познавательных, двигательных и эмоциональных способностей дошкольников с ТНР.
Дети с ТНР являются особой категорией детей, в работе с которыми театрализованная деятельность используется нами как дополнительное средство коррекции речи и всестороннего развития личности ребёнка.
Проблема:
-Чем могут дети порадовать мам на 8 Марта?
Цель проекта : - Развитие речи и личностно-социальное развитие детей.
Задачи проекта :
1. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей;
2. Развивать речь детей с ТНР, осуществлять коррекцию её нарушений через театрализованную деятельность;
3. Формировать умение вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми, способствуя таким образом успешной адаптации детей в социуме;
4. Способствовать развитию компенсаторных возможностей у детей;
5. Воспитывать артистические качества у детей;
6. Помочь детям достичь положительных результатов
Ожидаемые результаты:
для детей :
- у детей наблюдается улучшение эмоционально-личностной сферы (преодоление пассивности, раздражительность, неуверенности, агрессивности, замкнутости, склонности к спонтанному поведению.)
-дети умеют применять полученные знания в самостоятельной, игровой и продуктивной деятельности, появляется творчество
для педагогов:
- дети стали более свободно использовать навыки коммуникации (улучшено фонематическое восприятие, контроль за звукопроизношением, снижение аграмматизмов в речи детей, улучшение слоговой структуры слова, положительная динамика в развитии связной речи)
для родителей:
Улучшение детско- родительских отношений
Продукты проекта :
1. Показ «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака
2. Организация выставки рисунков «Любимый герой из сказки»
Этапы реализации проекта
Этапы проекта
I. Подготови- тельный этап.
-Определение темы проекта;
-Формирование у детей интереса к теме проекта;
-Постановка целей, задач проекта и определение ожидаемых результатов; -Составление плана-схемы проекта;
- Адаптация сценария для данной группы;
-Подбор музыкального сопровождения сказки;
- Оснащение предметно – развивающей среды (оформление выставки книг разных детских иллюстраторов);
-В ходе беседы с педагогами дети находят проблему: «Как можно порадовать маму в праздник?»
-Участие в распределении ролей и подборе атрибутов;
-Оказание посильной помощи детям и педагогам
II. Реализация проекта
-Участие в беседе «Как бы могла закончится сказка» ;
-Придумывание детьми другого окончания сказки;
-Чтение детям произведения С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»; -Рассматривание иллюстраций к сказке;
-Пересказ произведения С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» по опорным картинкам;
-Разыгрывание диалогов
Знакомство детей со сценарием «Сказки о глупом мышонке»;
-Распределение ролей;
-проведение эмоциональной психогимнастики (по М. И. Чистяковой); -Разучивание диалогов;
-Коррекция звукопроизношения, лексико-грамматических ошибок во время работы над ролью;
-Художественное творчество по произведению «Сказка о глупом мышонке»» (аппликация, лепка, рисование, конструирование);
-Оформление пригласительных билетов и афиши;
-Обогащение словаря детей, автоматизация поставленных звуков в репликах героев исправление лексико-грамматических ошибок;
-Помощь в подготовке костюмов
и декораций; подготовка атрибутов для театрализации сказки;
-Репетиции сказки «О глупом мышонке»;
III.Завершающий этап.
Итоговое мероприятие
-Оформление результата проекта в виде презентации;
-организация выставки "Иллюстрации к сказке "
-театрализованное представление «Сказка о глупом мышонке».для мам, бабушек;
-Представляют зрителям продукт деятельности;
-Рефлексия по отношению к театральной постановке -Чтение детям произведений С. Я. Маршака;
-Просмотр постановки и выражение своего отношения к ней;
Ресурсы:
1. Научно – популярная литература: -энциклопедии - детские журналы о природе
2. Методическая литература (см. список литературы)
3. Художественная литература (см. список литературы)
4. Печатные материалы, представленные сотрудниками библиотеки
5. Информация с интернет – сайтов (см. список сайтов)
Риски и пути преодоления рисков:
Данный проект содержал определенные риски : ребенок мог не справиться с выбранной ролью, исходя из особенностей детей с ТНР В ходе работы над проектом возникали трудности. Некоторые дети не сразу включались в предлагаемую обстоятельства, и были пассивны, не достаточно эмоциональны, скованы. Но в ходе системной. Ежедневной работы над проектом, дети вживались образ и старались сделать его ярким, интересным.
Выводы:
Мы убедились что, проектная деятельность очень актуальна и эффективна для коррекции речи детей с ТН. Р. Театрализованная деятельность так же является эффективным средством развития личности ребёнка, поскольку носит игровой характер, способна увлечь его, удовлетворить потребность в активном действии, богата возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка, что особенно важно при работе с детьми с ТНР.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь, фонематический слух, слоговая структура слова, совершенствуется звукопроизношение и связная речь детей.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица того или иного персонажа. Это помогает преодолеть психологические проблемы детей : робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Подводя итоги работы, мы пришли к выводу, что использование театрализованной деятельности дает детям с ТНР положительную динамику не только в развитии речи, но и способствуют более эффективному развитию всех психических процессов, а именно: восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения.