Елена Черемисина
Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В настоящее время происходит модернизация общего дошкольного образования. Сегодня важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Чувство неуверенности в себе, волнение, эмоциональная закрытость, робость, страх перед выступлением иногда преследуют ребёнка достаточно долго и доставляют ему много неприятностей. Одним из направлений коррекции такого поведения является коллективная театрализованная деятельность.
Темочки:
Цель:
Формирование у детей эмоциональной открытости, умения взаимодействовать со сверстниками посредством совместной театрализованной деятельности.
Используя театрализованную деятельность можно решать комплекс взаимосвязанных задач:
- познавательное развитие – расширять представления детей о театре, его видах и театральных профессиях;
- социальное развитие – формировать положительные взаимоотношения между детьми; воспитывать у ребенка уважение к себе; формировать умение выражать эмоции; воспитание этически ценных способов общения;
- речевое развитие – содействовать развитию монологической и диалогической речи; обогащению словаря образными выражениями, сравнениями, синонимами, антонимами, эпитетами; овладению выразительными средствами общения;
- эстетическое развитие – приобщать к литературе, развивать воображение, формировать умение создавать выразительный художественный образ, обучать самостоятельному нахождению приемов изображения;
- развитие движений – учить согласовывать движения с текстом, развивать умение воплощать в творческом движении настроение, характер образа, выразительность исполнения.
В своей работе я использую пособия Татьяны Николаевны Дороновой «Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности», М. Д. Маханевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», Н. Б. Улашенко «Организация театральной деятельности», А. В. Щеткина «Театральная деятельность в детском саду».
Тему своей углубленной работы я выбрала, исходя из проблем, выявленных в результате наблюдений за деятельностью детей.
Результаты наблюдений:
- самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес вызывают у них игры-драматизации предложенные воспитателем и проходящие под его руководством.
- дети шестого года жизни в процессе театрализованной деятельности стремятся активно вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.
- повышение интереса к познавательной деятельности при включении фрагментов театрализованной деятельности в систему занятий по обучению детей рассказыванию с использованием разных видов театра, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.
- по ходу самой игры замечена бедность выразительных средств у некоторых воспитанников.
В своей педагогической деятельности я широко использую проектную технологию, т. к. она охватывает все виды детской деятельности.
Для реализации поставленной цели работы по организации театрализованной деятельности с детьми я разработала и внедрила долгосрочный педагогический проект.
Задачи проекта:
• формировать желание детей пробовать себя в различных ролях;
• формировать умение свободно чувствовать себя в выбранной роли;
• развивать творческий потенциал и артистические качества посредством предоставления детям возможности выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями;
• вызвать интерес родителей к творческой жизни детей в саду и желание участвовать в жизни группы.
• привлечь родителей к пополнению развивающей среды группы
Ожидаемые результаты:
Научить детей: свободно чувствовать себя на сцене, уметь договариваться со сверстниками путем нахождения компромисса, уметь примерять на себя различные роли, уметь детально передавать образы персонажей, имитировать характерные движения, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния. Пополнить развивающую среду различными театрами и костюмами.
На подготовительном этапе проведена работа:
• постановка проблемы перед родителями
• подбор методической, художественной литературы, иллюстрированного материала по теме
• подбор материала, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности
• подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности
Реализация основного проекта включила в себя:
• Театрализованные игры
• Беседы
• Посещения театра
• Знакомство с классической музыкой
• Игры драматизации, инсценировки
• Разные виды изобразительной деятельности
• Чтение художественной литературы
• Разнообразные речевые игры
• Сюжетно – ролевые игры
• Дидактические игры
• Постановка этюдов
• Консультация для родителей
• Ознакомление с окружающим миром
• Работа по обогащению словарного запаса
Творчество в театрализованной деятельности невозможно без развития речи. Но в то же время и занятия театрализованной деятельностью помогают развивать и речь, и эмоциональность, и воображение. Поэтому еще одним направлением моей работы с детьми явилось речевое творчество.
Положительные результаты дали такие приемы, как придумывание продолжения сказки или изменение конца знакомой сказки, придумывание рассказов и сказок о самих детях, составление рассказов о семье и ее членах для оформления тематических выставок. Часто практикуем с детьми сочинение новых сказок. В старшей группе мы с детьми прочитали книгу Зои Шустерман «Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких». Книга вводит читателя в волшебный мир детской фантазии, знакомит со способами формирования у детей творческого воображения. Прочитав книгу, мы узнали, что сочинить сказку можно используя сказочный треугольник – в сказке взаимосвязаны обычный герой, сказочный герой и волшебство. А еще можно придумать сказку о любом ребенке при условии, что он возьмет с собой в сказку любой предмет. Это может быть, например, ручка или фонарик. Простая ручка в сказке может превратиться в волшебную палочку.
Большое внимание по речевому направлению уделялось обогащению словаря, активизации в речи детей устойчивых выражений, фразеологизмов, пословиц, поговорок.
Для совершенствования звукопроизношения были активно использованы комплексы артикуляционной гимнастики.
Разработан алгоритм разучивания скороговорок и чистоговорок.
В ходе реализации проекта моим воспитанникам наиболее интересны были:
Игры-драматизации, инсценировки и сюжетно – ролевые игры, в этом случае они играют сами - используя интонацию, мимику и пантомиму. Детям очень нравится переодеваться в костюмы, говорить и действовать как настоящие артисты. В играх – драматизациях дети лучше раскрепощаются, и в дальнейшем более активно идут на контакт.
Увлекательны детям и разнообразные этюды на развитие выразительности жестов, фантазии, эмоций, памяти и внимания: например «покажи, что ты удивился, расстроился, что тебе весело». Здесь я активно использую картинки с изображением эмоций и схемы эмоций.
Технику пантомимы, координацию и красоту движений мы совершенствовали и при проведении народных подвижных игр «Дрема», «Кот и мыши», «У медведя во бору» и др., современных музыкальных игр «Волшебная шляпа», «Необычные танцы», «Зеркало» и других, требующих выполнения движений.
Начиная со средней группы, мы поставили театрализованные выступления детей по сказкам «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят». А также инсценировки стихотворений: "Юля плохо кушает"» «Кто колечко найдёт», «Телефон». Показали сказку перед родителями «Красная шапочка» в новой интерпретации.
В группе часто проводится театрализованная игра «Петрушкин концерт», конкурсы чтецов. Дети с интересом и удовольствием смотрят на свои выступления. Мои воспитанники занимают первые места в мероприятиях ДОУ. Пятеро детей нашей группы обучаются в детской школе искусства.
Надо сказать, что опрос родителей выявил, что большинство наших детей не посещают настоящий театр, так как у родителей не находится на это времени. Поэтому мы старались использовать каждую возможность: просмотр спектаклей, созданных старшими детьми, просмотр сказок в исполнении педагога, посещение спектаклей приезжих театров. Благодаря этому дети учатся входить в роль. Можно отметить, что после каждого представления с детьми обсуждались постановки, характеры героев.
Также очень эффективен личный пример педагога, т. к. эталоном для подражания является воспитатель.
Чтобы прочувствовать образы героев, дети изображали их в разных видах продуктивной деятельности :
• Рисование «Мой любимый сказочный герой», «Эпизоды из сказки», «Лиса и заяц», «Иллюстрации к Коми народным сказкам» и др.
• Лепка: «Герои сказки «Гуси-лебеди», «Колобок», «Декорации к сказкам», «Маша и медведь» и др.
• Оригами и конструирование из бумаги «Теремок», «Три поросенка» и др.
• Изготовление героев сказок из природного и бросового материала.
• Дети предложили сделать подарок малышам и изготовили иллюстрированную книгу по сказке «Колобок».
Параллельно велась активная работа с родителями.
Неоднократно на родительских собраниях знакомила родителей с актуальностью темы, её основными аспектами, заручилась их поддержкой.
Благодаря активности и интереса родителей и детей в группе обогатилась предметно-развивающая среда. Родители помогли в создании костюмов к различным постановкам, изготовлении ширм, приобретении игрушек для настольного театра, изготовлении атрибутов и декораций. Работа с родителями способствует сплочению родителей и детей, позволяет им лучше понимать друг друга.
Для родителей была оформлена папка-передвижка «Театрализованная деятельность в ДОУ», в которой был размещен материал о традициях семейного театра, рекомендации по изготовлению театральных кукол, иллюстративный материал «Правила поведения в театре».
Мною было разработано перспективное планирование театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, разработаны сценарии театрализованных представлений. Разработаны консультации для воспитателей и родителей по речевому развитию и театрализованной деятельности.
Благодаря проделанной работе дети стали более раскрепощено чувствовать себя на сцене, научились находить компромисс и договариваться со сверстниками. Дети с удовольствием примеряют на себя различные роли и детально передают образы персонажей; имитируют характерные движения героев, передают в мимике и жестах различные эмоциональные состояния.
Опыт работы показал, что участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажи из сказок помогает лучше овладеть своим телом осознать пластические возможности движений. Дети учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.