Хакимова Елена
Творческий проект «Развитие читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
I. ВВЕДЕНИЕ
Вспоминая детство, старшее поколение вспоминает: «Мне всегда читали! Читали родители, а бабушка рассказывала сказки». Работая с двух - трехлетними детьми, в ходе беседы о сказках, рассматривании к ним иллюстраций с горечью обнаруживаешь, что многие дети не знают самых простых, наших русских народных сказок. Мы провели анкетирование родителей, из которого выяснили, что большинство родителей не читают детям сказок по ряду причин: недостаточно времени, считают, что дети еще слишком малы, но основная причина - зачем читать, когда можно посмотреть. В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. Становление и развитие ребенка происходит только при живом общении. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, слабое развитие коммуникативных функций и т. д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Обязанность воспитателя привить детям любовь к книге, уметь слышать и чувствовать литературное произведение. Воспитатель может организовать работу с родителями, устраивая литературные гостиные, где родители могут обмениваться друг с другом опытом, как они прививают любовь детей к книге.
Темочки:
- Книги, чтение. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Таким образом, актуальность проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением, как основного источника знаний для развития и воспитания.
Цель проекта : формирование интереса к чтению художественной литературы и развития творческого потенциала дошкольников.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Определить условия, развития интереса к детской книге у дошкольников.
3. Разработка мероприятия, для старшей группы.
Гипотеза:
Состоит в предположении, что читательские интересы будут сформированы, при соблюдении следующих условий, если:
• проводить целенаправленную работу по формированию читательских интересов дошкольников;
• применять в образовательном процессе разнообразные методы и приемы работы, способствующие развитию читательских интересов;
• работу по формированию читательских интересов проводить совместно с семьей, библиотекой и другими участниками образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
1. Расширится знания детей о книгах, о ее значении в современной жизни.
2. Изменится отношение к книге, возрастет читательская активность.
3. Повысится уровень взаимодействия семьи и детского сада по вопросу формирования читательских интересов воспитанников.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Методы работы над проектом :
Основными методами работы над проектом предполагаются :
• теоретический анализ литературы в рамках проблемы;
• Беседа, опрос, анкетирование детей и родителей;
Сравнительный Противоречия
В ходе работы над проектом, выделили следующие противоречия:
• Между высоким воспитательным потенциалом художественной литературы и снижением интереса к книге в современном информационном обществе;
• Между интересом детей к художественной литературе и недостаточным вниманием родителей к данному вопросу.
2.3. Ресурсы
Для качественной организации работы над проектом были определены следующие ресурсы:
• кадровые – воспитатели, учитель-логопед, воспитанники, родители воспитанников;
• информационные - литература, интернет;
• материально-технические - методический кабинет, компьютер, проектор, теле, аудио и видео аппаратура.
2.4. Сроки реализации проекта : январь 2015г. – декабрь 2015г.
2.5. Участники проекта : воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
2.6. Критерии оценки результативности работы над проектом :
Исходя из цели проекта, выделены критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательских интересов :
1. наличие устойчивого интереса к чтению книг;
2. развитие творческих способностей детей;
3. активное участие детей и родителей в реализации проекта;
2.7. Перспективы развития проекта : работа по реализации проекта будет представлена на ГМО воспитателей, материалы, полученные в ходе реализации проекта, будут интересны и полезны воспитателем; в случае успешной реализации проекта опыт будет распространен.
2.8. Этапы работы над проектом :
1 этап – подготовительный
Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
Подбор методической, художественной литературы, наглядно - дидактического материала;
Создание предметно-развивающей среды в группе;
Составление плана;
Анкетирование родителей на тему: «Использование художественной литературы в семье» (Приложение 1);
Рисование героев любимых сказок (Приложение 2);
Работа в мастерской по ремонту книг (Приложение 3).
2. Основной этап:
Реализация плана мероприятий (Приложение 1)
3.3этап – заключительный
Проведение литературного мероприятия «По дорогам сказок»
2.9. Продукты проекта
• Анализ анкетирования (Приложение 2);
• Детские рисунки (Приложение 3);
• Фотографии (Приложение 4);
• Сценарий литературного мероприятия «По дорогам сказок» (Приложение 5);
• Памятка для родителей «Развитие у дошкольников читательских интересов» (Приложение 6).
III. ВЫВОДЫ
Подводя итоги, можно отметить - художественная литература является универсальным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. По словам известного литературоведа Ю. М. Лотмана, художественные тексты обладают свойствами "сгущенной информативности", т. е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченные временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты, при правильном их подборе могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям.
Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон для развертывания других форм совместной деятельности взрослого в детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой, объединяя их в целостном образовательном процессе.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Обязанность воспитателя привить детям любовь к книге, уметь слышать и чувствовать литературное произведение. Воспитатель может организовать работу с родителями, устраивая литературные гостиные, где родители могут обмениваться друг с другом опытом, как они прививают любовь детей к книге.
В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гербова В. В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 5-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 20013.
2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 5-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 20011.
3. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М. : Линка-Пресс, 2010.
4. Дунаева Н. О Значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 6. – С. 35-40.
5. Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 5. – С. 33-41.
6. Интернет- ресурсы образование
1).https://www.gublibrary. Омелько С. Н. Воспитание интереса к чтению.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Творческий проект
«Развитие читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста»
Руководитель проекта :
Хакимова Елена Вячеславовна
воспитатель
МАДОУ детский сад № 4
Нефтекамск,
2016 г.