Мишина Елена Леонидовна
Творческий проект «Пусть цветет планета наша» (воспитание экологической культуры средствами искусства)
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект «ПУСТЬ ЦВЕТЕТ ПЛАНЕТА НАША» (воспитание экологической культуры средствами искусства)
Мишина Е. Л., преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО «ДШИ» с. Екатеринославка
Каждый день средства массовой информации приносят нам вести об экологических бедствиях, происходящих в различных уголках нашей планеты. В XXI веке мы оказались лицом к лицу с надвигающейся экологической катастрофой, причиной которой послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Очевидно, что экологический кризис обусловлен не только последствиями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы.
Публикация «Творческий проект „Пусть цветет планета наша“ (воспитание экологической культуры средствами искусства)» размещена в разделах
- Космос. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Согласно Федеральному закону №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», с января 2002 г. законодательно установлено всеобщее обязательное экологическое воспитание и образование подрастающего поколения, учащейся молодежи и экологическое просвещение всего населения РФ. Кроме того, в России 2017 год объявлен годом Экологии. Следовательно, данный проект успешно вписывается не только в образовательное пространство, но и в государственную политику России, что делает проект весьма актуальным.
Практическая значимость проекта заключается в возможности использования результатов проекта преподавателями общеобразовательных школ, ДМШ и ДШИ, а также любыми учреждениями, занимающимися вопросами экологического просвещения населения, в формировании эколого-эстетического воспитания населения средствами искусства.
Цель проекта - выявление перспективности использования в экологическом воспитании и образовании интегрированного подхода путем вовлечения обучающихся в творческую деятельность, воспитание ответственного отношения к природе как общечеловеческому достоянию средствами искусства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• расширить знания учащихся и взрослого населения района о родном крае и по проблемам сохранения окружающей среды в глобальном масштабе;
• обогащать и систематизировать экологические знания населения средствами искусства;
• реализовать полученные знания в творческой проектной деятельности - для учащихся;
• расширить кругозор слушателей в области музыкальных произведений разных жанров, посвященных изображениям природы.
1. Содержание проекта
В истории культуры природа часто была предметом изображения и описания, размышления и восхищения, мощным источником вдохновения. Очень часто человек стремился выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней. Красота природы нередко вдохновляла художников и музыкантов, поэтов и писателей на создание произведений искусства. Ни одно искусство не существует в безвоздушном пространстве, каждое их них тысячами нитей связано друг с другом, которые протягиваются от одного вида искусства к другому, от художника - к музыканту, от стихов Б. Пастернака - к балладам Шопена, а через них ведет к восприятию и любованию окружающим миром на качественно новом уровне.
В рамках проекта предложены темы, касающиеся различных сфер окружающей среды, которые так или иначе отражены в произведениях живописи, музыки и литературы. Опираясь на основные понятия, проект предусматривает более глубокое овладение основами экологии с культурологическим акцентом на осознание роли природы в жизни людей и развитие объективного взгляда на роль самого себя в природе.
2. Этапы работы над проектом
«ПУСТЬ ЦВЕТЕТ ПЛАНЕТА НАША!» - долгосрочный проект. Всю работу над проектом можно разделить на следующие этапы:
• · Подготовительный - сентябрь-октябрь 2016 года
• · Реализация проекта - ноябрь 2016 - май 2017 гг.
• · Заключительный этап - май 2017 года
Первый - подготовительный - этап включал анализ и оценку современного состояния экологического образования в практике преподавания, изучение методической литературы. В ходе подготовки подобран музыкально-иллюстрационный, концертно-исполнительский материалы, соответствующие содержанию творческого проекта. Наиболее эффективное воздействие на эмоциональное состояние слушателей оказывают презентации для сопровождения выступления коллективов или солистов. Тематика и форма проведения мероприятий самая разнообразная, рассчитанная на различные возрастные категории слушателей. Зачастую она связана с датами, посвященными природе, поэтому был составлен своеобразный экологический календарь, который корректирует сроки проведения мероприятий, так как всегда есть несколько вариантов праздников, посвященных природным ресурсам. На этом этапе была разработана программа проекта в целом.
Второй этап - реализация проекта. Методы и формы
Проект реализуется посредством проведения ряда мероприятий с привлечением к организации преподавателей и учащихся музыкального, художественно-графического, хореографического отделений и отделения раннего творческого развития. Реализация проекта происходит также посредством использования ресурса социального партнерства. К реализации данного проекта привлекаются : родители воспитанников, образовательные учреждения, учреждения культуры, Администрация Октябрьского района, и др.
Одной из ступеней реализации творческого проекта было проведение конкурса «Огромный дом – уютный дом» творческих проектов по теме «Экология». Для актуализации знаний по экологии было предложено учащимся участвовать в проектно-исследовательской деятельности, которая обладает значительным потенциалом к стимулированию познавательных и творческих способностей учащихся и предполагает деятельностный подход в реализации основных задач проекта.
Учащимися были выполнены следующие проекты, в которых прослеживаются связи искусства, биологии и экологии : «В мире столько необычного», «Образы природы в творчестве композиторов XIX века», «Сохраним природу вместе», «Образ березы в творчестве русских художников», «Экологические катастрофы в кинематографе», «В мире животных». Лучшие фрагменты творческих проектов вошли в основной видеоролик заключительного мероприятия «Разговор с Губер Юрием», дополнив материал рубрик «Новости», «В мире животных», «Полезные советы», где в роли ведущих выступили непосредственно победители конкурса.
Проведенная серия тематических концертов «Музыка души», «Карнавал животных» для воспитанников ДОУ и учащихся общеобразовательных школ на Неделе Детского творчества в полной мере раскрыла творческий потенциал учащихся и преподавателей, где исполнительская деятельность обучающихся в ДШИ тесно переплетена с мастерством обработки и аранжировки популярных произведений преподавательского состава. Лучшие концертные номера вошли в программу заключительного этапа.
В экологизации воспитательно-образовательного процесса обучающихся на отделении раннего творческого развития, т. е. воспитанников дошкольного возраста с помощью игровых, здоровьесберегающих, личостно-ориентированных технологий проведен следующий трехступенчатый блок мероприятий:
• проведение опроса «Что же это за Экология такая?»;
• проведение познавательно-развлекательных мероприятий - «В царстве феи Экологии», «Сказ о том, как Ивашка Березку спасал»;
• возвращение к опросу «Что же это за Экология такая?».
Самые интересные, забавные ответы из опросника «Что это за Экология такая?» до и после обучающего момента также вошли в заключительного проекта в виде рубрики «Взгляд снизу».
Заключительный этап как своеобразный пазл сложился из фрагментов всех проведенных мероприятий проекта. «Разговор с Губер Юрием» разработан в формате мультимедийной передачи с «живым» концертно-музыкальным оформлением. Выбор данной формы проведения мероприятия обусловлен современными тенденциями стремления к большей визуализации, разножанровости, синестизийности разных видов искусств и науки, что как нельзя лучше подходит для разновозрастной слушательской аудитории.
Именно восприятие проблем окружающей среды на эмоциональном уровне посредством духовной связи с искусством, способно сместить акцент с изучения проблем окружающей среды на воспитание экологической культуры. Экологическое воспитание, помимо воспитания гуманного отношения к природе, предполагает развитие эстетических чувств, умения видеть,чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить ее.
Подведя итоги можно сделать вывод, что предложенная модель экологического воспитания средствами искусства дополняет и расширяет привычные рамки экологического воспитания. Основные блоки проекта и применение разнообразных форм организации деятельности способствуют экологизации воспитательно-образовательного процесса, формированию экологической компетентности не только обучающихся но и населения района.
Список литературы:
1. Образовательная модель «Экология в системе культуры». - режим доступа: https://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=65200
2. Абрамова Г. Е. Экологическое воспитание средствами искусства/Г. Е. Абрамова. - Ярославль: Ярославский областной ИПК педагогических и руководящих работников, 1998. - 76 с.
3. Асафьев Б. О русской природе и русской музыке/Б. Асафьев//Искусство в школе. - 2007. - №1
4. Смолянинов И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания/И. Ф. Смолянинов. - М. : Просвещение,1984. - 206 с.