Наталья Чивелёва
Творческий проект «Пришли мне чтения доброго…»
▼ Скачать + Заказать документы
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ПРИШЛИ МНЕ ЧТЕНИЯ ДОБРОГО. "
Введение
«Метод проектов – от души выполняемый замысел»
В. Кил Патрик (американский педагог)
«Вечером слушаю сказки - вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
А. С. Пушкин
"Не бойся сказки, бойся лжи,
А сказка, сказка не обманет.
Тихонько сказку расскажи,
На свете правды больше станет"
Публикация «Творческий проект „Пришли мне чтения доброго…“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Как известно, мода имеет обыкновение повторяться. Вот и сегодня, совсем как в 60-е годы двадцатого века модно рассуждать о пользе и вреде сказки, как материала для детского чтения. Многих, особенно родителей, смущает, что сказка приводит к искаженному мировосприятию, неправильной (с точки зрения взрослого) оценке происходящих событий, приучает к излишней идеализации окружающего, безгранично развивает фантазию, а также загромождает память ненужными фактами. Но пока взрослые спорят, есть ли вред, к примеру, от Емели из сказки "По - щучьему веленью, по - моему хотенью" или от Иванушки - дурачка, дети с удовольствием читают и слушают народные и не только сказки.
А взрослым я хотела бы посоветовать, не мудрствовать особо, а вспомнить, что сказки - это наша с вами культура. И ничего нет хуже, чем человек, не помнящий своих корней. Ну а насчет вреда от сказок, насчет того, что дети вырастут неприспособленными к этому жесткому миру. Полноте! Не стоит недооценивать наших детей. Посмотрите, какие они у нас умные. Так что не лишайте их детства. Пусть они читают сказки и слушают аудио сказки, учат замечательные песенки для детей и пока они дети - пусть остаются детьми!
Проблема проекта: Как часто вы читаете детям книги? Каждый день, раз в неделю? Сейчас почти в каждом доме есть компьютер и уж точно телевизор, поэтому чтение книг становиться обременительной обязанностью для родителей. Куда проще включить детям мультики или компьютерную игру и заниматься своими делами.
Но разве вы желаете своим детям плохого? Каждый родитель мечтает, что его ребенок будет самым умным и успешным. Способствовать этому можно элементарно – надо всего лишь приучить детей читать книги.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – приобщение детей к чтению.
Проектом предусмотрен объект исследования, в качестве которого выступают условия для обеспечения дошкольников полноценным чтением. Предметом деятельности является процесс чтения художественной литературы.
Актуальность создания проекта
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и с полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
В Новое время этот термин связывается с понятием «проблема». В этимологическом словаре проект как проблема «может означать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идей, отказывается от своего частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве». Именно такое толкование проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.
В образовательной практике, где проектный метод обучения, после забвения вновь начал применяться с 80-х годов прошлого века уже накоплен достаточно большой опыт его реализации.
В последнее десятилетие в научно-педагогической литературе уже много написано о сущности и современном прочтении метода проектов. Проект понимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися, комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Находясь в постоянном поиске новых форм и методов повышения качества образования, специалисты дошкольной ступени так же обратили внимание на метод проектов. Использование его в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, т. е. нововведение, новшество.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции в свете ФГТ (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно - образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Пришли мне чтения доброго…».
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для развития устойчивого интереса к чтению.
Тактические цели
1. Создать модель работы над проектом.
2. Сформировать рабочую группу, способную к приобщению к чтению.
3. Организовать насыщенное, доступное взаимодействие участников проекта.
Задачи
1. Организация работы по проекту
2. Методическое обеспечение проекта.
3. Материально-техническое обеспечение проекта.
1. Организация деятельности рабочей группы.
2. Формирование мотивации участников рабочей группы.
3. Формирование начальных предпосылок к семейному чтению.
1. Формировать интерес к чтению в семье, активизировать читательскую самостоятельность у родителей.
2. Поддерживать стремление участников проекта вступать в общение, высказываться, активизировать словарь, для дальнейшего развития и работой над проектом.
3. Единство семейного и общественного воспитания на протяжении работы над проектом.
Ожидаемые результаты
1. Совместная организованная деятельность по проекту
2. Методическое обеспечение, нацеленное на выявление и степень развития семейного чтения.
3. Создание выставки книг - самоделок.
1. Создание мобильной рабочей группы.
2. Формирование тесного взаимодействия между активными участниками рабочей группы.
3. Пополнение детской библиотеки в группе новыми книгами (фабричными и самодельными).
1. Активные родители, желающие искать пути разрешения проблемы вместе с детьми. Совместное (с родителями) формирование у детей потребности в чтении.
2. Организация активного, плодотворного общения всех участников проекта.
3. Единое семейное и общественное воспитание на протяжении работы над проектом.
Продукт
1. Коллектив, сплоченный одной темой.
2. Проект «Пришли мне чтения доброго…»
3. Выставка книг самоделок.
1. Рабочая группа – участники проекта – активные читатели.
2. Сформированные навыки работы над проектом у участников рабочей группы.
3. Самодельные книги сказок.
4. Новые книги в детской библиотеке группы.
1. Чтение книг в семейном кругу.
2. Обмен опытом между родителями.
3. Инсценировка сказки «Петух и собака».
4. Альбом детских рисунков «Мой любимый сказочный герой».
В заключении проекта была проведена НОД «Пришли мне чтения доброго…»
4. Аннотация
Почему именно эта тема? Чем она интересна для детей?
Самая любимая книга для детей – сказочная. Сказка для ребенка – это не вымысел, не плод фантазии – это особая реальность, реальность чувств, желаний, ценностей, установок, потребностей, привычек, которая становится ощутимой в безопасном для ребенка окружении любящих его взрослых и сверстников.
Чтение вместе с близкими взрослыми еще и способ психологической защиты: книга приходит к детям через мамин или папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
Сказка - это именно такой рассказ, который лучше воспринимается детьми всех возрастов. Она воспитывает и обучает, помогает с пользой провести досуг. Яркие характерные образы из сказок воздействуют на сознание и дают четкое представление ребенку о добре и зле. Все эти фантастические рассказы содержат некие стереотипы поведения в той или иной ситуации, предлагают способы решения проблем и жизненных задач.
Часто сказки повествуют о каком-либо слабом и беспомощном герое, который в результате преодоления трудностей и сложных препятствий становится сильным и мудрым. Именно это отражает суть взросления человека и делает этот процесс понятным для детей. А задачи, которые решает персонаж, учат ребенка не пасовать перед проблемами, развивают гибкость ума, бытовую смекалку и хитрость.
Герой встречает на своем пути множество других действующих лиц сказки, разговаривает с ними. Дети, читая или слушая рассказ, постигают навыки общения и запоминают схемы поведения персонажей, все это развивает их и готовит к жизни в реальном мире. Взрослые, рассказывая произведение ребенку, меняют тембр голоса и интонацию, тем самым выступают в роли логопеда. Малыши буквально заглядывают в рот рассказчику, невольно запоминая его движения и мимику.
Сказки рассказывали и в древности, рассказывают и сочиняют их и сейчас. Изменились герои, изменились места действия, но одно осталось неизменным - в битве добра и зла добро всегда побеждает.
В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей (здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Проект можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю.). Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Остановимся более подробно на семейных творческих проектах. Такие проекты призваны объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества. Семейные творческие проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи. Основной целью таких проектов является вовлечение детей и взрослых в творческий процесс.
В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.
Такие проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой – дают возможность понять и почувствовать, что ты – часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды, свои традиции. А собравшись вместе, мы можем созидать красоту и распространять ее в окружающем пространстве.
Творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей конкретного ДОУ;
• оценить риски реализации проекта.
5. Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на три недели: с «9» по «30» ноября.
№ п. /п. Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап
Постановка целей и задач. Определение методов, подготовительная работа с дошкольниками и их родителями. Подготовка оборудования и материала. 9 ноября
2. Практический этап
Внедрение проекта в жизнь дошкольников в социуме и семье. Поиск ответов на поставленные вопросы. 10 – 27 ноября
3. Обобщающе – результативный этап
Обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов. Презентация проекта. 28, 30 ноября
6. План мероприятий
№ п. /п. Название мероприятий Сроки Ответственные
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап
1 Создание информационного банка данных по проблеме проекта «Пришли мне чтения доброго…». 9 ноября Воспитатель
2 Разработка плана мероприятий по проекту. 9 ноября Воспитатель
3 Консультация для родителей «Чтение в кругу семьи. Цели и значимость» 9 ноября Воспитатель
4 Анализ литературы по теме проекта 9 ноября Воспитатель
2 этап - Практический этап
1 Чтение сказок в кругу семьи, согласно списку для чтения, в соответствии с программой 10 – 21 ноября Родители
2 Изготовление книжек – самоделок. 10 – 21 ноября Родители
3 Акция «Книга в подарок» 10 – 21 ноября Родители
4 Рисование «Мой любимый сказочный герой» 28 ноября Воспитатель
3 этап - Обобщающе - результативный этап
1 Альбом «Мой любимый сказочный герой» 28 ноября Воспитатель
2 Инсценировка сказки «Петух и собака» 28 ноября Воспитатель
Родители, ребенок
3 Подведение результатов реализации проекта.
НОД «Пришли мне чтения доброго…» 28 ноября Воспитатель
4 Презентация и защита проекта «Пришли мне чтения дорого…». 30 ноября Воспитатель
7. Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовые ресурсы
• Закон РФ «Об образовании»
• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001
• УСТАВ ДОУ
• СанПиНы 2.4.1.2660-10
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы
Для работы в проекте привлекаются воспитатель и зам. зав. по ВМР
По образовательному цензу коллектив проекта выглядит следующим образом:
Всего педагогов Высшее образование - 1 Средне специальное образование Неоконченное высшее образование Неспециалисты
Таким образом, образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.
По возрастному цензу:
До 30 лет До 40 лет - 1 До 50 лет Более 50
По стажу педагогической деятельности:
До 5 лет До 10 дет До 15 лет - 1 До 25 лет Более
По категорийности:
Высшая категория Первая категория - 1 Вторая категория
Таким образом, профессиональный уровень педагогов достаточно высок.
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека.
Материально-технические ресурсы: ДОУ функционирует в типовом двухэтажном здании МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»», рассчитанном на 115 мест. В ДОУ имеется групповые комнаты и музыкальный зал, необходимые для организации работы над проектом. Они оснащены комплектами мебели, экраном, компьютером, мультимедийным проектором.
Финансовые ресурсы
Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя и спонсорской помощи родителям.
Объект финансирования проекта
Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта
№ п. /п. Наименование мероприятий Ориентировочная стоимость
1 Приобретение:
• литература по теме проекта 100 рублей
2 Приобрести:
• бумагу «Снегурочка»;
• папки;
• файлы. 200 рублей
3 Ресурсы сети Интернет 100 рублей
4 Приобретение и изготовление книг 300 рублей
ИТОГО 700 рублей
Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
8. Риски и пути преодоления рисков
Риски Пути преодоления рисков
Отсутствие должной заинтересованности и подготовленности у некоторых участников проекта.
• Проведение консультаций.
Проблема методического обеспечения
• Создание рабочей группы.
• Разработка проекта
9. Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. Так же проект призван активизировать деятельность родителей в воспитании и образовании своих детей.
Уважаемые родители!
Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут их друзья – литературные герои.
Когда вы читаете вслух, вы делите с ребенком не только время, но и интерес, вы рассуждаете, обсуждаете прочитанное.
Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать, слушать долго, и не прерываясь, слушать вдумчиво и внимательно.
Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства.
Литература
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с. — ISBN 5-7695-0811-6.
2. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. — М. : ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
3. Дерягина Л. Б. Информационно-деловое оснащение ДОУ. Растим будущего читателя. – М. : Издательтво: Детство-Пресс, 2010. – 16 с. -
ISBN: 978-5-89814-535
4. Свирская Л. Работа с семьей - необязательные инструкции. Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 176 с.
5. С. Петрова. Мастерская добрых сказок. Из опыта работы. // Дошкольное воспитание, 2011, №12, с. 31 – 37