Екатерина Юрьевна Андреева
Творческий проект «В гостях у сказки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
подготовленный и проведенный за 2017–2018 гг в детском саду 545 «Планета детства» воспитателем Андреевой
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В гостях у сказки»,
проведенный и подготовленный в разновозрастной средней группе детского сада №545 воспитателем Андреевой Е. Ю.
Публикация «Творческий проект „В гостях у сказки“ в средней группе» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
….«Про Буратино!» - убеждает бабушка. «Про Шрека!» - настаивает мама. Слишком часто подобные ситуации и споры возникают между поколениями людей, когда вопрос заходит про то, что читать своему чаду. Тут права и мама и бабушка, что читать нужно и обязательно! Но в нашем проекте мы поговорим о старых, народных сказках. Чему учат сказки? В этих сказках злодеев побеждают хитростью, убеждениями, добро всегда побеждает зло, все герои сказок в конце всегда получали свой кусочек счастья потому, что боролись за него на протяжении всей сказки - упорно трудились и были добры и вежливы по отношению к окружающим.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Проблема создания проекта в том, что современные родители из-за своей загруженности мало читают своим детям. Или читают современные книги, которые по возрасту не подходят их детям. Дети не знают авторов книг, а иногда не могут пересказать смысл данного произведения.
Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка, создания совместной творческой работы с родителями.
В данном проекте мы хотим показать, что сказка является одним из важных социально-педагогических средств формирования личности ребенка. Сказка обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к хорошим поступкам. Она создает условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств и эмоций, и творчества ребенка.
Самой главной целью проекта- это воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам. Развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства. Раскрытие совместного творчества детей, создание оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи проекта :
1. Расширить представление детей о сказках. Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывания отношений к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей.
2. Закреплять умения использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для вечернего прочтения. Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус.
3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.
Ожидаемый результат от проекта – это повысит интерес детей и родителей к художественной литературе, возрождения традиции домашнего чтения, активное участие родителей в данном проекте, обогащать словарь детей и учить придумывать свои сказки.
Описание проекта.
Тип проекта :
-творчески-игровой;
- долгосрочный (ноябрь2017 - апрель 2018);
- групповой (воспитатели, дети с родителями).
Содержание проекта.
1 этап проекта ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (ноябрь)
2 этап проекта ОСНОВНОЙ (декабрь, январь, февраль, март)
3 этап проекта ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (апрель)
1 этап проекта
-определение темы,цели и задач проекта;
-составление плана мероприятий;
-консультации для родителей (анкетирование);
-оформление книжного уголка в группе ;
-подбор наглядно-дидактического материала.
2 этап проекта
Речевое развитие:
-слушание сказок и их пересказ;
-рассматривание иллюстраций книг и беседы по этим книгам;
-использование различных театров и показ сказки детьми (настольный, кукольный и плоскостной театр);
-придумать свою сказку (родители помогают в оформлении сказки);
-подготовка к зимнему празднику по сказке «Волк и семеро козлят»;
-отгадывание загадок про героев сказок.
Физическое развитие
-образное имитирование героев сказки в играх «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Мышеловка», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Волк и стадо», «Зайка серенький сидит…».
Социально-коммуникативное развитие
-игровая деятельность (игра-драматизация, настольные игры);
- в рамках проекта провести беседу о правилах поведения дома и на улице, вспомнить сказки, где герои попали в беду.
Художественно-эстетическое развитие
-лепка героев сказок;
-раскрашивание иллюстраций по сказкам;
-изготовление поделок с родителями к сказке «Заюшкина избушка»;
-рисование воспитателей на окне сюжета сказки «Заюшкина избушка;
-разучивание танцев и песен, стихотворений к зимнему празднику, дающие возможность более полно понять характер, образ и настроение героя сказки ;
Привлекать детей трудится, на примере героев сказок. Создавать игровую ситуацию и привлекать ребенка к помощи взрослому. Через сказку ребенок познает окружающий мир.
Знакомство и чтение сказок :
«КОЛОБОК», «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ», «ГИСИ-ЛЕБЕДИ»,
«ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА», «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»,
«ТЕРЕМОК», «СНЕГУРОЧКА», «КОТ. ПЕТУХ И ЛИСА»,
«ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ», «ЖИХАРКА», «МАША И МЕДВЕДЬ»,
«РУКАВИЧКА», «КУРОЧКА РЯБА», «ТРИ МЕДВЕДЯ», «ТРИ ПОРОСЕНКА», «ПУЗЫРЬ. СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ», «МОРОЗКО», «ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА».
Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы.
Курочка ряба - Может и разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть в птицу превратиться.
Колобок - Новых друзей наживай, а старых не забывай. Доверяй, но проверяй.
Репка - Конец – делу венец. Мала капля, да большое дело делает.
Теремок - Сделай худо, не жди добра.
Волк и козлята - Страшись волка в овечьей шкуре.
Гуси – лебеди - Сумел ошибиться, сумей и исправиться.
Кот, петух и лиса - Перья павлиньи, а мозги куриные.
Маша и медведь - Не сиди на печи, не жди калачи.
Заюшкина избушка - Хоть мозги куриные, зато шпоры длинные. Кошке смех, а мышке слёзы
Зимовье зверей - Доброе дело не горит и не тонет. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Жихарка -Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Лиса и журавль - Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
По щучьему велению -Доброе дело сто раз возвернётся. Всяк в деле познаётся.
Заяц – хваста - Знай больше, а говори меньше.
Лисичка-сестричка - На всякого хитреца довольно простоты; Битый не битоговезёт.
Сестрица Алёнушка - Всему своё время; На всякое хотенье есть терпенье.
и братец Иванушка
Снегурочка - Кому солнце матушка, кому - злая мачеха.
Морозко - По труду и награда.
Царевна-лягушка - Любовь и верность сильнее смерти.
Пузырь, соломинка - Друзья познаются в беде.
и лапоть
3 этап проекта
- Досуг «Викторина по сказкам»
-- помощь родителей в пополнении книжного уголка сказками;
- домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам) ;
- чтение сказок с детьми дома;
-подведение итогов проектной деятельности.
Содержание проекта :
«Речевое развитие» Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки» ,«Хороший- плохой», «Сундучок сказок»
Чтение, обсуждение и пересказ сказок.
Заучивание отрывков из произведений «Мойдодыр», «Доктор Айболит».
Образовательная деятельность по сказки «Рукавичка»
Чтение и обсуждение русских народных сказок и сказок народов мира. Чтение и обсуждение авторских сказок
Рассматривание иллюстраций. Выставки книг:
«Русские народные сказки», Тематические
подборки книг: «Сказки о животных», «Волшебные сказки».
Заучивание пословиц, поговорок о сказках и народной мудрости. Сочинение сказок (с помощью родителей) «Я сочиняю сказку». Пересказ сказки «Пузырь,соломинка и лапоть.» О. С. Ушакова стр. 120, составление описательного рассказа по сказке «Теремок» О. С. Ушакова стр 170
«Познавательное развитие» Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
Социально –коммуникативное развитие» Коллективный ручной труд: изготовление коллективной работы «Мир сказок», поделки с родителями к сказке «Заюшкина избушка»
Ремонт книг в книжном уголке. Загадывание загадок.
Д/игры «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка».
Сюжетно - ролевые игры «Доктор Айболит», «В гостях у Красной Шапочки», «Библиотека»;
настольно- печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки», «Собери сказку».
«Художественно –эстетическое развитие» Образовательная деятельность: ИЗО «Сказочный домик» Т. С. Комарова стр 76, Аппликация-«Золотая рыбка»; Лепка –герои сказки «Три медведя» : «Тарелочки для медведей», «Колобок». Инсценировка и драматизация сказок «Колобок»,«Заюшкина избушка».
Рисование «Мой любимый сказочный герой», «Рисуем сказку вместе» (дома с родителями). «Сказка на окне»(воспитатели).
Прослушивание песен и музыки из киносказок и мультипликационных фильмов. «Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке». «Волк и семеро козлят».
«Физическое развитие» Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки» ,Физминутки.
Подвижные игры: «Гуси гуси». «Кот и мыши», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Хитрая лиса».
Работа с родителями Консультация «Народные сказки в системе воспитания дошкольников». Участие родителей в образовательной деятельности. Анкетирование родителей.
Организация выставки рисунков совместно с родителями: «Моя любимая сказка»
Заключение
Сказочные формы широко используются для развития личности ребенка, расширения его сознания и улучшения взаимодействия с окружающим миром. Ребенок знакомится со сказкой в раннем возрасте. Сказки уникальны по своим возможностям. Слушая сказки, ребенок учится не только родной речи, но и приобщается к народной мудрости. В сказках нет нравоучений и добро всегда побеждает зло, но путь к победе долгий и герой проходит многочисленные испытания. На этих примерах в ребенке воспитывается вера в свои силы и настойчивость в достижении поставленной цели. Сказка это всегда нравственный урок. В них высмеиваются глупость и трусость, жадность и лицемерие. Они пробуждают в ребенке лучшие чувства: сопереживание, желание придти на помощь героям сказки. Кроме того сказки развивают воображение ребенка, учат его фантазировать. Детские фантазии – это залог душевного благополучия и полноценного развития личности ребенка. На материале сказок дети обучаются количественному и порядковому счету, усваивают и другие элементарные математические представления. Сравнивая и сопоставляя, у ребенка формируется привычка доказывать, что это так, а не иначе. Слушая сказку, ребенок учится задавать вопросы и отвечать на них. Воздействия сказки на ребенка усиливается при выражении им своих чувств через речь и телодвижения соответствующего героя сказки при ее инсценировании. Очень интересно групповое рассказывание сказок, придумывания продолжения сказки или сочинении новой, а также переписывание сказок, когда сюжет сказки остается, а начало или конец меняются (например колобок убежал от лисы). Существуют многочисленные формы работы со сказкой. Сочетание художественного творчества и сказкотерапии всегда усиливает интерес ребенка к творчеству и ведет к возникновению положительного эмоционального отклика на окружающий мир.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.
Планируемый результат выполнен.
Цели и задачи проекта достигнуты.
- развитие интереса детей к русским народным сказкам;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
- содействие творческому развитию детей;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми;
-воспитание чувства дружбы и коллективизма;
- получить эмоциональный отклик от своей работы;
- пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».