Тарико Татьяна Михайловна
Творческий проект по русскому языку «Лексикон учащихся 8–11 классов»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебный предмет: русский язык.
Возраст участников: 13-16 лет.
Продолжительность: длительный (месяц, четверть, учебный год).
Цель: изучение лексикона учащихся 8—11 классов и определение путей пополнения словарного запаса школьников.
Необходимые материалы:
1. Волина, В. В. Я познаю мир, русский язык / В. В. Волина. -М: АСТ, 1998.
2. Скворцов, Л. И. Жаргоны // Русский язык : Энциклопедия. -М., 1979.
Публикация «Творческий проект по русскому языку „Лексикон учащихся 8–11 классов“» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 8 класс
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
3. Соболева, О. Л. Справочник школьника. 5—11 классы. Рус-; ский язык / О. Л. Соболева. - М. : АСТ, 2003.
4. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения / : В. В. Соколова. -М: Просвещение, 1995. \
5. Ожегов, С И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. -, М: Русский язык, 1994. 6. Текучее, А. В. Методика русского языка в средней школе Ц А. В. Текучев. - М: Просвещение, 1980.
Рекомендации.
Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. При работе над данным проектом предполагается организовать учащихся в следующие группы :
• техническую (3-5 человек);
• информационную (5-6 человек).
Техническая группа будет заниматься набором текстов на компьютере, сканированием фотографий, пересылкой материалов по е-mail.
Информационная группа будет заниматься поиском и представлением необходимой информации.
Ход проекта
1. Определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся.
2. Изучить специальные слова в речи учащихся.
3. Изучить жаргонную лексику школьников.
4. Изучить сленг школьников 8-11 классов.
Итоговый продукт.
1. Русский язык - национальный язык русского народа. Кроме того, он является государственным или официальным языком некоторых республик, входящих в Российскую Федерацию, наряду с родным национальным языком их коренного населения.
На русском языке говорят свыше 250 млн человек, в том числе в России - 143,7 млн, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, а также 88,8 млн в других государствах, ранее входивших в СССР.
Лексика - это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает-лексику, называется лексикология.
Современной наукой накоплен большой материал об употреблении учащимися слов отдельных тематических и лексико-семантических групп. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попытка изучения тематических групп слов учащихся 8-И классов современной общеобразовательной школы.
Объект исследования - устная речь учащихся 8-11 классов.
Гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика : сленг, жаргонизмы -это часто употребляемая лексика молодежи, а диалектизмы и специальные слова - к сожалению, нет, в речи современной молодежи они встречаются очень редко.
Методы и приемы: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.
1. Диалектная лексика
К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.
Например, возьмем диалектную лексику, сочетающую в себе русский и украинский языки. Сложившиеся на Украине говоры настолько своеобразны по сравнению с простыми русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный ему. Каждый населенный пункт обладает своей частной диалектной системой.
Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке, а среди «своих» переходит на диалект. Вообще семья является наиболее сохранной сферой функционирования диалекта.
Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивает словарь учащихся, но и качественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, тем самым расширяют свое представление о системных связях; в лексике и о выразительных возможностях слов, различных с точки зрения сферы употребления.
В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень и очень редко в лексиконе учащихся 8-11 классов.
Мы попытались выделить несколько причин очень редкого употребления диалектов:
• одни утверждают, что диалектизмы чаще всего встречаются в речи людей пожилого возраста;
• другие считают, что в наши дни это не актуально;
• некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы. По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит'
какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. И если кому-то интересно, он может открыть такой словарь и все подробно узнать, про каждый из русских диалектов.
2. Профессиональные слова в лексиконе учащихся
К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.
• Профессионализмы - слова и выражения, свойственные' речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.
• Термин - это научное обозначение понятия, а профессионализм - полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.
В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.
Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 8—11 классов.
Профессионализм Что означает
Медикаменты Лекарства
Педиатр Детский врач
Мировоззрение Точка зрения
Дискуссия Спор
Значение многих слов в процессе развития языка может существенно изменяться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются, В связи с этим первоначальное значение может «забываться».
3. Русский молодежный сленг
Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.
Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.
Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это связано, разумеется, с историческим фоном на котором развивается русский язык. Молодые люди создала свой «системный» сленг как языковый жест противостояние официальной идеологии.
Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными пространственными рамками.
На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга.
Молодежный сленг Что означает
Здорово Здравствуй
Клава Клавиатура
Зеньки Глаза
Чувак Человек
Супер, класс Отлично
Чел Человек
Пацик Юноша
Деваха Девушка
Краб Рука
Бабло Деньги
Перчики Юноши
Локаторы Уши
В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаще всего.
4. Жаргонная лексика
Жаргонная лексика, как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.
Жаргонная лексика является принадлежностью социальной 4 или иной группы людей, объединенной общностью интересов, | занятий.
В данном исследовании рассмотрим школьный жаргон учащихся 8-11 классов.
Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить, в разговорно-бытовую речь, в просторечии.
Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переосмысления значений слов.
Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения.
Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.
Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица (указано не все) часто употребляемого жаргона.
Жаргонная | лексика Что означает
Балдеж Веселье
Башка Голова
Дивидишка Проигрыватель
Домашка Домашняя работа
Камп Компьютер
Малявка Тот, кто младше
Мобила Мобильный телефон
Музон Музыка
Предки Родители
Смыться Удрать
Тачка Машина
Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие
появляются.
Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подрост-ков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.
5. Классификация словарного состава
Принципы классификации словарного состава
По происхождению
Исконно-русская Заимствованная По степени употребления
Пассивный
Активный
Сфера употребления
Общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально
Мы видим, что словарный состав классифицируется по следующим принципам: по происхождению, по степени употребления и по сфере употребления.
Тем временем, по происхождению лексика бывает исконно-русская и заимствованная. По степени употребления: пассивная, активная. По сфере же употребления - общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.
Заключение
Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь.
Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной, жаргонной лексики. Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка - нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.
Мы хотели бы вновь вернуться к своей гипотезе. Она оказалась верна, потому СТО сленг занимает 1-е место по употребляемости среди учащихся 8-11 класеов; 2-е место, к сожалению, занимает жаргонная лексика. И где-то позади них идут диалектизмы и профессионализмы.
Возможные перечни критериев оценки проектных работ
Вариант 1. ';
1) Самостоятельность работы над проектом;
2) актуальность и значимость темы;
3) полнота раскрытия темы;
4) оригинальность решения проблемы;
5) презентация содержания проекта;
6) использование средств наглядности, технических средств;
7) ответы на вопросы.
Вариант 2.
1) Важность темы проекта;
2) глубина исследования проблемы;
3) оригинальность предложенных решений;
4) качество выполнения продукта;
5) убедительность презентации.
Экспертный лист для оценки проектов
1. Название проекта___
2. Авторы проекта (Ф. И. О., клаюс)___
3. Система оценки.
Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах:
1. Наиболее полно соответствует данному критерию — 3 балла.
2. Достаточно полно соответствует данному критерию -2 балла. >
3. Частично соответствует данному критерию - 1 балл.
4. Не соответствует данному критерию - 0 баллов.
Первая часть. Экспертиза текста проекта
Критерии оценки разработанного проекта Баллы
1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы
2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в про-блему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики
3. Полнота и содержательность представленного проекта
4. Оригинальность решения проблемы
5. Оформление проекта
Общая сумма баллов '
Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта
Критерии оценки процесса реализации Баллы
1. Соответствие реализации задуманному проекту
2. Умение внести коррективы в реализацию проекта
3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации
| 4. Активность каждого автора проекта
Общая сумма баллов
Третья часть. Экспертиза защиты проекта
Критерии оценки защиты проекта Баллы
1. Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты
2. Форма представления проекта
3. Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументи-рованность '
Общая сумма баллов
Главные достоинства проекта :
Слабые стороны проекта :
Основной вывод эксперта:
Заключение.
Конечно, примерно треть обучаемых хотят учиться, но хотят делать это в знакомой им манере, они умеют учиться, но предпочитают это делать с помощью известных им средств и способов. Такая позиция обучающихся вполне объяснима, т. е. они субъективно трактуют эффективность обучения через безопасность, они хотят предсказуемости учебных действий. Познавательная мотивация в этом случае бывает высокой. В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Ученик же, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем. Именно этому способствует метод проекта.
Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами:
• зачем?
• для чего (кого?
• как?
Первое требование – это наличие либо субъективно, либо социально значимой для ученика проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается ученикам в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности учащиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы – это и есть ответ на вопрос “зачем?”.
Второе требование: необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов, т. е. ученик должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением. Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Третья важная характеристика метода проектов – его самостоятельность, которая определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.
Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над предыдущим проектом, на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и умений.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т. к. она
• Личностно ориентирована;
• Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
• Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
• Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
• Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
В качестве заключения заметим, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А. Азимов в своем замечательном рассказе “Профессия”, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей русского языка - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает) и большие открытия.