Юлия Ильина
Творческий проект «Песочные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание проблемы, ее актуальность, практическая значимость
Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас,» - отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
Публикация «Творческий проект „Песочные фантазии“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Целевая группа - дети старшей группы, их родители, воспитатели.
Цель проекта: развитие эмоционально-волевой и социальной сфер детей старшего дошкольного возраста, раскрытие творческого потенциала посредствам игр с песком.
Задачи:
1. Образовательные
- способствовать развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей;
- формировать адекватное поведение в обществе, умение ориентироваться и адаптироваться в окружающем мире;
2. Развивающие
- развивать межличностные взаимоотношения и коммуникативные навыки между детьми;
- развивать самодисциплину, самоорганизацию, сосредоточенность
- развивать фантазию и образное мышление;
- повышать самооценку детей;
- развивать мелкую моторику рук;
- снижение уровня тревожности, агрессии
3. Воспитательные
- воспитывать дружеские взаимоотношения;
- воспитывать умение оценивать и изменять свое поведение в процессе общения с окружающими людьми.
Ожидаемые результаты проекта
- снижение эмоциональной напряженности,
- обеспечение психологического комфорта,
- появление у детей позитивных чувств, открытости и интереса к занятиям,
- снижение негативных эмоциональных переживаний, частоты конфликтов с детьми,
- развитие эмоциональной сферы.
Критерии эффективности реализации проекта
- снижение уровня тревожности воспитанников;
- повышение статуса детей в группе;
- смена стиля взаимодействия «родитель-ребенок».
Сроки и этапы реализации проекта:
I этап — подготовительный
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
- определение цели, задачи проекта;
- подбор необходимого диагностического инструментария;
- составление и обсуждение поэтапного плана проекта;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
II этап – диагностическо-методический
- диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста;
- анкетирование родителей, воспитателей, анализ полученных данных.
III этап — реализация проекта.
IV этап – заключительный
- подведение итогов и анализ результатов проекта;
- обработка и обобщение полученных данных.
- оценка эффективности реализации проекта (повторная диагностика воспитанников, опрос родителей);
- демонстрация полученных результатов (организация заключительного мероприятия);
- анализ перспектив дальнейшего развития проекта
Данный проект рассчитан на 1 год, для детей старшего дошкольного возраста. Игры проводятся с детьми 1 раз в неделю с небольшой мини-группой по 5-6 детей с учетом уровней развития их эмоциональной сферы. Продолжительность игр 15 — 20 минут.
Участники и их роль в реализации проекта
Заведующая ДОО:
- осуществляет руководство работой педагогического коллектива
- способствует материально – техническому оснащению проекта
- координирует взаимодействие сотрудников ДОО, родителей воспитанников и социальных партнеров
Старший воспитатель:
- участвует в разработке проекта
- осуществляет руководство за проведением мероприятий проекта
- принимает участие в реализации проекта
- создает условия для творческой работы коллектива над проектом.
Педагог-психолог:
- участвует в разработке и осуществлении проектной деятельности
- организует совместную деятельность воспитанников и их родителей
- проводит психолого-педагогическую диагностику личностного и эмоционального развития детей
Воспитатели ДОО:
- разрабатывают пособия, наглядный материал, игры для проекта
- организуют мероприятия проекта
- проводят консультативную работу с родителями
- взаимодействуют со специалистами.
Специалисты ДОО:
- Разрабатывают пособия, наглядный материал, игры для проекта,
- организуют мероприятия проекта,
- проводят консультативную работу с родителями,
- взаимодействуют с воспитателями
Родители:
- участвуют в опросах, анкетировании
- посещают консультации, совместные досуговые мероприятия
- участвуют в совместной деятельности по плану проекта
Дети:
- участвуют в совместной деятельности, согласно плану проекта
- совместно с педагогами и родителями изготавливают пособия и игры для группы.
Результативность реализации проекта
Дети
Наличие интереса к игровой деятельности, к изучению взаимоотношений между людьми, улучшение эмоционального состояния
Родители
Снижение уровня тревожности у детей, их эмоциональное благополучие. Улучшение взаимоотношений с ребенком. Развитие у детей сопротивляемости негативным средовым факторам. Развитие интереса в использовании нетрационных форм в развитии и воспитании детей.
Педагоги
Развитие эмоциональной сферы детей, формирование у них навыков самоконтроля, воспитание чувства сопереживания и способности к взаимопринятию и взаимопомощи. Обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.
В результате использования песочной терапии у детей имеющих сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи, тревожность – улучшается эмоциональное состояние, преобладают положительные эмоции, дети избавляются от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем, обогащается эмоциональный опыт, развиваются интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическая чувствительность, мелкая моторика. Для этого используют разнообразные игры с песком: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира; проективные игры развивают творчество и фантазию детей. Дети с удовольствием посещают необычные занятия, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям, такие занятия насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью.
После проведения песочной терапии у детей отмечается положительная динамика. Дети учатся свободно выражать свои мысли и чувства, освобождаются от конфликтов и сильных переживаний, тревог, страхов.
Игра с песком вызывает положительные эмоции (радость, удивление, снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоции (злость, гнев, обида); оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей с нарушениями речи.
С помощью песочной терапии удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми; песочная терапия учит детей выражать свои эмоции в безобидной форме.