Галина Жукова
Творческий проект «Песни родной земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический паспорт проекта :
Актуальность:
Патриотическое воспитание является одним из важных направлений
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по новому, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания.
Публикация «Творческий проект „Песни родной земли“» размещена в разделах
- Песни. Все материалы на тему песен
- Проекты
- Проекты творческие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста доступно чувство любви к родному краю, своей природе, своей родной земле. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, то есть начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Патриотическое воспитание дошкольников – это процесс освоения, наследования традиционной, отечественной культуры.
Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее.
Важно, чтобы уже с дошкольного возраста ребенок почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к «малой» Родине – родному краю, селу, в котором ты живешь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание приумножать богатства своей страны.
Данный проект был разработан для того, чтобы через красоту Коми песен ребенок смог ближе познакомиться и полюбить культуру Коми народа, его традиции и обычаи.
Цель проекта :
Формирование основ патриотических чувств у дошкольников средствами приобщения их к музыкально-художественной деятельности.
Задачи проекта :
Познакомить детей с песенными жанрами (Народная песня, песня Коми композитора, авторская песня).
Обучить детей выразительному исполнению различных Коми песен (хоровод, инсценировка, песня-диалог и т. д.)
Воспитывать у дошкольников любовь к «малой» родине через приобщение к вокальному искусству республики Коми.
Формировать стремление к познанию культурных традиций через певческую деятельность.
Развивать музыкальный слух, память, содействовать проявлению творческой инициативы и самостоятельности у дошкольников.
Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса.
Тип проекта : творческий, коллективный
Вид проекта : среднесрочный
Руководитель проекта : музыкальный руководитель
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели, другие специалисты, народный хор «Асыв» (руководитель Волкова Е. В.)
Области интеграции:
Познавательное развитие;
2. Социально-коммуникативное развитие;
3. Художественно-эстетическое развитие;
Речевое развитие.
Ожидаемый результат:
Дети:
- повышение интереса к Коми культуре, умение петь песни на Коми языке
- знание песенных жанров, умение играть на Коми музыкальных инструментах;
- получение эстетического удовольствия от пения песен на Коми языке;
- участие в фестивале-конкурсе Коми песни;
Педагоги:
-Осуществление активности и расширения взаимодействия в данном направлении;
- оснащение музыкального уголка, уголка краеведения
Родители:
-Активные и заинтересованные участники процесса;
-Повышение общего уровня культуры, посещение концертов вместе с детьми
Предполагаемые продукты проекта :
- Фестиваль–конкурс «Венок Коми песни».
-Выставка «Узоры Коми края» :
- самодельных Коми головных уборов (кокошников, ободков и т. д.) с привлечением педагогов и родителей;
- детских рисунков на тему «Украсим Коми наряд»;
-кукол в Коми нарядах
- изготовленные родителями костюмы к празднику.
Методы, используемые для реализации проекта :
-Наглядные методы: рассматривание иллюстраций и альбомов с фотографиями;
-Словесные методы: беседы, художественное слово и т. д. ;
-Практические- разучивание текста песен, пение, игра на коми музыкальных инструментах;
Ресурсы: использование мультимедийных презентаций, музыкального центра с дисками.
Этапы реализации:
I й этап. Подготовительный (мотивационный)
Сроки реализации: 3я, 4я недели января.
Формы работы:
-Беседы с воспитателями и детьми
-Анкетирование родителей
- Составление перспективного плана реализации проекта на три месяца.
- Составление сценария итогового мероприятия (Фестиваля-конкурса «Венок Коми песни»)
-Подготовка аудио и видеоматериала с записями известных исполнителей Коми песен и фонограммами.
-Подбор песенного репертуара для прослушивания и исполнения
- Налаживание контакта с руководителем народного хора «Асыв»
II й этап. Основной (технологический)
Сроки реализации – февраль, март.
Краткое описание содержания проектной деятельности :
Работа по патриотическому воспитанию в нашем дошкольном учреждении ведется ежегодно, приобщение к Коми культуре ведется на должном уровне, но хотелось, чтобы дети более глубоко соприкоснулись с творчеством своего народа. 2015 год в республике был объявлен годом Патриотизма, поэтому работа в данном направлении приобрела особый смысл. Мысль осуществить данный проект возникла на фоне возникновения идеи провести праздник Коми песни, который вылился в название «Венок Коми песни». Правильно организованная работа помогла провести данное мероприятие насыщенно и интересно.
Совместная образовательная деятельность:
В рамках этого проекта проведен цикл занятий на тему «Коми край мой родной», дети знакомились с Коми композиторами (В. Мастеница, П. Чисталев и др., а так же был осуществлен просмотр презентаций на песни этих композиторов (например, презентация на песню «Деревенька моя» Я. Перепелицы).
Проведены доминантные занятия «Песня моя, песня», на которых с детьми были разучены следующие произведения: Коми народная песня «Доли шели», «Вот кыдзи ме ворсам» Г. Попова, «Катшасин» музыка П. Чисталева, слова П. Образцова, Коми народная песня «Руй, руй», песня на слова П. Образцова, музыку П. Чисталева «Эзысь шор». Ребята знакомились с творческими коллективами «Асъя кыа», «Зарни йоль», учились подыгрывать песням на Коми музыкальных инструментах.
Работа с родителями:
Активное участие в проекте принимали родители. Для них была проведена консультация на тему «Роль музыкальной Коми культуры в патриотическом воспитании дошкольников», осуществлено ознакомление с проектом «Песни родной земли».
Родители, владеющие Коми языком, предложили свою помощь при разучивании текста песен на Коми языке (с солистами) и стихов к празднику. Так же ими были изготовлены некоторые костюмы к празднику. Было высказано предложение посещать концерты с участием народного хора «Асыв», а так же выезд на концерты других певческих исполнителей (Ансамбль песни и танца «Асъя кыа», коллектив «Зарни ёль» и др.)
Работа со специалистами и другими педагогами:
Серьезная работа проведена с педагогами детского сада. Для воспитателей был проведен семинар - практикум «Формирование патриотических чувств у дошкольников». На семинаре педагогам были предложены советы психолога с целью установления тесного, взаимного, контакта с родителями, также воспитателям были предложены различные варианты работы с детьми и родителями при знакомстве с Коми творчеством и организации мероприятий.
Воспитатель по обучению Коми языка помог разучивать тексты Коми песен с детьми, участвующими в фестивале-конкурсе «Венок Коми
песни».
Воспитатель по изодеятельности оформила выставку детских рисунков на тему «Украсим Коми наряд». Также ею была осуществлена помощь в организации выставок «Узоры Коми края» и «Акань, моя доченька», на которых были выставлены изготовленные родителями и педагогами Коми кокошники и куклы в Коми нарядах.
Педагоги организовали посещение выставки «Зарни кияс» в районном Доме культуры, на которой были представлены изделия Коми мастеров Усть-Вымского района.
С вокальной группой детского сада разучены песни : «Марья моль» композитора Вацлава Мастеницы и «Шуд» самодеятельного композитора Светланы Свентицкой. Проведена работа с солисткой данной вокальной группы Снежаной Исаковой и с ведущими музыкального фестиваля «Венок Коми песни».
III й этап. Итоговый:
Проведение фестиваля-конкурса «Венок Коми песни»,
Организация выставок:
«Украсим Коми наряд» (рисунки детей)
«Узоры родного края» (выставка кокошников, сделанных родителями и педагогами)
«Акань - моя доченька!» (выставка кукол в Коми костюмах)
IV й этап - презентационный:
Презентация проекта показана родителям на собрании, было обсуждение, родители высказывались доброжелательно по поводу проекта.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам музыкальной культуры. Опыт показывает, что родители заинтересованы в углубленном музыкальном развитии ребенка и готовы участвовать в совместных мероприятиях в детском саду.
Главная задача музыкального развития – формирование основ музыкальной культуры, нравственно-эстетического становления личности дошкольника. Ее решение направлено на совместную организацию музыкальной деятельности детей, воспитателей, музыкального руководителя и родителей. Общими усилиями, этот процесс осуществляется более успешно.
Союз взрослых: воспитателей, специалистов и родителей позволяет достичь наилучших результатов в музыкальном развитии детей, их патриотическом воспитании.
Отзывы родителей о мероприятии:
- Спасибо большое организаторам за прекрасно проведенное мероприятие. Очень понравился фестиваль, в котором дети проявили активное участие.
- Считаю, что такие мероприятия нужно проводить чаще, чтобы дети ближе познакомились с языком и культурой Коми края.
Трансляция проекта :
На районном семинаре музыкальных руководителей «Взаимодействие педагогов, родителей и детей в ходе реализации творческих проектов» (в поселке Жешарт, был представлен материал из опыта работы по проекту «Песни родной земли». Также данный проект и видеоматериал итогового мероприятия «Венок Коми песни» был представлен для участия в республиканском конкурсе «Лучший сельский детский сад - 2015»
Список используемой литературы:
«Музыкальное воспитание как средство приобщения детей к национальной культуре Коми АССР» - Л. Д. Вавилова, А. В. Елькина
«Звезды севера», сборник стихов Коми поэта В. Кушманова
Сборник песен композиторов коми «Северная весна», составитель Я. Перепелица.
«Песни Северной земли» Я. Перепелица
«Чужан войвылй» Лирические песни Н. Лысенко на стихи А. Ванеева
А. К Обрезкова, Л. В. Юркина «Музыка моего народа» хрестоматия для начальных школ.
Интернет ресурсы: https: www. Googl. Ru.
- Педагогический проект музыкального руководителя
- Патриотическое воспитание дошкольников.
- Семинар-практикум для воспитателей