Надежда Лашаева
Творческий проект «Мы — девочки, мы — мальчики!»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы — девочки, мы — мальчики!
Ж– Ж Руссо писал: «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать»
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Очень важно сформировать у ребенка понимание того, что он девочка или мальчик, а когда он вырастет, будет женщиной или мужчиной и при этом должен обладать определенными качествами, присущими данному полу.
Публикация «Творческий проект „Мы — девочки, мы — мальчики!“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
«Гендер» (от лат. genus «род») - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Целью моего проекта является : Способствовать благоприятному протеканию процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Цель реализовывалась, через следующие задачи:
1. Формирование у детей гендерной принадлежности.
2. Воспитание доброжелательных отношений между мальчиками и девочками и формирование у них нравственных качеств.
3. Создание насыщенной, многофункциональной предметно - пространственной развивающей среды в группе.
4. Формирование у родителей гендерной компетентности.
В результате исследований, проведенных в России и за рубежом, установлено, что в возрасте 3-7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся непременно мужчинами, а девочки – женщинами.
Существуют различия в психике и поведении девочек и мальчиков.
• Мальчики - используют все пространство.
• Девочки - играют в ограниченном пространстве.
• У мальчиков - мышление обобщенное, абстрактное.
• У девочек - детальное, конкретное.
Формирование гендерной идентичности осуществляется: в различных видах деятельности; через общение родителей, воспитателей и детей; посредством организации предметно - пространственной развивающей среды, т. к. игра - основной вид деятельности дошкольника.
Организация деятельности с детьми была основана на трех блоках.
1 БЛОК «Мир мальчиков и девочек»
Направлен на формирование у детей предпосылок мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола, правильного понимания мальчиками и девочками их будущих женских и мужских ролей.
2 БЛОК «Мужчина и женщина»
Направлен на уточнение и формирование у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях.
3 БЛОК «Моя семья»
Направлен на формирование представлений о социальном статусе семьи, о взаимоотношениях между членами семьи, об обязанностях и видах
деятельности.
В группе предметно – пространственная развивающая среда должна быть специально оборудована для мальчиков и девочек, и организованны места для совместной игровой деятельности.
Игра - это творческий, активный процесс. В дошкольном учреждении мальчики и девочки воспитываются совместно. Чтобы преодолеть разобщённость между ними организуются совместные игры, в процессе которых дети могут действовать сообща и в соответствии со своими особенностями.
Мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр. В игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу. Игра помогает им разрядить скопившуюся энергию. Важно научить мальчиков играть, предоставить им необходимое пространство и следить, чтобы игровые действия не носили агрессивного характера. Путешествия, героические события, сфера техники – вот что привлекает наших мальчиков. Мальчики любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (взрослые часто принимают это как намеренную порчу игрушек). Поэтому для игр лучше приобретать конструкторы, сборно – разборные модели транспорта.
Девочки выбирают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности, женские профессии. Для игр им необходимо небольшое пространство, желательно, что бы все нужное для игры было рядом. У девочек лучше развита мелкая моторика, поэтому им понадобится больше мелких игрушек, атрибутов к играм.
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей.
При разучивании танцев – у девочек формируется грациозность, изящество, мягкость движений; а мальчики овладевают навыками ведущего партнёра.
В игре на музыкальных инструментах мальчики используют ложки, барабаны, гармони; а девочки - бубны, колокольчики, трещетки.
Песни и игры – так же способствуют развитию представлений ребёнка о себе.
Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания:
- в подборе упражнений,
- в нормировании физической нагрузки,
-в подборе физкультурного оборудования;
-в диагностике физического состояния; и т. д.
Большое значение имеет знакомство ребенка со сказками. Они пробуждают любопытство, любознательность, развивают интеллект, формируют морально – нравственные качества. Часто дети представляют себя героями сказок.
Сказка – естественный способ общения с детьми.
Семья играет ведущую роль в осознании ребенком себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.
Совместные открытые мероприятия, конкурсы позволили детям ярко осознать себя по отношению к сверстникам, к противоположному полу, к семье.
Интересными, запоминающими, значимыми становятся праздники ко Дню защитников Отечества и Дню 8 Марта. Они раскрывают творческий потенциал детей, их отношение друг к другу.
Дети приняли участие в выставках – «Я и вся моя семья», «Мой папа», «Защитники Отечества» и «Мамочка любимая».
Я привлекала родителей к участию в проекте по гендерному воспитанию детей через
разнообразные формы работы. Они представлены на слайде.
Диагностика воспитанников показала, что расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины.
Из диаграммы видно, что детей с высоким показателем познавательной активности и развития игровой деятельности - больше половины.
Результаты диагностики:
Предлагаю вашему вниманию ряд советов:
В обучении девочек следует учитывать, что они более нуждаются в стимулах, которые основаны на слуховом восприятии.
А для мальчиков эфективнее использовать методы обучения, которые основаны на зрительном восприятии.
Девочки очень чутко реагируют на форму оценки, на интонацию с которой была она выставлена. Для них крайне важно, чтобы ими восхищались в присутствии родителей или других детей.
Мальчики чутко реагируют на результат своей деятельности. Им важно добиться успеха в чем-то конкретном (научиться собирать конструктор или завязывать шнурки, испытать чувство уверенности в себе, в своих силах и стремится к новым достижениям.
Никогда не стоит противопоставлять детей! (Например, хорошие девочки и плохие мальчики).
Мальчики и девочки - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они – будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, которые совершили в своей жизни по незнанию!