Галина Ворошилова
Творческий проект «Дымковские чудеса.»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Дымковские чудеса.»
Тип проекта : познавательно-творческий, краткосрочный.
Автор: Ворошилова Галина Анатольевна.
Участники проекта : воспитанники второй младшей группы"Непоседы", воспитатель группы "Непоседы"
Срок реализации: с 1июня по 30 августа 2018 года.
Публикация «Творческий проект „Дымковские чудеса,“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
В содержании общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Н. Е. Вераксы в разделе «Ручной труд» стоит задача обучения детей различным приемам работы с бумагой и изготовление поделок, в разделе «Изобразительная деятельность» - знакомство с народным промыслом Дымково.
Актуальность темы:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. И родители узнают о существовании изделий народно – прикладного искусства из предложенного материала воспитателем в родительском уголке, а также поучаствуют в проекте и многое узнают.
Гипотеза:
Знакомство с народным промыслом, изготовление силуэтов, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.
Цель проекта : понятия о русском народном творчестве : познакомить детей с элементами дымковской росписи и народным творчеством.
Задачи: Познакомить детей с народными игрушками. Вызвать интерес к русскому фольклеру. Познавательное развитие через беседу. Чтение стихов и рассказов о дымковской игрушке. создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности; Познакомить детей с историей дымковской игрушки; Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора; Развивать моторику рук и тонких движений пальцев; Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление; Воспитывать художественный вкус в результате изготовления поделок; Формировать культуру труда.
Основные направления работы с детьми:
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность детей;
-беседа;
- расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера;
- рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;
- чтение художественной литературы, разучивание стихов о Дымкове, русских потешек;
- художественное творчество;
- театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам русских народных потешек);
- игры.
Формы и методы реализации проекта :
Выставка дымковских изделий; рассматривание дымковских изделий,
фотоиллюстраций с изображением дымковской игрушки художника Ю. В. Васнецова; рассказ воспитателя о дымковской игрушке : истории ее происхождения, цвета и элементы используемые в росписи дымки; разучивание стихов о дымке, русских потешек; составление узоров из отдельных элементовдымковской росписи; составление декоративных композиций на,на силуэтах дымковской игрушки лепки игрушек из различных материалов
(пластилин, соленое тесто).
Предполагаемые результаты:
- применять полученные знания и умения в практической деятельности
- проявление творчества при изготовлении поделок;
- применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
- пополнение словарного запаса новыми словами и использование их в речи.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный.
Цель: Разработать план деятельности по формированию представлений о Дымковской игрушке. Выявить знания детей о дымковской игрушке, как о
народно-прикладном искусстве.
Деятельность на этапе: составление перспективного плана по реализации проекта; анализ предметно-развивающей среды; разработка схемы последовательности знакомства с дымкой, с элементами росписи.
2. Творческий (практический).
Цель: Вызвать у детей интерес создания дымковской игрушки из различных
материалов, освоить технику изготовления. Закрепить умение разрисовывать контур дымковской игрушки (конь, петух, барышня). Развивать навыки изготовления дымковской игрушки и расписывать ее.
Деятельность на этапе: знакомство детей с историей дымковской игрушки; познакомить с техникой изготовления дымки; дидактические игры; занятия по продуктивной деятельности, просмотр музыкальных видеороликов; разучивание песен, музыкальных игр.
3. Итоговый.
Цель: Подведение итогов о полученных знаниях, умениях.
Деятельность на этапе: Выставки работ детей из различных материалов (дымковские игрушки).
Детские работы.
(элементы дымковских игрушек)
"Кокошник"
Посмотрите, как прекрасны наши мамы (боярыни);
А как счастливы дети!
План мероприятий по реализации проекта.
Этапы Основные направления реализации проекта (мероприятия). Материалы и средства реализации проекта.
1 этап (подготовительный) 1. Изучение методической литературы и информации по теме проекта.
2. Анализ имеющейся информации по теме проекта, подведение итогов, разработка перспективного плана по теме проекта.
3. Подбор литературы о народном промысле (дымка, иллюстраций и поделок (дымковских изделий, дидактических, народных игр,музыкальных произведений
5. Создание предметно-развивающей среды в группе (воспитатели – дети) : изготовление шаблонов для альбома. 1. Наглядный материал
2. Методическая литература
3. Художественная литература, наглядный материал, народные, дидактические игры.
4. Совместная работа: воспитатели – дети.
2 этап (основной) 1. Познание - ознакомление с окружающим миром.
Рассказ воспитателя «В гости к дымковским мастерам».
2. Развитие речи.
Чтение стихотворения : М. Г. Смирнова «Дымка».
3. Художественно-эстетическое развитие. Пальчиковое рисование «Дымковский конь».
4. Художественно-эстетическое развитие. Пластилинография. «Дымковская барышня»,
"Барыня с коромыслом,"
"Петушок"
5. Художественно-эстетическое развитие.
Рисование элементы дымковской росписи :"Фартук","Шаль" ,"Кокошник","Барыня в кокошнике", "Индюк", "Лошадки";
Рисование ватными палочками:
«Дымковский петух»,"Баран", «Дымковский конь», "Лошадка",«Дымковская курочка».
6. Художественно-эстетическое развитие. Аппликация.
Элементы дымковской росписи"Блюдо", "Дымковский петушок", "Чайник", "Дымковский индюк", "Дымковская барыня", "Барыня".
7. Чтение художественной литературы.
8. Дидактические игры:
«Собери целое»
«Обведи рисунок»
«Дорисуй узор»
9. Народные подвижные игры:
«Золотые ворота»
«Карусель»
«Шел козел по лесу…»
9. Беседы с детьми на темы: «Дымковская игрушка», «Характерные особенности росписи дымковских игрушек».
10. Просмотр мультфильма «Вернулся служивый домой»
11. Оформление альбома
Изготовление плоскостных силуэтов Дымковских игрушек. Материалы:
Изделия дымковских мастеров. Иллюстрации с изображением этапов изготовления дымковских игрушек. Презентация "Дымковская игрушка".
Материалы:
Дымковские игрушки.
Фотоиллюстрации.
Стихотворение.
Загадки.
Материалы:
плоскостная фигура коня,, кисточки, краски, тряпочки.
Физкультминутка «Эй лошадки все за мной».
Дидактическая игра «Собери целое».
Материалы:
Дымковские барышни (игрушки и иллюстрации).
Пластилин, подставки для лепки, силуэт барыни, петушка; тряпочки для вытирания рук.
Стихотворение - потешка о дымковской барышне,о петушке;
«Пальчиковая гимнастика» (подготовка руки к лепке).
Материалы:
Дымковские игрушки.
Плоскостные силуэты Кокошник, фартук, шаль, петухов, коней, барышень, индюк; гуашь, кисти, банки – непроливайки, тряпочки.
Материалы:
Дымковские игрушки.
Плоскостные силуэты петухов, коней, лошадка, индюк; гуашь, кисти, банки – непроливайки, тряпочки.
Материалы:
Дымковские игрушки.
Плоскостные силуэты петухов, блюдо, чайник,петушок, индюк, барыня; клей, тряпочки, клеенки, украшения (орнамент).
Стихотворения
М. Г. «Красная девица».
В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».
Л. Гулыга «Пестрый хоровод».
И. В. Кадухина «Едет дедушка Егор.».
Загадки о дымковских игрушках.
Русские стихи - потешки.
Материалы: Плоскостные силуэты изделий, расписанные по Дымке, разрезанные на несколько частей.
Материалы:листы бумаги с нарисованными на них элементами дымковской игрушки, кисть, гуашь.
Материалы: лист бумаги с нарисованным узором, гуашь, кисть.
Шапочки «солнца» и «луны».
Обруч с цветными лентами
Шапочка «Козлика»
Совместная деятельность: педагог – ребенок.
3 этап (заключительный) Презентация проекта «Веселая карусель».
Совместная работа детей и педагога – изготовление
«Веселая карусель».
Оформление стенда "Дымковские чудеса. " Сбор всей информации, составление презентации.
Работы детей. Изготовление карусели совместно с детьми.
Оформление стенда. Выставка детских работ.
Мини -музей
"Дымковские чудеса. "
Глины маленький комок
В чудо превратится
Если только попадет
В руки мастерицы.
Дымковские барыни
В нарядах удивительных;
В кисточку, кружочек, полосочку
Тонко так расписаны.
Заключение
Отличительной особенностью данного проекта является реализация идеи о нравственном и патриотическом воспитании дошкольника через театрализованную деятельность и игру с народной игрушкой и знакомство с народным промыслом. Организация деятельности в рамках проекта «Дымковская игрушка» предполагала взаимодействие взрослого и детей, в котором объектом исследования выступала игрушка, как самоценный объект окружающей среды, важный элемент в жизни дошкольника.