Симонова Нина Владимировна
Творческий проект «Детский альбом» П. И. Чайковского
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Кузьмоловская детская школа искусств»
Всеволожского района Ленинградской области
Творческий проект на тему :
«Детский альбом»
Петра Ильича Чайковского
РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА :
преподаватели высшей категории по классу фортепиано
Симонова Н. В и Булатова А. А
Публикация «Творческий проект „Детский альбом“ П, И, Чайковского» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Чайковский П.И.
- Чайковский П.И. Проекты
- Темочки
г. Санкт-Петербург.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Кузьмоловская детская школа искусств»
Всеволожского района Ленинградской области
Творческий проект на тему :
«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского
Проект предлагается для учащихся младших
классов детской школы искусств и общеобразовательных школ.
РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА :
преподаватель высшей категории по классу фортепиано:
Симонова Н. В. и Булатова А. А.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
Работа с детьми и приобщение их к искусству, является посильным вкладом в процесс нравственного, творческого и эстетического воспитания будущего поколения.
Ребенок растёт и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в детстве приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры.
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога - увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании на ее классических образцах.
ИДЕЯ ПРОЕКТА :
Создать условия, позволяющие сформировать у обучающихся общеобразовательной школы любовь к классической музыке, помочь развить музыкальный и художественный вкус, развить творческий потенциал, используя при этом знания, умения и навыки приобретённые в стенах ДШИ.
ИНИЦИАТОРЫ ПРОЕКТА :
Преподаватели и учащиеся детской школы искусств, классные руководители начальной школы
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Формирование духовного мира личности путем приобщения учащихся к «золотому фонду» классической музыки.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Обучающие:
• научиться слушать и понимать классическую музыку
• развивать музыкальный вкус и творческие способности детей
• научиться анализировать услышанное
Развивающие:
• развитие у обучающихся воображения, фантазии, внимания, памяти, мышления
• развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения
• интеллектуальное развитие личности
Воспитательные:
• воспитание устойчивого интереса к классической музыке
• умение правильно вести себя при посещении концертов и во время исполнения
Структура проекта :
1. проблема
2. проектирование (планирование)
3. поиск информации
4. продукт (сценарий)
5. презентация
Проблема
В последние годы в современном обществе заметно понизился уровень эстетического воспитания детей. Классическая музыка способствует развитию внимания, мышления, воображения, интеллекта, а также творческих способностей, поэтому очень важно с раннего возраста знакомить детей с миром классической музыки. В связи с занятостью современного общества, родители редко имеют возможность познакомить ребенка с шедеврами детской классики. В то же время педагоги могут решать такие сложные задачи, как приобщение детей к сокровищнице музыкальной культуры, а для того, чтобы привить малышам интерес к классической музыке и желание слушать ее, способность находить в этом радость, сопереживать выраженному настроению, взрослому нужны не только мастерство, знания, но и внимание, уважение, особое доверие и любовь к детям.
Планирование: Этапы реализации проекта.
• Проект долгосрочный
• Октябрь Диагностический. Организационный. Психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей детей.
• Октябрь — апрель. Практический. В основе этого этапа лежит процесс, направленный на развитие эстетического восприятия музыкального произведения, воображения.
• Май. Аналитический. Данный этап направлен на анализ результатов проекта и проведения по полученному продукту концерта-лекции.
В течение учебного года один раз в месяц должны проходить встречи инициатора проекта Симоновой Н. В. и Булатовой А. А. с учениками общеобразовательной школы. На каждом уроке детям давать новую информацию, касающуюся произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского и слушать пьесы с просмотрами слайдов с иллюстрациями. После прослушивания проводить обсуждение услышанного. На последнем занятии в году дети должны выбрать полюбившееся произведение и выразить услышанное в рисунках. В конце учебного года провести конкурс-выставку рисунка викторину. Затем выбрать победителей.
План по реализации проекта выполнен на 100%. Большинство детей с легкостью узнавали звучащие произведения. Больше всего они полюбили «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы» и «Бабу ягу». В конце учебного года был проведен концерт-лекция, который и представлен как продукт творческого проекта.
Оборудование:
• Учебный класс 50 кв. м
• фортепиано
• парты
• стулья
• канцелярские принадлежности: альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры.
Технические средства:
• видеопроектор
• интерактивная доска
• проигрыватель CD
• диск с записями
• ноутбук
Технология работы:
Сбор информации из различных источников:
• библиотеки
• фонотеки
• интернет
Технология работы включает в себя следующие этапы:
• создание условий успешного знакомства с произведениями классической музыки;
• накопление у детей музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями;
• обучение приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности;
• организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой, художественной, двигательной;
• контрольно-аналитический.
Реализация плана в форме:
• ежемесячные интегрированные занятия
В проведении занятий большое значение имеет применение современных средств обучения. Современная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура, расширение ее акустических и технических возможностей позволяет услышать и почувствовать всё богатство нюансов исполнения. Видеотехника даёт возможность не только слышать музыканта-исполнителя, но и наблюдать за его игрой. Видеозаписи позволяют увидеть и услышать величайших исполнителей. Интеграция объединяет музыку, изобразительное искусство, литературу и хореографию и поэтому очень актуальна, так как интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства; воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребёнка. Работа с детьми осуществляется через проведение интегрированных занятий. Интегрированные занятия ведутся по направлениям: музыка, рисование, поэзия. Одним из любимых занятий являются те, на которых слушание музыки объединяется с творческим рисованием. Цель таких занятий – воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. К рисованию приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные восприятия.
Ожидаемые результаты
• формирование интереса к классической музыке
• развитие воображения, памяти, внимания, мышления
• развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение
• формирование навыков образного мышления при прослушивании музыкального произведения.
• воспитание волевых качеств: собранности, дисциплинированности, ответственности
МЕТОДЫ
Для достижения цели и реализации проекта используются следующие методы обучения:
• Поисковый (поиск информации, различных материалов)
• Словесный (разъяснение, беседа)
• Наглядный (показ видеоматериалов, живое исполнение произведений. Показ слайдов во время презентации)
• Практический (отработка текста, музыкальные репетиции)