Светлана Воронина
Творческий проект «Профессия — машинист» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Профессия - машинист»
Вид проекта : творческий проект
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста и родители
Возраст: 4 – 5 лет
Продолжительность проекта : краткосрочный (февраль-апрель)
Проблема:
Дети очень любят путешествовать на поезде, и у них возникает много вопросов о том, «почему поездов столько много, но они никогда не сталкиваются?», «откуда машинист знает, где нужно остановиться, если даже рядом нет вокзала?», «почему поезда такие тяжелые, а рельсы их выдерживают и не ломаются пополам?» и другие. И поэтому мы с детьми решили познакомиться с железнодорожной профессией – машинист, рассказать о ее значимости и важности.
Публикация «Творческий проект „Профессия — машинист“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность проекта :
Одним из новообразований дошкольного возраста является развитие любознательности. Это позволяет формировать у ребят активный интерес к железнодорожным профессиям. К тому же большинство родителей воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как мама и папа. Знакомство дошкольников с профессией машинист не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий,способствуетраннейпрофессиональной ориентации.
Цель проекта :
Формировать у дошкольников представление о профессии машиниста посредством взаимодействия воспитанников, педагогов и родителей.
Задачи:
Формировать элементарные знания о развитии средств передвижения по железной дороге.
Познакомить дошкольников с профессией – машинист.
Развивать у детей интерес к железнодорожному транспорту, его истории;
Развивать мышление, воображение.
Расширять словарный запас по дорожной лексике.
Воспитывать у детей уважение к труду людей железнодорожных профессий, чувство гордости за Российские железные дороги.
Воспитывать привычки этичного и безопасного поведения, чувства самосохранения.
Привлечение родителей к совместной проектной деятельности.
Организовать взаимодействие детского сада с предприятиями открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Ожидаемый результат.
расширение у детей кругозора о железнодорожном транспорте;
пополнение словарного запаса по железнодорожной лексике;
сформируется устойчивый интерес к профессии машинист электровоза;
сформируется осознанное поведение вблизи железной дороги;
обогатится предметно пространственная среда по данному направлению (Информационные стенды, дидактические игры, с/р игра «Мы железнодорожники»)
Направления, по которым организуется проект :
Организационное:
создание в ДОУ предметно-развивающей среды, отражающей специфику проводимой профориентационной работы;
определение уровня знаний и сформированности представлений по данному направлению методами педагогической диагностики;
отбор и внедрение эффективных методик и технологий.
Профилактическое :
пополнение знаний о транспортной среде окружающего микрорайона станция, железнодорожный узел;
закрепление основ безопасного поведения вблизи железнодорожных объектов.
Образовательное:
накопление образно-символического, цифрового и демонстрационного материала для проведения мероприятий познавательного цикла;
решение образовательных задач посредством использования информационного банка данных о методических разработках в рамках профориентационной работы.
Работа по проекту реализуется через :
наглядно-дидактические игры;
ознакомление с художественной литературой,
ознакомление с окружающим миром;
конструирование из бумаги, природного, дополнительного, строительного материалов;
аппликации и рисование,
участие в конкурсах, презентациях детских творческих работ;
сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации;
экскурсии и целевые прогулки;
Принципы работы при реализации проекта :
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими, специфически детскими, видами деятельности (конструктивной, изобразительной, музыкальной, познавательной, исследовательской).
Принцип сотрудничества и сотворчества прослеживается в единении взрослого и ребёнка как равноправных партнёров, обеспечивая диалогичность взаимодействия, возможность саморазвития каждого.
Принцип учёта возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать вопросы профессиональной ориентации на доступном уровне, неоднократно возвращаясь к ранее изученному материалу на уже более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств направлен на формирование позитивного уважительного отношения к профессиям, и в целом, к труду железнодорожников.
Развивающая предметно- пространственная образовательная среда.
Преобразование предметно-развивающего пространства и информационной среды посредством внесения атрибутики и элементов железнодорожной направленности - залог успешности работы по безопасному поведению на железной дороге. В группе оборудуются мини-центры детской активности по профессиональной ориентации на железнодорожные профессии, а также смежные профессии, которые помогают расширить круг интересов и дадут возможность проводить индивидуальную или подгрупповую работу с воспитанниками по их интересам и предпочтениям, а также поло-ролевой социализации. Оборудование и дидактические материалы данного центра будут нести определённые сведения о безопасности на железной дороге, о мире железнодорожного транспорта, железнодорожных профессиях, будут использоваться для передачи детям накопленного социального опыта
Методическое сопровождение
составление диагностических карты по определению уровня знаний воспитанников о профессиях и труде на железной дороге;
мониторинг по определению уровня знаний о профессиях и труде на железной дороге;
создание предметно-развивающей среды, направленной на ознакомление с профессиями на железной дороге;
разработка занятий, бесед «О труде машиниста»;
составление презентаций по знакомству с железной дорогой. «История паровоза», «Поезда», «Кто работает на ЖД», «Азбука безопасности»;
составление буклетов “Минутки безопасности” (о правилах поведения вблизи железнодорожных объектов);
разработка информационных материаловдля родителей;
создание фонотеки, видеотеки, библиотеки «Путешествие в мир профессий по железной дороге»;
составление картотеки развивающих игр, дидактических «Играем в железную дорогу»
Этапы реализации проекта
1-й этап подготовительный:
Перспективная разработка проекта.
№
п/п Мероприятия Участники Сроки Ответственные
1 Сбор информации о профессии машинист элетровоза Дети,
родители,
педагоги февраль педагоги
2 Сбор литературных источников, подбор литературы, чтение сказок, стихов, загадок Дети, педагоги февраль педагоги
3 Подбор наглядных материалов, тематических иллюстраций Дети,
педагоги февраль педагоги
4 Насыщение развивающей предметно-пространственной среды Дети, родители, педагоги Март педагоги
5 Размещение информации в родительском уголке педагоги март педагоги
6 Разработка консультаций для родителей педагоги март педагоги
7 Сбор подготовка материалов для организации образовательной деятельности, для атрибутов сюжетно – ролевых и дидактических игр Дети, родители, педагоги апрель педагоги
8 Презентация «Детям о железной дороге и железнодорожных профессиях» Дети, родители, педагоги апрель педагоги
2-ой этап: практический (реализация намеченных планов) :
№
п / п Мероприятия Участники Сроки Ответственные
1 Беседа «Профессия машинист» Дети, педагоги март педагоги
2 Беседа «Кто изобрел поезд»
«Экскурсия в прошлое тепловоза» Дети, педагоги февраль педагоги
3 Альбом «Детям о правилах безопасного поведения на железнодорожном транспорте» Дети, педагоги февраль педагоги
4 Беседа «Профессия машинист» Дети, педагоги педагоги
5 Презентация «Детям о профессии работника железной дороги» Дети, педагоги апрель педагоги
6 Д/И «Собери картинку»
Д/И «Какие бывают вагоны»
Д/и «Такие разные поезда» Дети, педагоги март педагоги
7 Экскурсия в локомотивное депо Дети, родители, педагоги апрель педагоги
8 Рисование:
«Вокзал моего города»
«Родной край из окна поезда» Дети, педагоги февраль педагоги
9 Конструирование:
«Вокзал»
«Мост»
«Загудел паровоз и вагончики повез» Дети, педагоги Март педагоги
10 Сюжетно – ролевые игры «"Поезд", "Поездка", "Путешествие по железной дороге", "Машинисты", Дети, педагоги Апрель педагоги
Просмотр видео ролика «Профессия машинист электропоезда «Ласточка» Дети, педагоги апрель педагоги
11 Чтение рассказов, сказок, стихов, о железной дороге:
Э. Мошковская «Мчится поезд», Н. Костарев «Вокзал», Г. Цыферов «Паровозик», Б. Житков «Что я видел», Н. Забила «Путями-дорогами», Дж. Родари «Детская железная дорога». А. Лукьянова «Братцы-вагончики и скорый поезд». Т. Михайлова «Непослушный вагон» Дети, родители, педагоги Март-апрель педагоги
12 Просмотр мультфильмов:
«Паровозик из Ромашково»,
Паровозик Томас и его друзья»,
«Паровозик Тишка» Дети, родители, педагоги март педагоги
13 Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм. Дети, родители, педагоги март педагоги
3-ий этап (заключительный) :
№
п/п Мероприятия Участники Сроки Ответственные
1 Галерея рисунков «Веселый паровозик» Дети, родители, педагоги апрель педагоги
2 Лего-выставка «Станция Красноуфимск» Дети, педагоги апрель педагоги
3 Участие в конкурсе «Все профессии нужны, все профессии важны» Дети, родители, педагоги апрель педагоги
Фотоотчет и статья на сайт МАДОУ ЦРР – детский сад Дети родители, педагоги апрель педагоги