Папки-передвижки

«Богат талантами Урал». Творческий познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста. 1 часть

Мошкола Марина
«Богат талантами Урал». Творческий познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста. 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы

Портфолио проекта

Автор разработчик: Мошкола Марина Борисовна

Тема: «Богат талантами Урал»

Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»

Вид проекта: творческий, познавательный

Актуальность темы:

В современном мире у детей наблюдается отсутствие интереса к познанию родного края, упадок нравственности, происходит снижение чувства патриотизма. Поэтому, наиболее актуальной является возможность патриотического воспитания молодежи средствами художественной народной культуры, ознакомление детей с «золотым фондом» художественной культуры родного края, с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства своего региона. Возможность использования декоративно-прикладного искусства как средства развития эстетических чувств ребенка, как средства воспитания творческой активности, гуманистических представлений, основ патриотизма и гражданственности у детей. По мнению Л. С. Выготского «Детей целесообразно знакомить не с искусством вообще, а с наиболее доступным ребенку региональным его проявлением, аккумулирующим в себе специфику местных условий и входящим как компонент в социально – психологическую ситуацию развития ребенка»

Темочки:

В региональном декоративно-прикладном искусстве проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: национальная психология, гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте, и вместе с тем, отчетливо прослеживается его специфика: история, нравы, обычаи, образ мышления, эстетические вкусы. Все это богатство представлено в максимально выразительной форме регионального декоративно-прикладного искусства.

По мнению Б. М. Неменского, искусство родного края – тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро прочувствовано. Не понимая родное искусство, человек вряд ли способен чувствовать культуру другого народа, понимать психологию человека другой национальности.

Воспитывать любовь и уважение к родному краю и стране следует с дошкольного детства. Любовь и интерес к Родине начинается именно в этом возрасте, с познания природы, культурных традиций, искусства родного края. Народное искусство как проявление творчества народа, близко по своей природе детскому творчеству (простотой, завершенностью формы, обобщенностью образа) и понятно ребенку.

Эмоциональный язык декоративно-прикладного искусства самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен (К. Д. Ушинским, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, Н. Т. Сакулиной, Б. М. Неменским и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком, родном искусстве того края, где живет человек, что является первым шагом к рождению чувства патриотизма в сердцах детей, в приобщении к общечеловеческим ценностям.

Цели проекта:

- Актуализировать представления детей об Урале как малой Родине.

- Расширить знания детей о народном и профессиональном декоративно-прикладном искусстве Урала.

- Актуализировать и воспитывать проявления симпатии, чувства причастности, эмоциональной отзывчивости к народному культурному наследию региона.

Задачи проекта:

Образовательные

- Способствовать формированию понятий «малая Родина», патриот» и «патриотизм».

- Поддерживать и стимулировать проявления познавательного интереса, уважительного отношения к культуре родного края.

- Продолжать формировать у детей художественные навыки и умения в живописи, графике, лепке, нетрадиционной технике изображения: коллаже, граттаже, печати.

- Уточнить знания детей о понятиях "архитектура" и "скульптура".

- Сообщить элементарные сведения и формировать первоначальные представления о географических картах: уральского региона и южного Урала.

- Способствовать включению «познанного» ребенком через искусство уральских мастеров, в собственную эстетическую и художественную деятельность.

Развивающие

- Формировать у детей патриотические ценности.

- Развивать, совершенствовать, закреплять полученные навыки

и умения изобразительного, декоративного, конструктивного

и оформительского творчества;

- Развивать у детей чувство востребованности, показать ребенку внесения его результатов в художественное оформление окружающей среды.

- Способствовать в пробуждении у детей воображения, самостоятельного мышления, любознательности путем использования комплекса педагогических средств.

- Развивать художественный вкус через приобщение детей к декоративно-прикладному искусству Урала.

Воспитательные

- Воспитывать художественное восприятие детьми произведений

искусства.

- Доставить детям радость, вселить уверенность в своих силах и способностях через развлекательный досуг, посвященный декоративно-прикладному искусству Урала.

- Воспитывать любовь к России, гордость за родной город.

- Способствовать через коллективное творчество развитию в детском коллективе дружеских отношений.

Участники проекта:

- Дети в возрасте 5 – 6 лет.

- Воспитатели.

- Родители.

Основные формы реализации проекта:

Экскурсия

Осмотр дворца культуры ЧМК

Беседы

«Что такое – Родина?»

«Что такое – малая Родина?»

Литературная гостиная

Чтение художественной литературы о родном крае

Чаепитие

Слушание песен о Родине

Выставки

«Декоративно-прикладное искусство Урала»

Обогащение РППС

Наглядные пособия: картинки открытки фотографии с изображением архитектурных сооружений и скульптур родного города

Предметы декоративно – прикладное искусство Урала

Дидактические игры и пособия

Продукты детского художественного творчества

Карта «Урал мастеровой»

Презентации

«Архитектура города Челябинска»

«Скульптура, как украшение родного города»

«Урало-сибирская роспись»

«Каслинское литье»

«Златоустовская гравюра»

«Нижнетагильские подносы»

«Рукотворное чудо Таволги»

«Камнерезное искусство Урала»

«Уральские горы»

«П. П. Бажов - жизнь и творчество»

«Литературные герои произведений П. П. Бажова глазами художников - иллюстраторов»

«Декоративно – прикладное искусство Урала»

Продуктивная деятельность

Живопись

«Архитектура моего города - Дворец культуры ЧМК»

«Красота Уральских гор»

«Урало-сибирская роспись»

«Нижнетагильские подносы»

Лепка «Чудеса Таволги»

«Каслинские чудесники»

«Салон ювелирных изделий»

«Волшебная Ящерка»

Графика

«Скульптура моего города – Сказ об Урале»

«Огневушка Поскакушка»

НТИ -граттаж «Злотоустовская гравюра»

НТИ - печать «Урал мастеровой» коллективное творчество

Игра викторина

Информационное

Интернет ресурсы – презентации:

- «Декоративно – прикладное искусство Урала»;

- «Урало-сибирская роспись»;

- «Таволга - глиняная игрушка»;

- «Каслинское литье»;

- «Нижнетагильские подносы»;

- «Златоустовская гравюра»;

- «Архитектура города Челябинска»;

- «Скульптура, как украшение родного города»;

- «Уральские горы»;

- «П. П. Бажов - жизнь и творчество»;

- «Литературные герои произведений П. П. Бажова глазами художников - иллюстраторов детских книг».

Наглядные пособия и материалы:

- географические карты (Уральского региона и Южного Урала);

- фотографии архитектурных сооружений, памятников и скульптур родного города;

- предметы декоративно – прикладное искусство Урала.

Продолжительность проекта: учебный год (9 месяцев)

Этапы реализации проекта:

Этап I – подготовительный;

Этап II – основной;

Этап III – заключительный.

План реализации проекта

Подготовительный этап

1 Составление плана работы по проведению проекта и определение задач.

2 Подбор литературы: методической, художественной и познавательной.

3 Подбор наглядного материала.

4 Подготовка материалов для творчества.

5 Изготовление информационного буклета о проекте для родителей.

Основной этап

1 Беседа с детьми на тему: «Что такое – Родина?» и «Что такое – малая Родина?».

2 Литературная гостиная: чтение художественной литературы о родном крае, чаепитие, слушание песен о Родине.

3 Просмотр презентации «Архитектура города Челябинска».

4 Экскурсия по району, просмотр дворца культуры ЧМК.

5 Занятие по художественному творчеству с детьми, рисование (живопись) на тему «Архитектура моего города - Дворец культуры ЧМК».

6 Беседа с детьми и просмотр презентации на тему «Скульптура, как украшение родного города».

7 Занятие по художественному творчеству (графика) с детьми, рисование на тему «Скульптура моего города – Сказ об Урале».

8 Просмотр презентации «Урало-сибирская роспись».

9 Занятие по художественному творчеству с детьми, рисование (живопись) на тему «Урало-сибирская роспись».

10 Просмотр презентации «Каслинское литье».

11 Занятие по художественному творчеству с детьми, лепка на тему «Каслинские кудесники».

12 Просмотр презентации «Златоустовская гравюра».

13 Занятие по художественному творчеству с детьми, НТР граттаж на тему «Злотоустовская гравюра».

14 Просмотр презентации «Нижнетагильские подносы».

15 Занятие по художественному творчеству с детьми, рисование (живопись) на тему «Нижнетагильские подносы».

16 Просмотр презентации «Рукотворное чудо Таволги».

17 Занятие по художественному творчеству с детьми, лепка на тему «Чудеса Таволги».

18 Просмотр презентации «Камнерезное искусство Урала».

19 Просмотр презентации «Уральские горы».

20 Занятие по художественному творчеству с детьми, рисование (живопись) на тему «Красота Уральских гор».

21 Занятие по художественному творчеству с детьми, лепка на тему «Салон ювелирных изделий».

22 Просмотр презентации «П. П. Бажов - жизнь и творчество».

23 Просмотр презентации «Литературные герои произведений П. П. Бажова глазами художников - иллюстраторов детских книг».

24 Занятие по художественному творчеству с детьми, лепка на тему «Волшебная Ящерка».

25 Занятие по художественному творчеству с детьми, рисование (цветная графика) на тему: «Огневушка - Поскакушка».

26 Просмотр с детьми презентации «Декоративно – прикладное искусство Урала».

27 Организация в группе выставки «Декоративно-прикладное искусство Урала».

Заключительный этап

1 Подготовка пособий и призов для проведения итогового занятия. Май Воспитатель

2 Оформление помещения для итогового занятия - игра викторина «Урал мастеровой».

3 Тонирование ватмана для коллективного творчества (итоговое).

4 Проведение интегрированной игры викторины «Урал мастеровой».

Проект:

- вызовет чувство гордости за Родной край, тем самым будет способствовать формированию у детей патриотических чувств;

- обогатит и систематизирует знание детей об Уральских художественных промыслах;

- вызовет действенный, познавательный интерес к достопримечательностям родного города и Уральским художественным промыслам через продуктивно-творческую деятельность;

- познакомит детей с интеллектуальной игрой - викториной, покажет, что знания важны для человека;

- познакомит детей с географическими картами;

- закрепит интерес к разным видам и жанром изобразительного искусства;

- покажет, что сотрудничество в коллективе приводит к положительным результатом;

- вызовет у каждого ребенка эмоционально-положительный отклик от результатов коллективно и личного художественного творчество.

Содержание основного этапа проекта

1. Беседа с детьми на тему: «Что такое – Родина?» и «Что такое – малая Родина?».

Задачи.

- Актуализировать представления детей об Урале как малой родине.

- Дать детям представления о понятиях «патриотизм» и «патриот».

- Познакомить с географической картой.

Содержание.

В начале беседы воспитатель читает стих о Родине. Спрашивает ребят: «Что такое – Родина?» Рассказать о символах нашего государства: флаг, герб, гимн. Спрашивает, кто такой президент и как его зовут? Слушают песню о России. Предлагает найти сначала нашу страну на карте, а затем Уральский регион. Дети узнают, что значит словосочетание «Родной край». Воспитатель спрашивает: «В каком городе мы живем?». Предлагает найти наш город на карте. «Что вы знаете о Родном городе? Как называется улица, на которой вы живете?». Беседа сопровождается иллюстрациями. Воспитатель спрашивает ребят, что значит быть патриотом. Приводит детям примеры патриотизма.

В конце беседы предлагает детям нарисовать картинку о Родном крае. Педагог сообщает детям о подготовке к вечеру поэзии «Литературная гостиная», раздает ребятам заранее приготовленные стихотворения о Родине, просит их выучить.

2. Литературная гостиная: чтение художественной литературы о родном крае, чаепитие, слушание песен о Родине.

В процессе реализации проекта дети вместе с воспитателем слушают и поют песни о России, об Урале, городе Челябинске.

Воспитатель и родители организуют литературную гостиную. Родители приносят конфеты и печенье для чаепития. В тихой спокойной обстановке взрослые и дети читают интересные стихи: о Родине, о природе родного края. Чтение стихов чередуется с музыкальными произведениями, посвященными этой теме. В заключение ребята и взрослые пьют чай.

3. Просмотр презентации «Архитектура города Челябинска».

Задачи.

- Активизировать и обогатить представления детей об архитектуре нашего города.

- Вызвать интерес к архитектуре в целом.

- Воспитывать гордость за любимый город.

4. Экскурсия по району, просмотр дворца культуры ЧМК.

Цель: развивать познавательные интересы и процессы, умения наблюдать, всматриваться в изображение, замечать интересные детали.

5. Занятие по художественному творчеству (живопись) с детьми, рисование на тему «Архитектура моего города - Дворец культуры ЧМК».

Задачи.

- Вызвать интерес к архитектуре родного района, желание узнавать его.

- Развивать творческие и эмоционально – эстетические способности.

- Воспитывать гордость за родной район.

- Развивать эмоциональный отклик на представленные архитектурные образ.

Материалы: иллюстрации и фотографии архитектурных сооружений города Челябинска; ребус с зашифрованным словом «архитектура»; гуашь цвета охры, кисти № 1 и № 5; альбомные листы формата А 4; стаканчик с водой; салфетки; стихотворение; музыкальное сопровождение.

Содержание.

Педагог предлагает детям отгадать ребус и узнать тему сегодняшней встречи (архитектура). Спрашивает: «Что такое архитектура, кто ее создает?» Читает стихотворение о родном районе. Педагог демонстрирует иллюстрации и фотографии архитектуры Металлургического района, предлагает узнать и пояснить изображение. Вопросами помогает детям выделить главное здание - Дворец культуры ЧМК

Спрашивает у ребят: «Что за здание? Для чего оно предназначено? Какие детали, формы, линии, цвета были использованы для создания архитектурного образа?» После беседы – физкультурная пауза.

Затем педагог предлагает ребятам нарисовать здание. Включает музыкальное сопровождение (спокойная мелодия). Во время самостоятельной деятельности детей педагог помогает ребятам советом, хвалит воспитанников за хорошие рисунки.

6. Беседа с детьми и просмотр презентации на тему «Скульптура, как украшение родного города».

Педагог предлагает поговорить и посмотреть скульптурные произведения, украшающие наш город.

Задачи.

- Формировать интерес к скульптуре, как к виду изобразительного искусства. - Показать детям все разнообразие образов, воплощенных в скульптуре.

7. Занятие по художественному творчеству (графика) с детьми, рисование на тему «Скульптура моего города – Сказ об Урале».

Задачи.

- Упражнять детей в рисовании скульптуры, в технике графике: передавать в рисунке образ, уметь замечать и отражать особенности внешности конкретного скульптурного сооружения.

- Закреплять технические навыки рисования простым карандашом.

- Развивать способность анализировать рисунки.

Спросить ребят, что такое скульптура, рассмотреть внимательно объект, рассказать ребятам об истории создания скульптуры. «Сказ об Урале» - символизирует силу и мощь Урала, герой Башкирских эпосов.

Рассказ педагога: «Скульптурная композиция «Сказ об Урале» - настоящая визитная карточка города Челябинска и духовный символ всего Урала. Место для памятника было выбрано не случайно – он располагается на привокзальной площади в сквере, напротив железнодорожного вокзала.

Монумент был установлен в 1967 г. Идея создания скульптурной композиции появилась благодаря известным сказкам писателя-фольклориста П. Бажова, о великане, который носил огромный пояс с карманами, где прятал свои сокровища.

С башкирского слово «Урал» переводится как «пояс». Согласно рассказу, великан однажды снял пояс и положил на землю. Пояс был настолько гигантским, что протянулся от северного Карского моря к побережью Каспийского моря. Именно так и возникли могучие Уральские горы.

Общая высота вырубленного из гранита памятника составляет 12 метров. В руках богатырь держит молот, что в очередной раз говорит о рабочих заслугах всех жителей Южного Урала. Гранитный монумент установлен на засыпанном каменными глыбами постаменте. На фасаде можно увидеть надпись, которая гласит: «Урал - опорный край державы, её добытчик и кузнец».

Авторами скульптурной композиции «Сказ об Урале» выступили уральские мастера-архитекторы - В. С. Зайков и Е. В. Александров. Архитекторы старались воплотить в огромной гранитной глыбе, из которой поднялся могучий великан, свои представления о большом творческом потенциале, физической силе и величии уральских мастеров.

В народе бытует примета: если коснуться богатыря-кузнеца, и при этом загадать желание, то сила могучего Урала обязательно воплотит его в жизнь».

8. Просмотр презентации «Урало-сибирская роспись».

Цель: расширять эстетические представления детей об искусстве росписи, как эстетической ценности.

Содержание. Дети просматривают презентацию. Воспитатель рассматривает с детьми предметы, расписанные Уральскими мотивами, и спрашивает детей, что ценного есть в предмете? Дети отмечают, что предмет ценен тем, что полезен и тем, что красиво украшен. Воспитатель предлагает рассмотреть средства выразительности росписи (цветосочетания, элементы и композицию построения узора). Воспитатель раскрывает семантическое значение росписи.

Рассказ педагога: «На Урале расписывались избы, сени, горницы, стены, потолки, двери. Мастера - «красильщики» украшали и предметы быта: сундуки, прялки, коромысла. Художники рисовали невиданные растения со сказочными цветами, ягодами, на которых сидели певчие синие птички с длинными разноцветными хвостами и черными папахами на головках. И, кажется, вот - вот можно вдохнуть аромат цветов, услышать нежное щебетание птиц. Узоры уральских мастеров всегда можно отличить по их красочности и праздничности».

9. Занятие по художественному творчеству с детьми, рисование (живопись) на тему «Урало-сибирская роспись».

Задачи.

- Знакомить дошкольников с домовой Урало-сибирской росписью на Урале.

- Прививать интерес к традициям народного искусства родного края.

- Формировать умение рисовать элементы росписи, технически правильно делая мазок.

- Способствовать развитию композиционных умений детей при украшении формы.

- Воспитывать интерес к уральским промыслам.

- Развивать эстетическую рефлексию.

Содержание.

Воспитатель беседует с детьми о традиции расписывать сундуки, шкатулки, подносы на Урале. Воспитатель с детьми уточняет особенности украшения мастерами предметов декоративно-прикладного искусства. Воспитатель предлагает детям вспомнить правила построения узора и подумать, как сделать композицию правильной и красивой. Дети разбирают по желанию шаблоны и приступают к работе. В конце занятия воспитатель с детьми рассматривают работы, выделяют эстетические характеристики работ.

Рассказ педагога: «В давние-давние времена на Урале люди жили в деревянных домах. Как мы с вами уже говорили, Урал всегда славился богатством лесов, люди вырубали лес, топором обрубали сучья, с помощью пилы распиливали бревна, обтесывали их, и из этих бревен возводили для своей семьи дом. Вот так выглядел уральский дом (показ наглядного материала – изображения старинного уральского жилища). Что в нем особенного? Чем старинный уральский дом отличался от тех, в которых мы живем сейчас? Правильно, это расписной уральский дом. Как вы думаете, почему люди расписывали свои дома? Люди всегда стремятся к красоте и поэтому украшают свою жизнь, свой быт. Ведь без красоты было бы очень скучно жить на свете. Сейчас человек украшает дом, в котором он живет? Что для этого он делает? Наклеивает красивые обои, стелет линолеум, делает подвесные потолки или просто белит их. Все это человек делает, чтобы в его доме было уютно и красиво. Но в те давние времена таких материалов ещё не изобрели, а человек, как и сегодня, стремился украсить свою жизнь, свой дом. И потому уральские деревянные дома расписывали красками мастера-красильщики. В то время «красить» значило заниматься искусством. Расписные дома называли «крашенными со цветочками».

10. Просмотр презентации «Каслинское литье».

Текст к презентации.

«В 1747 году на берегу озера Касли, среди уральских лесов был построен чугуноплавильный и железоделательный завод. Место для него было выбрано очень удачно: в недрах Уральских гор таились несметные сокровища руды.

Сначала на заводе выпускали только чугун. В начале XIX века каслинские мастера стали осваивать художественное литье. Они научились делать изумительной красоты шкатулки, вазы, торшеры, ажурные подносы, тарелки, скульптуры. Эти вещи были изготовлены очень изящно. Трудно было поверить в то, что они сделаны из чугуна. Слава каслинского художественного литья разнеслась на весь мир.

Громкому успеху помогла и сама земля уральская. Склоны Уральских гор, поросшие лесом, кустарником, ягодами и цветами, богатые зверем и птицей подсказывали каслинцам неповторимые художественные сюжеты.»

Публикации по теме:

Краткосрочный информационно-познавательный проект по валеологии «Зоркие глазки» (для детей старшего возраста).Краткосрочный информационно-познавательный проект по валеологии «Зоркие глазки» (для детей старшего возраста). Организован с сентября по ноябрь. Актуальность: Зрение – исключительно важная функция организма. Благодаря зрению человек видит.

Познавательно-творческий проект «Ткани разные нужны» для детей старшего возрастаПознавательно-творческий проект «Ткани разные нужны» для детей старшего возраста Цель: ознакомление с видами тканей, различными видами деятельности с тканью. Задачи педагогической деятельности: обобщить знания о натуральных.

Познавательный интерес к истории предметного мира у детей старшего дошкольного возрастаПознавательный интерес к истории предметного мира у детей старшего дошкольного возраста Познавательный интерес к истории предметного мира рассматривается как эмоционально-положительная направленность дошкольника на активное,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Богат талантами Урал». Творческий познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста. 1 часть
Опубликовано: 7 января 2025 в 12:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Богат талантами Урал». Творческий познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста. 1 часть» (включая файлы) размещена пользователем Мошкола Марина (УИ 3519299) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД