Виктория Василиженко
Творческий, познавательно-речевой, краткосрочный, коллективный проект «Русские народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Публикация «Творческий, познавательно-речевой, краткосрочный, коллективный проект „Русские народные сказки“» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители плохо знают русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили с помощью проекта систематизировать знания ребят о сказках, чтобы они показали свои творческие способности и навыки.
Вид проекта :
Творческий, познавательно-речевой, краткосрочный, коллективный.
Сроки реализации:
Январь 2021 учебный год.
Участники проекта :
Дети подготовительной группы, воспитатели
Проблема:
Современные дети не знают русских народных сказок.
Цель проекта : формирование интереса детей к русским народным сказкам. Создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей.
Задачи:
1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы (в данном случае к устному народному творчеству – сказкам);
2. Способствовать развитию элементов детского творчества в продуктивной деятельности;
3. Способствовать воспитанию навыков аккуратного обращения с книгой.
Ожидаемые результаты
1 Активизируется речь детей в процессе ознакомления со сказками.
2 У детей появится интерес к сказкам, играм, театрализации.
3 Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
4. Стремятся к выполнению оригинальных творческих работ;
5. Родители активно участвуют в педагогическом процессе ДОУ
Этапы реализации проекта.
1 ЭТАП - Подготовительный
1. Сбор информации по теме проекта.
2. Составление плана работы.
3. Подбор художественной и методической литературы.
4. Подбор иллюстраций по сказкам.
5. Подбор атрибутов для игр – драматизаций: куклы.
6. Подбор дидактических игр по данной теме: «Профильные силуэты», «Шапка невидимка», «Собери портрет сказочного героя», «Разрезные сказочные герои».
7. Консультации для родителей: «Какие сказки читать ребенку на ночь?», «Роль книги в развитии ребенка», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
2 ЭТАП – Основной
Работа с детьми:
1. Проведение бесед: «Что такое сказка?», «Кто живёт в сказке?»
2. Презентации, беседы, разговор о правилах поведения с использованием сюжета сказок; просмотр мультфильмов по сказкам; инсценировка сказок;
3. Чтение художественной литературы.
4. Показ сказок в настольных театров; показ сказки с использованием пальчикового театра; чтение сказок и обсуждение их содержания;
5. Сравнение содержания сказок прочитанных и просмотренных; придумывание другого конца сказкам; пересказ сказок; рассказывание сказки по иллюстрациям; проведение викторины по русским народным сказкам.
6. Отгадывание загадок о сказках и героях сказок;
7. Рассматривание с детьми картинок по данной теме.
8. Чтение, прослушивание и просмотр русских народных сказок.
9. Разучивание русских народных сказок.
10. Дидактические игры: «Профильные силуэты», «Шапка невидимка», «Собери портрет сказочного героя», «Разрезные сказочные герои», «Назови сказку».
11. Использование подвижных и пальчиковых игр. - П/игры «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Гуси- лебеди».
Самостоятельная деятельность:
12. Раскрашивание раскрасок по сказкам.
13. Рисование сказочных персонажей.
3 ЭТАП – Заключительный.
1. Разработка картотеки хороводных, дидактических и подвижных игр.
2. Пополнение книжного уголка.
3. Показ русской народной сказки в виде кукольного театра «Заяц- хваста»
4. Проведение консультаций с родителями.
Подведение итогов и оформление проекта.
Результат: Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у детей принять участие в проекте
Подвижные игры
по произведениям художественной литературы.
«Теремок»
Дети стоят в кругу – это теремок. Несколько детей одевают маски героев сказки : мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя. Дети поднимают руки, сцепленные друг с другом и говорят слова:
«Вот стоит теремок
Он не низок, не высок.
Как войдет в него зверек,
Так захлопнется замок»
Во время проговаривания слов дети в масках зверей вбегают в круг и выбегают из него. На слова воспитателя «ХЛОП» дети опускают сцепленные руки. Кто попадется, перестаёт быть «зверьком» и встает в теремок с остальными детьми. Игра проводится, пока не останется самый ловкий.
«Волк и козлята»
Выбирается волк, остальные дети - козлята. Дети - козлята прыгают по площадке, приговаривая:
«Мы веселые козлята
Озорные все ребята,
Не боимся никого
Кроме волка одного. (подходят к волку)
Серый волк, не зевай
Нас скорее догоняй»
На последние слова «волк» догоняет «козлят». Кого поймал (осалил, тот приседает. Игра останавливается, когда поймана большая часть ребят. Затем выбирается новый «волк»
«Красная Шапочка»
Дети стоят в кругу со сцепленными руками. В центре ребенок, у которого на голове красная шапочка, слегка прикрывающая глаза. Дети идут вокруг Красной Шапочки и говорят:
«Маленькая девочка
Красненькая Шапочка
К бабушке с корзинкой шла
И ребяток здесь нашла.
Шапочку ты не снимай,
Кто позвал тебя, узнай?»
Ребенок, на которого указывает воспитатель, зовет : -«Красная Шапочка» Она должна угадать, кто её позвал, назвать имя. Угаданный ребенок становится Красной Шапочкой
«Бармалей»
Выбирается ребенок – Бармалей, ему одевается маска героя. Он подходит к детям со словами:
«Я добрейший Бармалей
Очень я люблю детей.
Кто пойдет со мной гулять:
Бегать, прыгать и скакать?»
Дети отходят от Бармалея, приговаривая:
«Не хотим с тобой идти,
Лучше нас ты догони!»
Дети убегают от Бармалея. Пойманных детей он уводит в свой «домик» Затем игра продолжается с вновь выбранным ребенком.
«Муха- Цокотуха»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре - ребенок в шапочке Мухи- Цокотухи. Дети идут по кругу, проговаривая слова:
«Муха, Муха - Цокотуха Позолоченное брюхо
В гости мы к тебе идем
Кого хочешь, приведем?
Может пчелок полосатых?
Или гусениц мохнатых?
Кровопийцев - комаров?
Или толстых червяков?»
Ребенок в центре (Муха - Цокотуха) выбирает.
Если ребенок назвал пчелок, то дети летят по кругу и жужжат;
если гусениц - идут мелкими шагами;
если комариков - летят, произнося «з-з-з»;
если червяков - идут по кругу, попеременно наклоняя и поднимая туловище.
После каждого показа ведущий выбирает ребенка, который, по его мнению, выполняет движения лучше всех и он становится ведущим.
«Зайцы и лиса»
Дети в масках зайчиков стоят в кругу. Ребенок в маске лисы ходит за кругом и говорит:
«Ох, растаял домик мой
Как же мне идти домой.
Надо к зайчику бежать
Его домик отобрать»
Подходит к домику одного из «зайчиков», стучится:
«Тук- тук- тук…. Серый зайка, выбегай
И со мною поиграй»
«Зайка» и «Лиса» бегут наперегонки за кругом: кто первый займет домик. Кто проиграл - тот становится «лисой»
«Водяной»
Дети становятся в круг, не берясь за руки. Водяной (ведущий) присаживается в центре круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу друг за другом.
Водяной, Водяной, Что сидишь ты под водой?
Выйди хоть на чуточку,
На одну минуточку.
Выйди хоть на целый час.
Все равно не знаешь нас.
Затем Водяной подходит к одному из детей и, ощупывая его руками, пытается отгадать имя ребенка. Если угадал, то Водяным становится этот ребенок.
«Гуси-лебеди»
Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети - гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Это их дом. Сбоку площадки очерчивается место – логово волка. Пастух выгоняет гусей пасти на луг. Гуси ходят, летают по лугу.
Затем пастух говорит: Гуси, гуси!
Гуси останавливаются и отвечают хором: Га, га, га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да, да, да!
Пастух: Так летите!
Гуси: Нам нельзя: Серый волк под горой, не пускает нас домой!
Пастух: Так летите, как хотите!
Гуси, расправив крылья (вытянув руки в стороны, Летят через луг домой, а волк, услышав гусей, выбегает, пересекает им дорогу, старается поймать их (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После трех-четырех перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманных гусей. Затем выбираются новые волк и пастух, и игра повторяется.
Сказочные физкультминутки и пальчиковые гимнастики
Звездочка в небе колышется кротко (руки подняты вверх, пальцы широко расставлены, легкое покачивание руками)
В белом тумане качается лодка (те же движения)
В лодки той-чудесные краски (руки опущены вниз, раскачивание туловища влево и вправо) Шепчутся в ней небылицы и сказки (поворот головы влево и вправо)
Лодочку ветер тихонько качает (покачивание руками над головой)
В волшебное царство он нас приглашает.
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В этой избушке - старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Буратино потянулся
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох – потянулись; наклон – раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)
Жили – были дед и баба на поляне у реки
И любили очень-очень на сметане колобки. (Ходьба на месте).
Попросил старик старуху: «Испеки мне колобка». (Наклоны с вытянутыми руками вперёд). Бабка тесто замесила (Имитация замеса теста).
Колобка она слепила. (Круговые движения рук).
В печь его поставила (Вытянуть прямые руки вперёд).
Там его оставила. (Руки на пояс).
Вышел он румян – пригож (Повороты туловища в стороны).
И на солнышко похож. (Поднять руки вверх).
Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед — «ищем пропажу».)
Колпачок был непростым Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)
Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)
Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть :
Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.
Эта сказка - «Теремок».
Эта сказка - «Колобок».
Эта сказка - «Репка» :
Про внучку, бабку, дедку.
Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного. «Волк и семеро козлят» - Этим сказкам каждый рад!
Показывают большой палец.
Раз, два, три, четыре, пять - Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка,
Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо - Героев из сказок вспомнить мы рады! (Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть :
Рукавичка, теремок, Колобок - румяный бок,
Есть снегурочка – краса,
Три медведя, волк-лиса,
Не забудем Сивку-бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем волка и козлят
Этим сказкам каждый рад. (на последнюю строчку хлопают)