Лариса Климова
«Мини-музей как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста». Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий отчёт по самообразованию
«Мини-музей как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста».
Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки. В настоящее время для развития музейного дела характерно повышенное значение его образовательной функции. Я активно веду поиски новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами, в 2023-24 учебном году мы с детьми и родителями работали над темой «Мини-музей как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста».
Публикация «„Мини-музей как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста“, Самообразование» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Для начала я изучила Литературу и ресурсы Интернета по данной теме:
1. Рыжова, Н., Логинова, Л., Данилюк, А. Мини – музей в детском саду Текст : / Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данилюк. – М. : Линко-пресс,2008. С. - 21-41; 68-80.
2. Микляева, Н. В., Лагутина, Н. Ф. Музей в детском саду Текст / Н. В. Микляева, Н. Ф. Логутина // Библиотека воспитателя. – М. : Сфера, 2011. С. – 6-15; 67-71.
3. Майбородова, Т. В. Мини-музейный комплекс в детском саду Текст / Т. В. Майбородова. // Воспитатель. – 2012. - №1. – С. 34-37.
Задачи, поставленные по теме (они перекликаются с задачами ФОП и ФГОС ДО) :
• Реализовать направления музейной педагогики.
• Обогатить предметно-развивающую среду.
• Обогатить познавательный процесс новыми формами.
• Формировать у дошкольников представление о музее.
• Расширить кругозор.
• Развить познавательные способности и познавательную деятельность.
• Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
• Развить творческое и логическое мышление, воображение.
• Формировать активную жизненную позицию, воспитывать чувство патриотизма.
• Прививать навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому, такие выставки и названы мини-музеем.
Что такое мини-музей?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. В детском саду можно применить самые разнообразные темы по созданию мини – музеев : в одной группе, это - мини-музей Хлеба, в другой, это - мини-музей Кошек, в третьей группе - мини-музей Сказки. Создание таких экспозиций позволяет ходить друг к другу, приглашать к себе и проводить экскурсии, где экскурсоводами становятся сами дети. При этом закрепляются как раннее полученные знания (речь, память, мышление, внимание и т. д., так и познается много нового и интересного.
Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ
Когда речь идет о возможностях использования музейной педагогики в образовательном пространстве ДОУ, необходимо, прежде всего, обратиться к понятию «музейная педагогика». Ведь именно она становится средством педагогического воздействия на воспитанников и общения с детьми. Интеграция в воспитательно-образовательном процессе придает музею более высокий статус, он становится важной составляющей жизни ДОУ и импульсом для социализации ребенка в атмосфере творчества и исследований. Современный детский сад все в большей степени становится открытой в социум культурной системой. Кругозор современных детей значительно шире, чем был у сверстников 15-20 лет назад. Поддерживание познавательного интереса дошкольников требует использования разных форм и приемов работы, в том числе характерных для музейной педагогики. При работе по данной теме
Учитывались принципы:
• Наглядность
• Доступность
• Динамичность
• Содержательность
• Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ
• Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями
• Гуманизм
• Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии
Создавались условия:
• Интегрированности знаний
• Удовлетворения потребности в познании нового
• Диалогичности
• Развития ребенка в деятельности.
• Опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.
Использовались методы и приемы:
• Наглядные
• Практические
• Исследовательские
• Игровые
• Словесные
Музейные экспонаты воздействовали на эстетическое восприятие, интеллектуальную и нравственную сферы личности ребенка. Экспозиции мини-музея помогали детям многое понять, увидеть, а главное - потрогать или подержать в руках. Эстетическое оформление экспозиций и креативность привлекали детей и родителей.
Использовались следующие формы работы с экспозициями мини-музея :
• Занятия-экскурсии
• Занятия с элементами игры и творческими заданиями
• Исследовательская деятельность
• Игры-развлечения
• Игры-путешествия
• Интеллектуально-творческие игры
• Игры по сюжету литературных произведений
• Продуктивная деятельность
• Возможность смены экспозиции
Дизайн экспозиции был таким, что заключенная в нём информация легко воспринималась посетителями (детьми, родителями, педагогами). Он соответствовал:
• Непрерывности, преемственности и последовательности излагаемых знаний;
• Комплексности музейного подхода и комплексности как включения всех каналов восприятия (чувственного, логико-аналитического, психомоторного);
• Многообразия и вариативности форм подачи информации;
• Интерактивности (ребенок запоминает только то, что делает);
• Программности, обеспечивающей усвоение информации и приобретение умений на основе специально разработанных программ;
• Действенности и результативности музейно-педагогической образовательной деятельности.
В создании выставок и проведении экскурсионных бесед участвовали не только педагоги, но и дети и их родители. Внимание детей младшего дошкольного возраста ещё недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Оптимальным явился вариант размещения экспонатов на разно уровневой полке. Дети сами меняли, переставляли экспонаты, брали их в руки и рассматривали. Дети в музее путешествовали во времени, действовали с музейными экспонатами. Во время музейных игр получали знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое. Ребята не забывали и про Правила поведения в мини-музее :
• В нашем музее многие экспонаты можно трогать руками!
• Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
• Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
• Можно и даже нужно задавать вопросы.
• Можно пополнять музей новыми экспонатами.
Дошкольники чувствовали свою причастность к мини-музею : они участвовали в обсуждении его тематики, приносили из дома экспонаты. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и родителей. Данная работа позволила вовлечь семьи воспитанников в музейное дело, сделала их активными участниками творческого музейно-педагогического процесса. При создании мини – музея главное не забывать и о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Поэтому в мини-музее детям предоставлялась возможность играть. Тема мини-музея сама подсказывала, какими должны быть игры.
Совместно с родителями и детьми в этом учебном году были созданы следующие мини- музеи : «Мойдодыр», «Резиновой игрушки», «Осени дары», «Деревянное чудо», «Такой разный театр». Ранее были созданы мини-музеи : «Дорога ложка к обеду», «Моя любимая игрушка», «Матрёшка-русский сувенир», «Такие разные мячи», «В гостях у Дедушки Мороза», «Снеговик, снеговичок – года нового дружок», «Море зовет!»
По данной теме, я распространила опыт работы среди педагогов района, выступив на Муниципальном «Фестивале методический находок» : Мастер-класс «Создание мини музея как образовательного события в познавательном развитии дошкольников». Представила Методический материал и Консультацию для родителей 2-ой младшей группы и воспитателей МБДОУ «Детский сад «Солнышко» в контексте данной темы.
Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ, создает хороший фундамент для познавательного развития дошкольников, на основе которого будет осуществляться подготовка к усвоению школьной программы.