Евгения Шершнева
Творческий отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Актуальность.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
Темочки:
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Ученые (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина и др.) подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Свою работу по развитию мелкой моторики рук, я начала с детьми раннего возраста (2-3 лет). Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Поэтому глубже изучаю эту тему, чтобы помочь детям при подготовке к школе.
Период работы над темой: 2020-2021 учебный год.
Проблема: Низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста через различные виды деятельности; Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Содействовать нормализации речевой функции.
- Подготовить и принять участие в семинаре;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
- Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития творческих способностей детей.
Форма отчё тности:
• подготовить консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
• провести анкетирование родителей.
• Составить картотеку пальчиковых игр для младшего и среднего возраста.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
• массаж кистей рук
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• пальчиковый театр
• лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, свечкой, крупой и т. д.
• конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором.
• различные виды аппликаций
• рисование по трафаретам
• штриховка
• дорисовка (по принципу симметрии)
• лабиринты
• дидактические игры
• шнуровка
• игры с мелкими предметами
• пазлы, мозаика.
Прогнозируемый результат:
1. Расположить к себе ребенка через тактильный (телесный) контакт и тем самым облегчить процесс адаптации.
2. Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшить память, внимание, терпеливость.
3. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Этапы реализации :
1 ЭТАП информационно-аналитический
-Изучение научной и учебно-методической литературы,
-Проведение первичного диагностического исследования.
2 ЭТАП — внедрение в практику.
- Проведение пальчиковых игр на занятиях и вне занятий,
- Беседы и консультации с родителями,
-Мастер классы и семинары – практикумы с педагогами.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.
-Проведение контрольного диагностического исследования.
Сентябрь
Подбор и изучение необходимой литературы, разработка перспективного плана работы на сентябрь — май.
Составление списка литературы, составление перспективного плана работы на сентябрь – май.
Октябрь
Познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, пальчиковыми играми.
Совершенствовать координацию движения пальцев рук.
Составление картотеки пальчиковых игр.
Ноябрь
Л лепка с использованием природных материалов. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры.
Продолжать совершенствовать координацию движения пальцев рук с помощью лепки.
Декабрь
Использование нетрадиционных техник рисования — пальчиковое рисования. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры.
Продолжать совершенствовать координацию движения пальцев рук с помощью пальчикового рисования.
Январь
Игровая деятельность с использованием пальчикового театра. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры
Чтение детям русских народных сказок, учить внимательно слушать, запоминать интонацию воспроизводить слова и фразы из текста.
Февраль
Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры.
Март
Конструирование — работа с конструктором ЛЕГО и аналогами. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры.
Познакомить детей с основными видами построек, которые можно выполнить с помощью конструктора. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Игровая деятельность с использование конструктора ЛЕГО и аналогов.
Апрель
Использование дидактических игр, игр с мелкими предметами, мозаики, пазлов. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры. Конструирование с помощью конструктора.
Игровая деятельность с использованием мозаики, пазлов.
Май
Проведение диагностики.
Работа с родителями:
В своей педагогической практике большое внимание уделяю работе с родителями. Провела анкетирование для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у малышей», «Развитие мелкой моторики в раннем возрасте», «Развитие творческих способностей у детей»
Консультации «Что такое мелкая моторика?», «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»,
«Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста», «Пальцы помогают говорить», «Пальчиковые игры и развитие речи – какая связь?», "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»,
«Пальчиковая гимнастика как один из приёмов развития мелкой моторики», «Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать»
Регулярно выкладываю на сайт пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.
Создала памятку «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников».
Подготовила семинар для родителей с элементами игры на тему:
«Ум на кончиках пальцев»
Оформила папку – передвижку «Значение игр с крупой, бусиной, пуговицами для развития мелкой моторики детей» .
Подготовила для итогового родительского собрания: «Отчёт о проделанной работе по плану самообразования за 2020 - 2021 учебный год».
Работа с детьми:
С детьми была проведена следующая работа: пальчиковые игры, физкультминутки, занятия по биоэнергопластике (соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук, пальчиковые игры в воде (являются частью закаливающих мероприятий). Рисование по трафаретам, штриховка, дорисовка (по принципу симметрии, лабиринты, работа по клеточкам, дидактические игры, шнуровка, игры с мелкими предметами (кубики, прищепки, палочки, конструктор) пазлы, мозаика.
Индивидуальная работа с детьми:
Массаж кистей рук, лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д., нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой.
Работа с педагогами:
1. Подготовила консультация для педагогов на тему: «Как проводить пальчиковые игры?», «Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционное рисование»
Провела мастер – класс «Пальчиковые игры в саду и дома», «Использование нетрадиционных техник рисования в организации образовательной деятельности с детьми».
Провела семинар-практикум «Нетрадиционная техника рисования», «Развитие мелкой моторики дошкольников»
Составила и распространила буклет для педагогов по теме самообразования.
Создала памятка для воспитателей «Мелкая моторика рук и развитие речи»
Самореализация :
1. Изучила литературу по теме : «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
2. Внедрила в работу с детьми дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики дошкольников
3. Составила картотеку игр для развития мелкой моторики рук
4. Подготовила консультацию для воспитателей: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»
5. Составила картотеку упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук
7. Оформила папку - передвижку для педагогов по теме : «Пальчиковая гимнастика»
8. Подготовила выступление на педсовет: презентация - отчет для педагогов по теме самообразования : «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет»
Работа с научной и учебно-методической литературой:
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2010.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2009.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2011.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2012.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 2013.
8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2009.
9. Кольцова М. М «Развитие моторики». – М. : Эксмо, 2012.
10. Елена Данилова «Пальчиковые игры». – М. : Эксмо, 2011.
11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М. : Эксмо, 2011.
Творческое сотрудничество совместно с семьей дает свои положительные результаты.
Родители научились проводить гимнастику и делают её с ребятишками систематически и с желанием. А главное заметен результат совместной работы: дети стали лучше говорить, выучили много пальчиковых игр.
Перспективное планирование работы по самообразованию
Тема по самообразованию :
«Развитие мелкой моторики дошкольников»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Учебный год Содержание работы Сроки выполнения Результат
2020-2021 Изучение научной и методической литературы, осуществление проблемно-ориентировочного анализа полученных данных Сентябрь-май Составление творческого плана по теме самообразования
Подготовить консультации для родителей и педагогов
2021-2022 Использование полученных знаний на практике
Сентябрь-май Система занятий по развитию мелкой моторики
Внедрить в работу с детьми.
2022-2023 Создание условий для использования в воспитательной работе разнообразный материал
,игры.
Сентябрь-май Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук,. Создание игр.
2023-2024 Обобщение и распространение передового педагогического опыта Сентябрь-май Обобщенный опыт работы по теме самообразования
Творческий план работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста на 2021-2022 учебный год
Месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Сентябрь
Заучивание пальчиковой игры «Замок».
Обучение детей игре «Шнуровка».
Конструирование из счётных палочек «Заборчик», «Дорожка».
Настольная игра «Мозаика». Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у малышей».
Консультация «Что такое мелкая моторика?»
Изучить литературу по данной теме (Т. Ю. Бардышева «Пляшут мои ручки» М. 2005 г)
Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?».
Октябрь
Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты».
Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
Конструирование из палочек Кюизенера «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». Выложить на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста». Изучить литературу по данной теме (Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик)
Составить картотеку пальчиковых игр по темам.
Ноябрь Учить детей сматывать нитки в клубок «Озорной котенок».
Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок», редметы мебели «стол», «стул», «кровать» и т. д.
Настольные игры «Мозаика», «Пазл».
Самомассаж пальчиков. Консультацию
«Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста».
Памятка «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников». Изучить литературу по данной теме (Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007) Презентация «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»
Декабрь Лепка из пластилина (баранок, печенье)
Заучивание пальчиковой игры «Этот пальчик в лес пошёл», повторить пальчиковую игру «Засолка капусты».
Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик». Выложить на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.
Консультация «Пальцы помогают говорить» Консультация «Как проводить пальчиковые игры?»
Мастер – класс «Пальчиковые игры в саду и дома»
Январь Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). Игра с прищепками «Маленькие помощники»
Заучивание пальчиковой игры «Снежок», повторение «Засолка капусты», «Замок».
Лепка знакомых предметов. Анкетирование «Развитие мелкой моторики в раннем возрасте»
Семинар для родителей с элементами игры на тему:
«Ум на кончиках пальцев» Семинар-практикум «Нетрадиционная техника рисования»
Консультация для воспитателей
«Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционное рисование»
Февраль Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация.
Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.
Заучивание пальчиковой игры «Семья».
Повторение знакомых игр. Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.
Консультация «Пальчиковые игры и развитие речи – какая связь?» Составление и распространение буклета для педагогов по теме самообразования.
Март «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).
Заучивание пальчиковой игры «Здравствуй пальчик, как живешь?», повторение «Замок», «Семья», «Засолка капусты».
Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Консультация
«Пальчиковая гимнастика как один из приёмов развития мелкой моторики» Мастер-класс для педагогов на тему «Использование нетрадиционных техник рисования в организации образовательной деятельности с детьми».
Апрель Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
Заучивание пальчиковой игры «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
Игры «Шнуровка», «Мозаика». Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.
Консультация
«Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать»
Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики дошкольников»
Май Игра «Шнуровка».
Перекатывание карандаша между пальцами.
Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
Заучивание пальчиковой игры «Спал цветок и вдруг проснулся…». Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у детей»
Папка – передвижка
«Значение игр с крупой, бусиной, пуговицами для развития мелкой моторики детей» Памятка для воспитателей «Мелкая моторика рук и развитие речи»
Таким образом, использование разнообразных методов в моей работе дали определённые результаты. Дети стали достигать лучшего уровня развития мелкой моторики.
Результат проделанной работы:
У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для рисования, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.