Светлана Цыганкова
Творческий отчет «Использование проектного метода в обучении дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий отчет
Государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, профессионально ориентированное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами должен обладать. В зтом 2023-2024 учебном году одной из годовых задач была поставлена задача по профориентации: «Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости; продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного поселка; развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы». Исходя из данной годовой задачи, появилась необходимость ее реализации.
Темочки:
Реализовать эту задачу я решила, используя наиболее эффективный в наши дни проектный метод, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, ответственность, инициативность, целеустремленность.
Целью проектной деятельности в ДОО является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития.
Задачи развития:
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
2. Развитие познавательных способностей.
3. Развитие творческого воображения.
4. Развитие творческого мышления.
5. Развитие коммуникативных навыков.
Прежде чем приступить к проекту, я изучила методические рекомендации по возрасту, где достаточно полно дана информация по сюжетно – ролевой игре, изучила интернет – ресурсы по теме, учебно – методическое пособие для педагогов ДОУ Г. Н. Кузнецова «Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении».
Следующим шагом в моей работе было проведение диагностики по профессиям родителей – сколько родителей в группе, кем работают. Получилась следующая информация: из 26 семей, в группе 26 мам и 25 пап. Среди женщин – 4 домохозяйки, 4 оператора по станкам, 4 администратора, уборщица, буфетчица, завхоз, 3 бухгалтера, медсестра, учитель, парикмахер, 3 продавца. Среди мужчин – сварщики, рабочие, 5 шоферов, инженер и другие.
Затем была проведена диагностика среди детей. Я предложила детям ответить на следующие вопросы:
1. Кем работают ваши родители? Где работает мама, папа?
2. Что делают на работе ваши родители?
3. Что делает повар, парикмахер, врач, продавец?
4. Что нужно для работы врачу, повару, медсестре?
Ответы были следующие:
- на первый вопрос 3 ребенка дали правильные ответы, что составляет 11,5%; остальные ответили: на работе;
- На второй вопрос 2 ребенка дали правильные ответы, что составляет 8%, остальные дети ответили: работают, деньги «закалачивают» и т. д. ;
- на третий вопрос были не совсем точные и правильные ответы;
- на четвертый вопрос не все дети могли правильно назвать инструменты, оборудование, предметы по профессии.
Исходя из диагностики детей было понятно, что предстоит большая работа, устраняя пробел в знаниях детей по данной проблеме.
Затем по месяцам спланировала работу по ознакомлению детей с профессиями в октябре, ноябре, декабре.
Дети познакомились с профессией повар, прачка, медсестра. Мы с детьми ходили на экскурсию в медицинский кабинет.
Для более глубокого ознакомления детей с профессией врач я взяла проект на тему : «Хочу быть врачом».
Я начала работу над созданием среды в группе, т. к. среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у ребенка любознательность, познавательные способности.
Краткосрочный проект в средней группе
«Хочу быть врачом»
Участники проекта : дети 4-5 лет, воспитатели, родители.
Тип проекта : познавательно – игровой, творческий. Краткосрочный.
Сроки реализации проекта :
с 19 декабря по 30 декабря (2 недели)
Предмет исследования: профессия врач.
Актуальность проекта
Актуальность: дети растут и приходит время сделать сложный выбор, который повлияет на всю жизнь - выбор профессии. Зачастую старшеклассники не представляют, чем хотят заниматься, где учиться. К сожалению, встречается и очень много взрослых людей, которые так и не могут определиться со своим профессиональным интересом.
Ранняя профориентация полезна: она способствует гармоничному социально-коммуникативному развитию и помогает сформировать положительное отношение к труду.
Чтобы ребенку было проще сделать этот важный выбор, начинать обсуждать различные профессии и сферы деятельности, говорить об известных профессиях, стоит в детском саду. Отмечают, что даже дошкольники младше 5 лет с интересом обсуждают будущую профессию.
Проблема: дети, в силу своего возраста, недостаточно имеют информацию о профессиях, о роли труда взрослых в обществе и в жизни каждого человека.
Цель: знакомство с профессией врача, его специальностями.
Задачи:
- расширять и обобщать представление детей о профессии «врача», «врача-педиатра», «врача- окулиста», «врача-стоматолога», «врача-ветеринара», орудиях труда, трудовых действиях;
- развивать желание заботится о своем здоровье и здоровье окружающих;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать коммуникативные навыки.
- воспитывать уважение к профессии врача; чуткость к пациентам. Предшествующая работа:
-изучение программы «Воспитания и развития», методических пособий;
-поиск, подбор и рассматривание иллюстраций по теме;
-подбор необходимого инвентаря и наглядных пособий, изготовление дидактических игр и пособий;
- экскурсия в медицинский кабинет;
- наблюдение за работой медицинской сестры в детском саду;
- беседы с детьми по теме и о ЗОЖ;
- чтение художественной литературы:
- сюжетно ролевые игры:
«Больница», «Поликлиника», «Аптека»;
- физминутки.
Методы и формы работы :
- методы моделирования ситуации;
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой);
- наглядные методы (показ способов действия);
- косвенные методы (побуждение к самостоятельной деятельности);
- практические методы (НОД, участие в ролевых играх);
- игровые методы (использование различных видов игр : подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые, ситуативные).
Ожидаемые результаты:
- получение и расширение знаний о профессиях: врач, медсестра, педиатр, окулист, стоматолог, ветеринар;
- могут назвать отдельные инструменты, используемые при лечении;
- умеют организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессии «Врач»;
- сформировать представление о ценности здоровья, потребности в здоровом образе жизни, укрепление здоровья детей;
- родители проявляют интерес к работе педагогов с детьми по данному проекту, включение в процесс сбора информации, наглядного материала.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный
Основной
Заключительный
Планируемые результаты:
Для детей:
1. Познакомить с профессией врач, его специальностями; проявлять познавательный интерес к профессии врача.
2. Формировать у детей понятие ЗОЖ.
3. Закрепить умение использовать медицинскую терминологию в игре через НОД, дидактическую игру.
4. Воспитывать уважение к людям медицинской профессии; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Для родителей:
1. Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнерских отношений.
2. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Продукты реализации проекта :
1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Знакомство с профессией врача», «Первые шаги первой помощи».
2. Тематическая выставка развивающих игр, книг, иллюстраций в группе по теме: «Профессия врач».
3. Игровая деятельность.
4. Выполнение работ по изобразительной деятельности.
5. Проведение театрализованной деятельности.
6. Создание памятки: «Режим дня и его значение», «Правильное питание».
Ход реализации проекта:
1. Этап.
Подготовительный
а. Выявление проблемы, определение цели, задач;
б. Подбор методической и художественной литературы по теме «Профессия врач»;
в. Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в проекте.
2. Этап.
Основной:
а. Экскурсия в медицинский кабинет, беседа с медицинской сестрой детского сада;
б. Чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Айболит» Я. Райнис «Кукла заболела» В. Маяковский «Кем быть?» В. Берестов «Больная кукла» А. Барто «Мы с Тамарой» П. Образцов «Лечу куклу» А. Кардашова «Наш доктор» и другие. Сказка «Галка и зубной врач», Борис Житков — Цветок, Владимир Сутеев «Про Айболита и Чапкин портрет», Корней Чуковский «Айболит и воробей», «Сказка об умном враче, Галка и зубной врач», «Сказка про доктора Неболит», Наталья Павлова «Сказка про волшебного доктора», Наталья Абрамцева «Как у зайчонка зуб болел»;
в. Презентация – «Знакомство с профессией врач»;
г. НОД для детей 4-5 лет на тему: ознакомление с окружающим - «Профессия врач»; лепка: «Инструменты - медицинские ножницы»; рисование: «Символ медицины»;
д. Просмотр мультфильмов из серии «Азбука здоровья», «Про олимпиаду и спорт»;
е. Игровая деятельность: дидактические игры – «Что нужно доктору», «Чудесный мешочек», «Кому что нужно для работы», «Если малыш поранился», «Сберегу здоровье сам», «Если хочешь быть здоров!», «Помоги Айболиту», «Угадай профессию».
Сюжетно-ролевая игра - «Поликлиника», «Больница», «Аптека», «Кукла Катя у врача», «Слон заболел»;
ё. Речевое развитие: чтение стихотворений о профессии – врач и ветеринар; отгадывание загадок по теме проекта; разучивание поговорок и пословиц о врачах;
ж. Беседы – «Первые шаги первой помощи».
Цель: показать детям, что оказание первой помощи – дело не трудное и под силу даже 4-летнему ребенку; усвоить детям, что первая помощь начинается с команды «СТОЙ!» : главное – безопасность для самого себя; запомнить с детьми алгоритм действий при возникновении ЧС, определить, что необходимо сообщить в службу спасения.
з. Рисование – «Символ медицины - чаша со змеей», лепка – «Медицинские ножницы»;
и. Подвижные игры на тему здоровье - «Кто больше соберет витаминов» (собираем малые мячи, в большие обручи, лежащие на стеллаже, «Победим микроба витаминами» (метание малых мячей «витаминов» в микроба (мягкая игрушка микроб, «Да – нетки, и вредные и полезные привычки» (Если согласны с вопросом, то руки вверх, если нет, то стоим на месте);
к. Взаимодействие с родителями:
Консультации: «Правильное питание-основа здоровья»; «Режим дня и его значение»; «Правильное питание».
3. Этап.
Заключительный:
итоговое мероприятие: «Мы здоровыми растем».
Проведение итогового, познавательно – спортивного мероприятия «Мы здоровыми растем».
Подведение итогов, анализ деятельности.
Вывод
Совместная работа педагогов и родителей с детьми по формированию представлений о профессии врача у детей позволила добиться положительной динамики. Дети получили знания о профессии врача. У них сформировалось бережное отношение к труду медицинских работников. Дети знают, что представляет профессия врача и чем он занимается, что ему нужно для работы. Дети различают и называют профессии врача, рассказывают о содержании их работы. Дети активно проявляют познавательный интерес к представителям профессии врач, что способствует развитию формирования нравственных качеств детей. Дети осознают потребность в здоровом образе жизни, укреплении здоровья. Благодаря проекту обогатился и расширился словарный запаса, развилась диалогическая речь.
Заметно усовершенствовались и расширились игровые умения детей; проект позволил воспитать доброту, отзывчивость.
Беспокоит то, что не все дети приняли участие в проекте, т. к. многие дети болели, поэтому работа будет продолжаться по этой теме, а я планирую готовить новый проект по профессии продавец.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе.
Тема: «Знакомство с профессией врача»
Цель : Познакомить детей с профессией врача в игровой форме.
Задачи :
1. Расширить кругозор и представление детей о профессии врача.
2. Развить фантазию и творческие способности.
3. Дать детям возможность примерить на себя роль врача и пациента.
4. В игровой форме помочь детям побороть страхи перед врачами.
5. Развитие диалоговой речи, активизация словарного запаса.
Материалы и оборудование :
1. Набор игрушечных медицинских инструментов.
2. Халаты и головные уборы.
3. Картинки (доктора, медсестры, стоматолога, окулиста и др.)
4. Готовые листы с разными профессиями и принадлежностями к профессиям.
Воспитатель : ребята! Попробуйте угадать, кто сегодня будет главным героем нашей игры?
Кто на свете всех полезней,
лечит от любых болезней?
Кто всегда в халате белом
занят самым нужным делом?
Кто, лишь только вы войдёте,
говорит : «Откройте ротик
и скажите громко- а-а-а!
Не болит ли голова?»
Кто заботливый и добрый?
Ну конечно, это -.
Дети : доктор!
Воспитатель : правильно, ребята, молодцы! Сегодня нашем гостем будет добрый доктор. (Приносим картинку доктора.)
Воспитатель : профессия врача очень важная, интересная и очень нужна всем на свете. Врачи нас лечат, когда мы болеем. Врач как волшебник, поможет вылечить любой недуг, ведь он знает все лекарства и у него много интересных и волшебных инструментов, помогающих ему в его профессии. Кроме того врач обязательно должен быть добрым, должен любить и жалеть своих маленьких и взрослых пациентов.
Воспитатель : дети, а как вы думаете где работает врач?
Дети : в больнице, в поликлинике.
А вы, ребята, знаете, зачем нужны врачи? (лечат, помогают не болеть, выписывают лекарства, осматривают)
Вы когда-нибудь ходили к врачу? (да)
Воспитатель : ребята, а вы знаете, что такое прививки? Зачем они нужны? (детям помогают не заболеть) Кому из вас делали прививку? Молодцы! Бояться прививок не нужно. Они наши помощники и защитники от вирусов. Ведь мы с вами не хотим болеть? ( Дети : нет). Болеть, лежать в кроватке одному дома так скучно и не приятно! Гораздо лучше веселиться, играть и гулять вместе с друзьями, верно ( Дети : да)
Воспитатель : А сейчас, ребята, мы все вместе будем отгадывать загадки :
Добрый врач из сказки
Лечит всех зверей.
Он под деревом сидит,
Добрый доктор…
Дети : Айболит!
Бой микробам и бациллам :
Моем ручки чисто с…
Дети : мылом!
Педиатра ты не бойся,
Не кричи, не беспокойся,
Понапрасну ты не плачь,
Это добрый детский …
Дети : врач!
Смерит он температуру
И поможет нам понять,
Можно ли идти гулять.
Дети : градусник!
Сможешь ты разгрызть и трубы
Если будешь чистить…
Дети : зубы!
Если горлышко болит
Или может быть бронхит,
Очень вкусное лекарство
Врач пропить нам разрешит!
Его любят даже мишки,
Все девчонки и мальчишки!
Дети : малина и мёд!
Воспитатель : ребята давайте вы поможете мне ответить на вопросы :
- что делает доктор на своей работе?
Дети : лечит, выписывает лекарство, смотрит глаза, взвешивает, делает уколы, проверяет уши.
Воспитатель : какие бывают врачи?
Дети : врачи бывают разные : зубные (стоматолог, глазные (окулист, хирург, врач скорой помощи. Дети вспоминают, с какими врачами им приходилось встречаться, воспитатель помогает правильно назвать данную профессию.
Воспитатель : кто еще работает в больнице?
Дети : медсестра.
Воспитатель : назови инструменты, которыми пользуется врач.
Дети называют знакомые предметы. Воспитатель обращает внимание на то, что некоторые предметы могут быть опасными в обращении. Детям не стоит их брать без взрослых. Специалисты умеют с ними обращаться, так как учились ими пользоваться. С детьми проводится беседа о правильном приеме лекарств, о том, что только доктор может назначить правильное лекарство.
Воспитатель : каким должен быть врач?
Дети : добрым, внимательным, умным, смелым, много знать, ничего не забывать.
Воспитатель показывает набор медицинских инструментов :
Воспитатель : а что делает врач с этими предметами, мы сейчас узнаем в игре. Я буду показывать вам инструмент, а вы будете говорить, что с этим предметом делают.
- «шприц» (делают укол)
- «бинт» (перевязывают раны)
- «градусник» (измеряют температуру)
- «вата» (смазывают царапины)
- «ложечка, шпатель» (смотрят горло)
- «фонендоскоп» (слушают биение сердца, слушают легкие при сильном кашле).
Физкультминутка.
Чтоб головка не болела
Ей вращаем вправо, влево.
А теперь руками крутим,
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол!
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминки.
Воспитатель : ребята, скажите, вы узнали сегодня что-то новое о профессии «Врач»?
Какие врачи бывают? (педиатр -детский врач, глазной-окулист, зубной-стоматолог, в сказках - Добрый Доктор Айболит, ветеринар - доктор животных).
Как нужно вести себя на приёме у врача? (не бояться, плакать нет повода, отвечать на вопросы врача, дать возможность врачу осмотреть вас).
Что нужно делать, чтобы не заболеть? (Делать прививки, мыть руки перед едой, хорошо кушать, много гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, делать зарядку, кушать фрукты - в них витамины).
А если, всё-таки, заболели? Что нужно делать и к кому обратиться? (обратиться к врачу, принимать назначенные лекарства, пить горячий чай с малиной и молоко с мёдом).
Что бы зубки не болели, что нужно делать? (чистить зубы утром и вечером) .
Молодцы, ребята! Не забывайте эти правила и вы всегда будете здоровы!