Светлана Шутова
Творческий отчет «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ГКУЗ КО КДРС «Теплый дом»
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
На тему: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста»
Выполнили воспитатели:
Бадулина Елена Валентиновна
Щербакова Ольга Николаевна
Кемерово 2020
Тема, над которой я работаю «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста с поражением ЦНС».
Публикация «Творческий отчет „Развитие мелкой моторики детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
Сенсорное воспитание формирует полноценное восприятие окружающей действительност. Период раннего и младшего дошкольного возраста является сензитивным для развития процесса восприятия. Природная способность слышать, видеть, обонять, ощущать нуждается в раскрытии, а работа органов чувств – в совершенствовании. Поэтому так велико значение сенсорного воспитания в этом возрасте. Ученые считают, что оно имеет не только самостоятельное значение, но и является фундаментом для всего умственного развития.
Для сенсорного развития ребенка второй год очень важны новые впечатления. Они получают их в природе, быту. «Играя с различными дидактическими игрушками, малыши учатся сравнивать, различать качества предметов, их форму, величину, цвет». («Оздоровительная и воспитательная работы в доме ребенка» Э. Л. Фрухт и др.)
Над темой «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста» я работают 4 года. К нам в группу поступают дети в основном их неблагоприятных семей, больниц, с отставанием как нервно-психического, так и психического, так и физического развития. Я стараюсь наладить контакт с ребенком. Окружаю его заботой и вниманием, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким.
Во время своей работы над этой темы я использовала методическую литературу: Пилюгиной Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию», Усовой А. П., Запорожец А. В. «Педагогика и психология сенсорного воспитания дошкольника», «Теория и практика сенсорного воспитания и детском саду» и др.
В своей работе я использую всевозможные наборы дидактических игрушек, с которыми можно было развернуть поисковые ситуации, побуждая, малышей к мыслительной деятельности, вызывая у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия с кольцами, цветными колпачками, материалами, пирамидками и т. д.
Этого нельзя достичь, если ребенок не будет в состоянии соотнести выявленные свойства данного предмета со свойствами и качествами других окружающих вещей. Следовательно, ему нужны так называемые сенсорные эталоны – исторически общепринятые образцы свойств, с которыми можно сравнить воспринятое чувствами.
Сенсорными эталонами для детей раннего возраста считаются :
– основные цвета спектра и их оттенки – для цвета;
– геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал) – для форм;
– три размера (большой, средний, маленький) – для величины;
– ноты музыки и звуки родного языка – для слухового восприятия;
– четыре основных вкуса (кислый, горький, сладкий, соленый) – для вкусового восприятия;
– пять запахов (свежий, горький, сладкий, тяяяжелыый, легкий) – для обонятельного восприятия;
– два определения (теплый, холодный) – для температуры.
Усвоение сенсорных эталонов начинается в раннем детстве, но поскольку процесс этот долгий и сложный, то не ограничивается его рамками.
Основные задачи сенсорного воспитания можно определить как:
– формирование правильных сенсорных эталонов;
– формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);
– приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы.
Именно в раннем возрасте изучение сенсорных свойств предметов является приоритетной задачей для ребенка. Поэтому для обеспечения достаточного разнообразия впечатлений нужно проводить специальные занятия по сенсорному воспитанию детей. В этот период у них происходит приобретение представлений о вкусе различных продуктов, о цвете, величине и форме окружающих предметов, о других их характеристиках – мягкости-твердости, фактуре, температуре, материале. Задача сенсорного воспитания, таким образом, – обеспечить ребёнку максимальное разнообразие впечатлений о свойствах предметов, дать представление о цветах спектра, о геометрических формах. Путем различных форм обследования – зрительного, слухового, двигательного, осязательного – дети приходят к началу познавательной деятельности: учатся различать цвета, сравнивать размер и форму предметов. Параллельно развивается речь – ребенок узнает значение слов, понимает их отношение к различным действиям или предметам.
Занятие первое
Нанизывание колец одинакового размера
Цель:
• Учить выполнять действие нанизывания колец;
• Закрепить умение брать кольцо кончиками пальцев, обхватывая его сверху;
• Учить брать кольцо большими и указательным пальцами, обхватывая сбоку.
Методы и приемы:
• Кладу перед каждым ребенком по 5-6 колец;
• Побуждаю детей взять в руки кольцо;
• Даю возможность ознакомиться с физическими свойствами предмета;
• Показываю, что кольцо можно покатить, на деть на стержень и т. п. ;
• Учу брать кольцо, обхватив его большим и указательным пальцами;
• Ставлю на середину стола пустой стержень, говорю: «Сделаем пирамидку». С этими словами опускаю кольцо на стержень и придвигаю к ребенку, сидящему слева или справа от меня, предлагаю повторить то же, что сделала я. «Ира надевает колечко! Молодец! Теперь Маша сделает, как Ира – наденет колечко на палочку», - поясняю действие каждого ребенка;
• Стержень передвигаю дальше по кругу;
• Когда прирамидка собрана вместе, я обращаю внимание детей на то, что собрали, и закрываю сверху крышечко-наконечником;
• Ставлю пирамидку на середину стола, чтобы дети видели свой результат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателя дет. сада / [Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др. ]; Под ред. С. Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
2. Камышанова К. И. «Ребенок от рождения до двух лет». Полярное развитие для родителей. Ярославль. Академия Холдинг 2000г
3. Павлова Л. Н. «Знакомим малыша с окружающим миром». Москва. Просвещение, 1987г.
4. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Диагностика развития детей раннего возраста». Москва. Просвещение, 1986г.
5. Тимогина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию» Пособие для воспитателя детского сада. – М: Просвещение, 1985г.