Светлана Анатольевна Жабина
Творческие театрализованные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Творческие театрализованные игры
Психологами доказано, что игровая деятельность является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов. С помощью такого вида деятельности дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме. Все игры можно разделить на три группы:
Публикация «Творческие театрализованные игры» размещена в разделах
- творческие (театрализованные, сюжетно-ролевые, конструкторские);
- игры с правилами (подвижные, дидактические);
- народные.
Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду являются творческие театрализованные игры. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализуют свой потенциал, развивают способности.
Такая деятельность способствует:
- усвоению и закреплению детьми учебного материала;
- развитию речи и мелкой моторики;
- формированию коммуникативных навыков;
- развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей;
- формированию умения взаимодействовать с окружающими;
- становлению чувствительно-эмоциональной сферы;
- появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;
- воспитанию эстетического вкуса;
- развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность.
В педагогической литературе выделяют следующие виды театрализованной деятельности :
- настольный театр;
- стендовый;
- верховой;
- наручный;
- напольный;
-театр живой куклы.
Не малую роль играет наличие игрового материала, игрушки. Основное требование к игрушкам определила Н. К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят». Игрушки должны быть безопасными для детей, эстетичными, многофункциональными, соответствовать возрастным особенностям.
В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:
1. сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных и т. д.,
2. технические (машины, механизмы, транспортные средства,
3. игровые строительные материалы (конструкторы,
4. дидактические игрушки (матрёшки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др.,
5. игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, серсо, кегли и др.,
6. театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения,
7. звучащие и музыкальные игрушки (бубны, ксилофоны и др.,
8. игрушки - самоделки (делаются самими детьми или родителями, воспитателем,
9. игрушки-забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков).
Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм.
В дополнение к готовым фабричным игрушкам в детских учреждениях используют игрушки-самоделки, макеты. В изготовлении таких игрушек принимают участие дети, родители и педагоги.
Дошкольникам очень нравится изготавливать самостоятельно из необычных материалов кукол-персонажей для театрализованных игр.
Театр из бумаги — это самый простой и быстрый способ самодельного изготовления персонажей.
Игрушки из конусов
Игрушки из цилиндров
Театр из природного материала - шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.
Поделки из одноразовой посуды, пластиковых бутылок.
Также можно использовать деревянные палочки от мороженого, обклеив их фетром, фольгой, цветной самоклеящейся пленкой.
Воспитанники также принимают активное участие в создании персонажей для пальчикового и перчаточного театра. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.
«Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.).
Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.
Театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки.
Маски для предстоящего спектакля дошкольники изготавливают самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию.
Таким образом, с использованием игрушек-самоделок можно организовать разные виды театров в детском саду.
В средней группе дети совместно с педагогами изготовили игрушки для настольного театра по сказке Д. Родари «Чиполлино». Для изготовления использовались разные материалы, за основу были взяты овощи из набора для игры в магазин.
В дальнейшем дошкольники импровизировали с героями сказки, используя самые разные темы и сюжеты. Также мы использовали кукол при оформлении «Огорода на подоконнике»