Марина Николаевна Пятаева
Творческие игры и их роль в воспитании детей
▼ Скачать
Детство! Какая это замечательная пора в жизни ребёнка! Каждый день он открывает для себя что – то новое, чему – то удивляется над чем - то задумывается. И всё это он откладывает в свою «копилку» жизненного опыта. Очень многому ребёнок должен научиться, прежде чем он вступит на дорогу школьных знаний. И большим помощником в этой его работе будет игра.
Среди игр отдельное место занимают (творческие) сюжетно – ролевые игры.
Основной особенностью этих игр является отражение детьми окружающей жизни, действий и деятельности людей.
Публикация «Творческие игры и их роль в воспитании детей» размещена в разделах
Большое значение эти игры имеют в нравственном воспитании ребёнка, в формировании его как личности.
Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Что же нужно для того, чтобы ролевая игра возникла? Ведь одного умения действовать с предметами, которому научили взрослые ребёнка, недостаточно. Прежде всего, необходимо воспитать у детей самостоятельность. Ведь творческая ролевая игра ребёнка является, прежде всего, его самостоятельной деятельностью.
Именно в ролевой игре дети сами выбирают партнёров по игре, сами устанавливают правила и следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Они являются творцами игры, её создателями.
Увы, некоторые чрезмерно заботливые родители, предупреждая малейшие желания ребёнка, опекая его во всём, задерживают его развитие самостоятельности. Наблюдения показывают, что такие дети не умеют играть или играют плохо.
Развивая самостоятельность у детей, родители должны интересоваться играми детей, расширять их сюжеты. Сюжеты детских игр разнообразны. Они зависят от эпохи, в которую живут дети, быта, семьи. Жизнь семьи, отношения старших и младших в ней, отношение к своим обязанностям является для детей примером, который находит отражение в игре.
Знакомство с окружающей действительностью, расширение кругозора ребёнка способствует развитию сюжетов ролевых игр.
Но важно не только во что играют дети, но и как. Поэтому родители должны насыщать игру таким содержанием, которое способствовало бы воспитанию человеческой морали.
Необходимо, чтобы ребёнок отображал в игре то, что мы хотим увидеть впоследствии и в его собственном поведении. Внимание к товарищам, доброжелательное отношение к людям, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду – всё это должно быть воспитано у ребёнка в правильно организованной игре.
Неправильно было бы думать, что развитие игры в дошкольном возрасте происходит стихийно, что ребёнок без помощи взрослых может понять общественные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности. Специальные исследования и педагогический опыт показывают, что новое содержание должно быть внесено в игру взрослыми. Конечно, вмешательство взрослого в детскую игру требует большого такта. Вмешиваться в детскую игру следует в тех случаях, когда она представляется нежелательной, вредной в воспитательном отношении, или когда ребёнок много раз повторяет одни и те же действия и игра начинает ему надоедать. Руководить детской игрой лучше всего играя вместе с ребёнком. Дети очень любят и ценят совместные игры с родителями. Почти во всякой игре взрослый может найти себе такую роль, которая даст возможность незаметно руководить игрой, обогащать её содержание.