Елена Герасимова
Консультация «Творческая работа»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая работа
Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста путём приобщения их к русской народной культуре.
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не развал экономики, не смена политической системы, а разрушение личности.
Сегодня материальные ценности превозносят над духовными. У детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Публикация «Консультация „Творческая работа“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики уделялось большое внимание. Великий педагог Ян Амос Коменский считал, что «забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства… опасно не напитать нежного ума дитяти любовью к Богу». Центральной идеей педагогической системы Константина Дмитриевича Ушинского является идея народности в общественном воспитании. «Народ без народности – тело без души», утверждает К. Д. Ушинский
Замечательным педагогом, тонким психологом был Лев Николаевич Толстой. Главным условием первоначального нравственного воспитания Л. Н. Толстой считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход к детям, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близких, тесное общение родителей с детьми.
Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.
Таким образом, основы нравственного воспитания были заложены еще в Древней Руси.
Духовно-нравственное воспитание является важнейшим направлением воспитания, оказывающим определяющее влияние на все другие направления. Что будет заложено в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью. Важная роль в духовно-нравственном воспитании отводится детскому саду. Стало очевидным, что в обществе необходимо возрождение культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка до школы.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию личности ребенка.
Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину-вот главная задача на сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Важное место в воспитании основ нравственности играет семья. Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Именно с воспитания любви к родителям, уважения к семейным традициям начинается любовь к людям, родине, отчизне, об этом говорится во всех системах воспитания детей, начиная с древности и по наши дни.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой признана организация проектной деятельности. Использование проектного метода в системе духовно – нравственного воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта: детей, педагога, родителей. Именно акцент во взаимодействии с семьей ставился через проектную деятельность.
Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка — это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.
Создавая атмосферу национального быта в группе, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности, приобщим к истокам народной культуры.
Проект «Русская изба» создавался с целью ознакомления детей с бытом русской избы и традициями русского народа; формирования представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта; закрепления знаний детей о русском устном и музыкальном фольклоре; воспитания духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
В процессе реализации проекта в детском саду мы постарались воссоздать в небольшом помещении основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, люлька, кровать и др.). На полках расставили крынки, самовар, различную глиняную и деревянную посуду. Рядом разместили прялку и деревянную шкатулку с предметами для вышивания. Около печки нашли своё место ухват, кочерга, несколько берёзовых поленьев. Очень запомнился детям рассказ о печке. Она занимала центральное место в избе, кормила всю семь, грела дом. На ней любили погреться старые члены семьи. Если кто заболеет, залезали на печку, она ещё и лечила. На печке дедушка или бабушка рассказывали малым деткам сказки или напевали песенки. Так прослеживалась связь поколений.
Много времени у печки проводила хозяйка. Ей надо было накормить всю большую семью: дедушку, бабушку, мужа, себя и много детей. Раньше семьи были многочисленные.
Что бы справиться с таким объёмом работы у хозяйки были помощники: коромысло, вёдра, ухват, кочерга, чугуны. Дети внимательно рассматривали все это предметы, пробовали поработать с ними.
Дел у хозяйки немало, надо за прялку сесть, да пряжи напрясть, малым и большими членам семьи тёплых вещей навязать. Дети знакомятся, откуда берётся шерсть, трогают её руками, перечисляют какие тёплые вещи они знают, рассматривают прялку. Проведё нные мероприятия на такие темы как: «Хозяюшкины помощники», «Печка –матушка», «Позолоченная прялица», «Откуда берётся шерсть?» в полной мере познакомили детей с посудой и домашней утварью.
Посещая мини-музей «Русская изба» знакомились с убранством «избы», узнали, что такое «Красный угол», знакомились с предметами обихода и их использованием, читали сказки. При знакомстве детей с устным народным творчеством, сказки подбирались яркие и красочные, что позволило детям рассматривать их и рассказывать по картинкам. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах. Это позволило детям знакомиться с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Были прочитаны следующие произведения: «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Крошечка - хаврошечка», «Зимовье зверей» и др.
В процессе проекта мы с ребятами посетили музей «Русские ремёсла», который находится в доме культуры посёлка. Здесь нам провели увлекательную экскурсию.
Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, большое значение уделяли русским народным играм: «У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Дарики, дарики летели комарики», «У Маланьи у старушки», «По ровненькой дорожке», «Кукушка».
Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому мы ввели детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов и песен. Дети познакомились с музыкальными инструментами: балалайка, ложки, трещотки. Дети их не только рассматривали, но и брали в руки, пробуя их звучание.
Мы с ребятами сделали макет «Русская изба», много беседовали, играли в Д/и «В русской горнице», «Что было раньше, что стало теперь». Проводились игры-драматизации «Теремок», «Заюшкина избушка». Занимались лепкой из глины - игрушка «Конёк», из пластилина дети «строили» избы. У нас получилась коллективная работа «Русская деревня». Мы рисовали избу, изготавливали её из бумаги. Расписывали матрёшек. Познакомились с традициями русского народа.
Проект проводился в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Были предложены рекомендации, подготовлены брошюры и буклеты по темам: «Народные праздники и обычаи России», «Из истории народного костюма, организованы фотовыставка «Моя деревня».
Заканчивался наш проект русской традицией- «Осенние посиделки», на которые мы пригласили родителей. В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы, убирали урожай, а хлеб в закрома высыпали – коротали осенние дни да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым занятием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает, кто вяжет, кто валенки подшивает. То песню затянут, то шуткой перебросятся. Весело было…
Проект способствовал развитию у детей кругозора, воспитанию уважения и любви к русской истории и культуре, сформировали знания об устройстве русской избы и быте крестьян, об истории русского костюма. Проект позволил детям впитать в себя народную мудрость, воспитать такие качества как доброту и любовь к близким, к своей малой Родине, традициям народа, гордость за его достижения.