Филиппова О.А.
Нетрадиционные техники изодеятельности. Пластилинография
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные техники изодеятельности. Пластилинография
Слайд 1-2 Дошкольный возраст является наиболее значимым для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Опыт работы с детьми показывает, что изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. В поисках новых методов и способов в развитии художественных способностей дошкольников внимание было обращено на нетрадиционные техники рисования. Они являются важным и существенным дополнением.
Публикация «Нетрадиционные техники изодеятельности, Пластилинография» размещена в разделах
Слайд 3 Актуальность педагогического опыта по развитию художественных способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования видится в новых подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, смелость и неповторимость. Он уже не боится сделать что-то не так, неправильно. Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным и ярким. Ребенок остается доволен результатом, а, следовательно, вовлекается в собственное творчество.
Настоящим открытием для меня и ребят стала пластилиновая живопись (пластилинография). Новизна данной проблемы подтверждается отсутствием каких-либо научных исследований по технологии пластилинографии, а также особенностей влияния пластилинографии на развитие творческих процессов у детей. В процессе занятий с пластилином ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой
Слайд 4 Планомерная работа по формированию ручной умелости способствует: - Развитию речи, воображения, фантазии, смекалки; получения углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов; закреплению положительных эмоций; возникновению желания трудиться и овладевать способностями мастерства; подготовке ребенка к последующему обучению в школе.
У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощёнными, активными, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картину рельефной и за счет этого более выразительной и живой. А еще это хороший способ дать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.
Слайд 5
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности. Это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов по горизонтальной поверхности
Рисуя пластилином, ребенок смело творит, не боясь ошибиться. Философия пластилиновой живописи — не менять ребенка, а дать ему возможность быть самим собой, что поможет ему в дальнейшем стать творческой личностью.
Новизна опыта заключается в создании системы работы по использованию пластилиновой живописи в сочетании с другими нетрадиционными техниками рисования, именно в условиях детского сада. Эта система включает в себя методику использования, способы получения новых оттенков и этапы работы в соответствии с возрастными особенностями детей. На каждом этапе ставятся определённые задачи.
Слай 6 - Подготовительный – так как у детей 2-3 лет движения рук недостаточгно скоординированные, то сначала освоили и закрепили правильную постановку пальцев; прием ощипывания маленького кусочка пластилина от целого куска, учились скатывать шарик между двумя пальцами, надавливать, вдавливать, размазывать подушечкой пальцев, работать на неограниченном пространстве.
Слайд 7,8,9 На втором этапе -основном начала обучение с раскрашивания простых картинок Учила не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам; создавать изображения из большого количества деталей, использовать разные детали для создания образа, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя. Познакомила детей с видами пластилинографии (обратная (витражная, прямая, мозаичная, контурная). В процессе обучения ставила перед детьми не очень сложные задачи, чтобы не испугать. Подкрепляла их уверенность в собственных силах и поощряла даже за небольшие успехи в освоении новой техники.
Слайд 10 Итоговый - Учила самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы, самостоятельно выполнять задания, активно перерабатывая их, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Для успешного освоения навыков пластилинографии использовала следующие приемы: Воспроизведение движений в воздухе, совместные (или «пассивные») действия, работа детей на общем фоне. Для этого организуется коллективная деятельность: дети на больших листах бумаги (фон) выполняют работу с общим сюжетом. Сначала на своих рабочих местах делают «заготовки», а потом подходят к фону. Стихи, загадки подбираются к теме и помогают изображению характерных особенностей объекта. Игровая мотивация - ее создание – важный стимул развития познавательного процесса. Так, в конце занятия предлагала им обыграть свою поделку, задавала наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом. Так как работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия проводила физкультурные минутки и гимнастику для пальчиков. Дети с удовольствием занимаются, но ещё больше удовольствие получают от выполненной своими руками поделки. В конце деятельности следует педагогическая оценка – оценивается и результат учебной задачи и ход ее выполнения.
Слайд 11-18 работы
Слайд 19 Немаловажную роль в обучении детей пластилинографии играет работа с родителями. Для достижения результативности по данному направлению и опираясь на принципы сотрудничества я использовала следующие формы: индивидуальные собеседования, консультации «Волшебный пластилин», «Интересна ли пластилинография», «Речь на кончиках пальцев», «Пластилин как помощник в развитии речи детей», провела род. собрание, на котором познакомила с техникой пластилинографиия, провела мастер класс «Обратная пластилинография», выставки работ.
Слайд 20 Создание предметно-пространственной среды, уголка творчества в групповой комнате способствует развитию у дошкольников самостоятельности. Детям предложен разнообразный материал для занятий пластилинографией : пластилин, дощечки, стеки, бросовый материал, заготовки, формочки для занятия лепкой.
Слайд 21 За период работы по теме мною была разработана Программа кружка для детей 4-5 лет «Занимательная пластилинография», рассчитанная на один год. Провела мастер-класс для коллег «Волшебство из пластилина : сказки в технике обратная пластилинография». На образовательном сайте МАААМ. ru поместила методическую разработку» «Работы в технике обратная пластилинография». Выступила на районной педагогической конференции «Управление образовательными ресурсами» с темой «Развитие художественной одаренности дошкольников через использование нетрадиционных техник (пластилинография»). Приняла участие в заочных конкурсах: мастер-класс «Волшебство из пластилина : пластилинографи» занял 2 место на образовательном интернет-проекте «Pedstrana» в номинации «Лучший мастер-класс». На всероссийском творческом конкурсе «Рассударики»в номинации «Мой мастер-класс» мастер-класс «Лотосы» занял 3 место; в этом же конкурсе работа «Времена года» стала лауреатом.
Слайд 22-24 Главным результатом своей деятельности считаю творческие работы детей. Неповторимые, яркие, они выполнены в различных техниках. Подтверждением творческих успехов детей является их участие в конкурсах различного уровня.