Юлия Лукоянова
Мастер-класс для родителей «Влияние родительских установок на развитие ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: знакомство с понятием «принятие ребёнка», особенностями принимающего и не принимающего поведения родителя; определение «языка принятия» и «языка неприятия».
1. Упражнение с мячом
Инструкция: участники по очереди бросают мяч и при этом говорят комплимент тому, кому мяч предназначен.
2. Дискуссия «Что меня радует и что огорчает в моём ребёнке»
Публикация «Мастер-класс для родителей „Влияние родительских установок на развитие ребёнка“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Инструкция: родители заполняют таблицу «что меня радует и что огорчает в моём ребёнке» (форма таблицы произвольная). Затем в ходе обсуждения анализируют, в какой графе получилось больше записей и почему.
Ведущему необходимо обратить внимание участников на связанность некоторых характеристик ребёнка из левой и правой частей таблицы, подводя родителей к выводу, что продолжением недостатков ребёнка часто являются его достоинства.
3. Информационная часть. Памятка «факторы, от которых зависит принятие и неприятие ребёнка»
Обсуждение с участниками группы, что значит «язык принятия» и «язык неприятия», что означают:
Оценка поступка («мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);
Временный язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») и постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»);
Невербальные проявления «языка принятия и неприятия» (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).
4. Упражнение «Язык принятия» и «Язык неприятия»
Инструкция: каждый участник группы предлагает какую – либо фразу от лица ребёнка, а члены группы и психолог записывают ответную фразу сначала на «языке неприятия», а затем на «языке принятия». После того, как фразы записаны, один из родителей исполняет роль ребёнка и произносит свою фразу. Остальные отвечают ему сначала на «языке неприятия», а потом на «языке принятия». Например, фраза: «мама, купи…». Ответы: «как ты мне надоел со своими просьбами», «Мне очень хочется купить эту вещь, но у меня нет денег».
Родитель, находящийся в роли ребёнка, фиксирует ответы, которые вызывают наиболее сильные чувства. Для усиления «впечатления детства» и влияния со стороны других, все родители стоят, а родитель – «ребёнок» сидит. После того как он побывал в роли ребёнка, ведущий предлагает ему поделиться своими впечатлениями.
Слово ведущего: «Обратите внимание на то, что между согласием и принятием есть различия. Легко демонстрировать принятие, во всём соглашаясь с ребёнком; гораздо труднее, не соглашаясь, всё-таки вселить в него уверенность в том, что вы принимаете его личность, считаетесь с ним, хотя и обладаете другой точкой зрения. Как легко формулируются фразы на «языке неприятия»» («соскакивают с языка», и сколько усилий, творческих поисков требуется, чтобы сформулировать фразу на «языке принятия», особенно если эта фраза выражает не простое согласие и одобрение, а несёт в себе элементы несогласия и воспитательного смысла».
5. Информация для родителей «Негативные родительские установки»
Родителям стоит внимательно и осторожно относиться к своему словесному обращению к ребёнку, оценкам его поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно сказаться на поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны; чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает, и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведение и чувства.
Оружием против негативной установки может быть только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих.
6. Упражнение «Контрустановки»
Инструкция: участникам предлагается обсудить часто встречающиеся негативные родительские установки, записанные в таблице, обратить внимание на последствия, которые они могут иметь для личности ребёнка, и поучиться выдвигать контрустановки.
Негативная установка Возможные последствия от негативной установки Позитивная установка
Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить Замкнутость, отчуждённость, безынициативность, подчинённость, угодливость, приверженность стереотипному поведению. Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!
Горе ты моё! Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. Счастье моё, радость моя!
Плакса - вакса, нытик! Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. Поплачь, будет легче.
Не твоего ума дело! Низкая самооценка, задержка в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. А ты как думаешь?
Одевайся теплее, заболеешь! Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания. Будь здоров, закаляйся!
Ты совсем, как твой папа (твоя мама) Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя. Папа у нас замечательный человек! Мама у нас умница1
Ничего не умеешь делать, неумейка! Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, безынициативность, низкая мотивация к достижению. Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!
Вывод ведущего: «Помните, что сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий»
7. Обратная связь
Инструкция: необходимо продолжить фразы «Сегодня я поняла…», «Для меня было полезным…»
8. Прощание
Слово ведущего: «Желаю вам понимания в вашем доме. Всего вам доброго. До новых встреч.»