Виктория Кудашева
Проектно-исследовательская деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Мастер-класс «Работа над проектом»
Подготовила: воспитатель Кудашева В. В.
Образование – это приобретение жизненного опыта. Именно проектно-исследовательская деятельность педагога с детьми связывает воедино процесс образования и воспитания с реальной жизнью, увлекает их и вовлекает в эту деятельность. Проектно-исследовательская деятельность не только объединяет всех участников педагогического процесса (педагогов, детей, родителей, но и приучает к работе в коллективе, сотрудничеству, планированию своей работы.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность в детском саду» размещена в разделах
Слайд 2. Термин «проект» происходит от латинского слова «projectus» – «брошенный вперёд».
В современной педагогике понятие «проект» - это самостоятельная и коллективная творческая работа, имеющая социально значимый результат. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой необходимо осуществить исследовательский поиск в различных направлениях, а результаты обобщить и объединить в одно целое.
Основной принцип проектной деятельности : «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я смогу эти знания применить».
Особенностью проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях является то, что дети, в силу своего возраста, ещё не могут самостоятельно найти противоречия в окружающем и сформулировать проблему, определить цель, т. е. замысел. Поэтому в процессе воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения реализация проекта носит характер сотрудничества, в котором участвуют педагоги и дети, а также привлекаются к участию их родители.
Слайд 3. В развитии проектно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста можно выделить два этапа:
развивающий;
творческий.
Первый этап проектно-исследовательской деятельности характерен для детей 5-6 лет. У детей этого возраста уже есть опыт разнообразной совместной деятельности, они могут согласовывать свои действия друг с другом и оказывать посильную помощь сверстникам, т. е. уже меньше обращаются за помощью к взрослому. Так же у детей уже достаточно развит самоконтроль и самооценка, они достаточно объективно оценивают свои и чужие поступки, понимают проблему и способны выбрать необходимые средства для достижения результата и не только с готовностью участвуют в проектно-исследовательской деятельности, но и самостоятельно находят проблемы.
Второй этап характерен для детей 6-7 лет. На данном этапе педагог должен развивать и поддерживать творческую активность детей, создавая условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Планируя проектно-исследовательскую деятельность, педагог опирается на основную образовательную программу дошкольного образовательного учреждения.
Слайд 4. Проектно-исследовательская деятельность по времени проведения может быть долгосрочной (1-2 года, может длиться от одного до нескольких месяцев, 1 неделю или даже 1 день. Но в основном проектно-исследовательская деятельность в программах дошкольного образования рассчитана на среднюю продолжительность, то есть несколько дней или недель.
Проектно-исследовательская деятельность может реализовываться не только в одной группе детского сада, а объединить несколько групп одного возраста или охватить весь детский сад в комплексе. Так же она может быть ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:
педагог и дети;
совместная деятельность детей;
дети и родители.
Результаты проектно-исследовательской деятельности можно отразить в рисунках и поделках, альбомах с творческими заданиями, докладах и т. п.
Слайд 5. Работа над проектно-исследовательской деятельностью проходит в несколько этапов:
Выбор темы и сбор информации.
Реализация проекта.
Презентация.
Рефлексия.
- Уважаемые коллеги, как Вы думаете, что включает в себя каждый из этапов?
На первом этапе перед педагогом стоит задача совместного с детьми выбора темы для более глубокого её изучения и составление плана познавательно-исследовательской деятельности. Для введения в тему используется модель «Трёх вопросов» : «Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?» На этом же этапе происходит сбор необходимой информации для реализации проектно-исследовательской деятельности.
На втором этапе происходит реализация проекта. Главная задача педагога на данном этапе – создать в группе необходимые условия для осуществления детских замыслов.
На третьем этапе перед педагогом стоит задача создать условия для возможности обобщения детьми полученного опыта. В основу презентации должен быть положен материальный продукт, имеющий ценность для детей, т. е. раскрыт творческий потенциал дошкольников и применение ими сведений, полученных в ходе реализации проекта. Это позволит детям поделиться полученным опытом, испытать чувство гордости за достижения свои и сверстников, осмыслить результаты своей деятельности. А также в процессе своего выступления дети приобретают навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (мимикой, жестами и т. д.).
На четвёртом этапе, по мере нарастания детской активности, взаимодействие педагога с детьми в проектно-исследовательской деятельности может изменяться от обучающе-организующей к направляюще-корректирующей.
Слайд 6. Этапы реализации проекта :
Подготовительный
Основной
Заключительный.
Слайд 7. Структура проекта :
Тема
Актуальность
Цель
Задачи
Сроки реализации
Участники
Этапы проекта (подготовительный, основной, заключительный).
Слайд 8-9. Последовательность работы педагога над проектом :
постановка педагогом цели исследования;
вовлечение дошкольников в решение проблемы;
разработка плана движения к цели для поддержания интереса у детей и родителей;
обсуждение плана работы с родителями;
обращение за рекомендациями к специалистам дошкольного образовательного учреждения (в случае необходимости);
совместное с детьми и родителями составление плана проведения проекта;
сбор необходимой информации;
проведение непосредственно-образовательной деятельности, игр, наблюдений, экспериментов (основная часть проекта);
подготовка домашних заданий для детей и родителей;
поощрение самостоятельной творческой работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление рисунков, поделок, альбомов и т. д.);
организация презентации проекта, составление совместно с детьми книги, альбома;
подведение итогов.
Слайд 10. Спасибо за внимание!