Татьяна Панкова
Виртуальная экскурсия, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Виртуальная экскурсия, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста
Воспитатель: Панкова Татьяна Ильинична
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования.
Публикация «Виртуальная экскурсия, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей. Создается единое информационное образовательное пространство ДОУ, активно используется интернет ресурсы, информационные технологии, проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе.
Один из вариантов работы который я использую как наиболее эффективную форму обучения - это виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио - и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями : Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить исторические места не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.
Такая форма обучения как виртуальная экскурсия требует длительной предварительной подготовки. Как и при разработке любого проекта при подготовке виртуальной экскурсии составляем алгоритм действий.
Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с родителями.
Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, сканируем фотографии или рисунки, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии.
Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме.
Заключительный этап - проведение (показ) виртуальной экскурсии.
При подготовке к проведению виртуальной экскурсии важно обратить внимание на некоторый моменты, ценные с точки зрения практики.
1. Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему.
2. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседы педагог определяет цели и задачи экскурсии. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсии играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.
3. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо помнить, что текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Текст составляется в той последовательности, в которой показываются объекты. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для "использования" рассказ.
4. Заканчиваем виртуальную экскурсию традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
Применение данной экскурсии «Природа Родного края» включает в себя ознакомление дошкольников с природой родного края
При этом решаются задачи:
- воспитание интереса к родной природе, желания больше узнать о природе родного края;
- воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию.
При ознакомлении детей с миром природы очень важно сформировать у детей образы изучаемого объекта, явления. При этом, учитывая возрастные особенности детей, образ должен быть ярким, насыщенным, динамичным, а для формирования правильного естественнонаучного представления реалистичным.
В соответствии с возрастными особенностями детей и спецификой изучаемого материала непосредственно образовательную деятельность по ознакомлению детей с родным краем эффективно проводить в форме путешествия. Данное пособие, благодаря фотографиям пейзажей, звуковому сопровождению предоставляют возможность «развернуть» созданную воображаемую ситуацию и поддерживать её на протяжении всего педагогического мероприятия.
Использование наглядных пособий по ознакомлению детей с родной природой позволяет наиболее эффективно решать задачи, связанные с чувственным и эмоциональным восприятием, развитием эстетических и этических чувств. Фотографии родного края с изображением красивого пейзажа леса, позволяют детям увидеть, «разглядеть» насколько наш край красив, насладиться этой красотой и проникнуться чувством гордости за Малую Родину. Фотографии птиц, животных, позволяют вызвать у детей самые нежные и трепетные чувства по отношению к ним и пробудить желание защищать, оберегать их.
Данную видео - экскурсию использую в образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми;
Образовательной деятельности: речевое развитие, дети составляют описательные рассказы по картине.
Художественно-эстетическом развитие: творческими заданиями могут быть: "Осенний лес", "Зимние лес", "Весна - красна", "Цветы", "Сбор урожая" и т. д. где дети передают в рисунке образ, сюжет.
Социально- коммуникативное развитие «Расширяем представление о труде сельских жителей.
Формируем интерес к людям новых профессий – фермер, хлебороб, и т. д.
В совместной деятельности с детьми проводим :
- познавательные беседы «Мой край родной»,
- прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,
- изготовление альбома «Природа моего края»,
Данная видео-экскурсия убедила их в том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании.
Следующая видео-экскурсия «Прогулка по родному городу».
В нашей стране есть добрая традиция – называть улицы городов и посёлков именами достойных людей нашей Родины. Мы не вправе забывать о своих героях, которые оставили большой незабываемый след в сердцах жителей нашей большой страны.
Во время работы по созданию данной видео-экскурсии пришлось познакомиться с историей происхождения названий некоторых улиц г. Новосибирска, что позволило лучше понять историю не только своего города, но и нашей страны.
При этом решаются задачи:
- Формирование представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением.
-Расширить представления детей о родной стране и родном городе, познакомить детей с российскими гербом, флагом, гимном; развивать интерес к историческому прошлому России.
-Познакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим; воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам, бережное отношение к истории родного города, закрепить название города, в котором живут дети, название главных улиц и площадей, символику города.
-Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу, чувства гордости, восхищения красотой родного города.
-Формирование желания сохранять чистоту, порядок в своем городе.
Мы обязаны хранить бережно в памяти названия улиц, переулков. Они — напоминание о богатой истории, связующее звено с нашими предками. Именно поэтому названия улиц – это памятники старины. А значит — это наша история. Человеческая мудрость повествует: «Лишь та страна, в которой граждане помнят о прошлом своём, достойна будущего».
Следующая видео - экскурсия о которой хотелось бы вам рассказать, это музей. Наш детский сад работает в тесном сотрудничестве с краеведческим музеем. С детьми мы посещали музей, с интересом рассматривали экспонаты и слушали рассказы о природе родного края, о птицах, которые находятся на грани исчезновения и которые находятся под охраной. Знакомили детей с традиционной одеждой русского народа, с национальной русской избой.
Хотелось бы сделать вывод, о том, что использование мультимедийных пособий помогают детям получать знания о природе, проявлять заинтересованность, любознательность, активно участвовать в процессе обучения, учиться устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости, соблюдать правила поведения, сопереживать. Таким образом, систематическое использование виртуальных экскурсий в ДОУ в сочетании с традиционными методами, позволяет сделать процесс знакомства воспитанников с родным городом наиболее эффективным и качественным.