Кожуховская Елена Ивановна
Патриотизм как основа воспитания обучающихся в детских объединениях спортивного и туристко-краеведческого направлений
Кожуховская Елена Ивановна,
педагог дополнительного образования
Бандяева Елена Григорьевна,
педагог дополнительного образования
Кожуховский Александр Викторович
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Дом детского творчества» города Сорска
Патриотизм как основа воспитания обучающихся в детских объединениях физкультурно- спортивного и туристко - краеведческого направлений Дома детского творчества города Сорска
Публикация «Патриотизм как основа воспитания обучающихся в детских объединениях спортивного и туристко-краеведческого направлений» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа инструкторов по физической культуре
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно- нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству. «Как нет человека без самолюбия, - писал Константин Дмитриевич Ушинский, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [1, с. 321].
Патриотизм воспитывается у ребенка с малых лет: семья, дошкольное образование, школа,Дополнительное образование имеет больше возможности прививать любовь к Родине через занятия в объединениях различной напрвленности [2, с. 121]. Мы являемся руководителями детских объединений «Спортивное ориентирование», «Туристическое», «Краеведение». В программах этих объединений патриотическое воспитание проходит через все занятия красной линией. В объединении «Краеведение» ребят привлекает получение знаний о родном крае, занятие проектной и исследовательской работой. Обучающиеся пишут работы : «Улицы моего города» ,«Моя семья в истории страны», «Ветераны-афганцы», «Земляки –воины» и в процессе исследования возникает чувство гордости, уважения и любви к своей малой родине. Ребята очень любят ходить на экскурсии : городской музей, посещать архитектурные памятники, объекты социальной и экономической деятельности. После экскурсии обязательно идет обмен впечатлениями через круглые столы, творческие отчеты, написание рефератов, пополнение музейной экспозиции, организация фотовыставки.
В объединении «Туристическое» можно научиться разжигать костер, варить кашу, ставить палатку, преодолевать полосу препятствий, стрелять в мишень. Здесь формируется воля, характер, бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Задушевные беседы за костром позволяют многое переосмыслить и понять. Нравственные качества в походах закаляются как нигде, без взаимовыручки и уважения друг к другу нельзя почувствовать себя нужным, уверенным в своих силах. Педагог понимает, что возрастные особенности детей подросткового возраста способствуют формированию патриотических чувств именно в этом возрасте. Для более успешной работы использую здоровьесберегающие технологии и технологию сотрудничества. Главное, чтобы детям было интересно, все задачи были реально решаемы.
В объединении «Спортивное ориентирование» ребята учатся ходить по карте в любую погоду и в любое время года. Причем участки местности разной сложности. Преодолевая горные участки, преодолеваешь свое «не могу». Нашел все «флажки», отметил на карте, пришел по времени – радости нет предела. А совместные мероприятия с объединениями «Туристическое», «Краеведение», акции, слеты, флэш-мобы объединяют и сплачивают всех ребят, родителей, педагогов. Особенно нравится всем «Полоса выживания». Пройти по висячей лестнице, преодолеть ров нужен и характер и сила воли, а еще и выполнить интеллектуальное задание. При прохождении каждого этапа ребятам нужно ответить на вопросы викторины «Правила пожарной безопасности», «Правила дорожного движения», «Мои права». Мероприятия проходят за населенным пунктом, в горной лесной зоне. Места красивые, правда в последние годы загрязнятся отходами хозяйственной деятельности человека, но и это решается общими усилиями, проводим трудовые десанты по очистке территории.
Настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков [3, с. 326]
Толстой Л. Н., когда-то отмечал: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». У нас тоже есть своя «Ясная поляна», о которой мы заботимся и будем помнить всю жизнь.
Библиографический список
1. В. Д. Сиповский «Родная старина». – М. / Современник, 1993.
2. И. О. Ионов. Российская цивилизация. – М. ,2000.
3. А. Ф. Никитин, Я. В. Соколов. Граждановедение. – М., 1991
4. Статья: Патриотическое воспитание в общеобразовательном учреждении https://www.bestreferat.ru/referat- 398709.html (дата обращения 29.09.2015 г.)