Ульяна Борисова
Тудовое воспитание дошкольников в современном контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.
Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд — это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудовое воспитание — это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам (1, с. 6)
Публикация «Тудовое воспитание дошкольников в современном контексте ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2022
Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «…Воспитать любовь к труду невозможно, если ребёнок не почувствует красоты человеческих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалась на трудовом успехе» (3, с. 74)
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в ФГОС ДО (Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования) в области «Социально-коммуникативное развитие». В ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей. В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: 1. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; 2. воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; 3. воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества; 4. развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества (4) .
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий, и должен строиться с учетом следующих принципов: принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений; принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития; принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; принципа возрастной адекватности дошкольного образования (то есть соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); принципа развивающего образования (системности и последовательности); принципа новизны (использование новейших информационных технологий); принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)
Основные виды труда в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд (2, с. 64) . Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат. Мотив — это причина, побуждающая к трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (например, приносить пользу другим). Цель — это то, к чему надо стремиться. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат). Трудовые действия — это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять. Планирование — это умение предвидеть предстоящую работу. Результат – это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду. В соответствии с ФГОС результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда.
Наш ЦРР детский сад №1 «Туллукчаан» села Сунтар Сунтарского района работает по основной программе дошкольного образования разработанной с учетом примерной воспитательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». В программе ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных особенностей) интереса: к труду взрослых, желания трудиться; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
Мы знаем, какую важную роль в личности ребенка играет трудовое воспитание. Основное направление нашего детского сада — это экономическое воспитание дошкольников. Трудовое воспитание является практической основой экономического образования дошкольников. У дошкольников формируется понимание общественной ценности труда родителей, он открывает понятие «бюджет семьи», осознаёт зависимость расходов в семье от доходов. Им воспринимается любой окружающий его предмет как результат труда людей разных профессий, всего общества. Бережное отношение к предмету – уважение к людям, создающим его для удовлетворения каких-либо потребностей человека. У дошкольника воспитываются трудолюбие и другие нравственные качества: ответственность, бережливость, самостоятельность. Выполнение любого вида деятельности требует от него настойчивости, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости, привычки к волевым усилиям. Имеющиеся трудовые умения совершенствуются, их объём при открытии нового содержания труда расширяется. Таким образом, трудовое воспитание является фундаментом для формирования основ экономического воспитания. В процессе работы по формированию у детей экономического образа, уточняется представление о том, что в основе благополучия жизни человека лежит труд.
Как мы работаем? Сначала мы знакомим с трудом взрослых, затем умение принимать участие в коллективной трудовой деятельности. И только после этого происходит воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде. Систематическое включение детей в трудовую деятельность позволяет воспитывать привычку к труду. Вначале под наблюдением, а затем и самостоятельно, дети стараются поддерживать порядок в групповой комнате, на участке, и принимают активное участие в уборке: протирают свои стулья игровые модули, строительный материал; моют игрушки, стирают кукольную одежду, накрывают на стол, поливают цветы, подготавливают материалы к занятиям. Конечно, трудовым воспитанием нужно заниматься не только в детском саду, но и дома. И поэтому мы тесно работаем с родителями.
Каждая неделя в нашем детском саду тематическая. Например, неделя «Я и мое окружение», «Все работы хороши», неделя экономики, «Экология», «Мир вокруг нас», «Неделя здоровья», «Моя Родина» и т. д. и каждый раз идет организация и стимулирование различных видов трудовой деятельности, и формирование у них добросовестного отношения к работе, содействие проявлению ими инициативы, творчества, стремления к высоким результатам.
Помимо деления недель на темы в нашем детском саду у каждого педагога, воспитателя своя кружковая деятельность. Непосредственно я являюсь руководителем кружковой деятельности «Экономическая азбука», а также проекта «Со сказочными героями в мир бизнесмена». Работа тесно связана с трудовым воспитанием, работа кружка распределена на блоки, например, Блок «Труд-продукт-товар. В этом блоке форма работы разнообразная. Проводятся беседы: «Мои добрые дела», «Когда я вырасту», «Профессия моих родителей», «У каждого человека должно быть интересное дело», «Почему взрослые работают», «Сколько заработал-столько купил» и т. д., где происходит непосредственная связь с трудовым воспитанием. В начале и конце каждого учебного года делается мониторинг, ссылаясь на задачи трудового воспитания
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам :
Первая младшая группа: начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание. Вторая младшая группа: продолжается формирование у детей желания к посильному труду. Средняя группа: дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания. Старшая группа: добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата. Подготовительная группа: формированные навыки и умения совершенствуются (1, с. 7) . Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей) : младший возраст-дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности; средний возраст-усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживающему труду; старший дошкольный возраст-приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их). Хозяйственно-бытовой труд предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности. Особенность - его общественная направленность, удовлетворение потребностей других детей и взрослых. Младший возраст: дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения; средний возраст-дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно. Старший дошкольный возраст-старшие дошкольники помогают младшему воспитателю повесить полотенца. На участке поддерживают порядок (1, с. 7) . Труд в природе. Уход за растениями, озеленение участка и т. д. Такой труд сближает детский труд с трудом взрослых, даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы. Младший возраст-с помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, подкармливают зимующих птиц. Средний возраст-дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, помогают воспитателям кормить птиц. Старший дошкольный возраст-труд становится систематичным, объем его увеличивается (1, с. 8) . Ручной труд. Направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой. Поэтому он вводится со старшей группы. После того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. В этой деятельности развивается конструктивное мышление ребенка. Старшая группа- в процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др., изготовлению подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам, украшений к праздникам. Подготовительная группа- самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек, делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (1, с. 9) . Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию. Работа, требующая напряжения зрения (подклеивание книг, должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (с согнутыми коленями, на корточках и пр., следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является труд на воздухе. Дети 4-5 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место. Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС для трудовой деятельности оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны (4, п. 3.3.) .
Использованная литература:
1. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л. В. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
2. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада/Дыбина О. В. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
4. ФГОС ДО