Кузеванова Елена
Трудовое воспитание в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В подготовительной группе прошел проект «Я люблю трудиться»
Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному
посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его
значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем
развитии личности ребёнка.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но
воспитывается с самого раннего детства.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Проект ориентирован в конечном итоге на решение главной
проблемы – формирование у дошкольников представлений о труде, его
значении в жизни человека, накопление практического опыта, формирование
навыков и умений.
Показать, что воспитание у ребенка готовности к труду - одна из
основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во
многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться и
сформированы ли у него необходимые личностные качества, позволяющие
ему продуктивно справляться с учебными заданиями.
В дошкольном возрасте ребенок активно осваивает азы трудовой
деятельности. В труде формируются его нравственные качества, чувство
коллективизма, уважения к людям.
Роль труда так велика, что его влияние на развитие личности ребенка не
может компенсироваться никаким другим видом деятельности.
Своевременное освоение трудовой деятельности дает возможность ребенку
самоутвердиться, чувствовать себя самостоятельным, умелым. Важно, чтобы
ребенок испытывал положительные эмоции в ходе выполнения трудовых
процессов, чувство радости от достигнутого результата; стремился к
признанию своей самостоятельности, самоутверждению, получению
одобрения взрослых за умелость.
Основная задача взрослых – помочь ребенку в расширении круга
общения с другими людьми, освоении способов поведения, осознании
значимости трудовой деятельности взрослых.
Вовлечение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное
руководство им со стороны взрослого - непременное условие всестороннего
развития психики ребенка.
Воспитание современного ребёнка и его познавательных
способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной
педагогики, особенно в современных условиях, поскольку нужны личности с
творческим мышлением, умением управлять своими действиями;
самостоятельные, умелые, уверенные в себе.
Педагогами были поставлены цели и задачи:
Цели:
- создание условий для формирования положительного отношения к
труду у детей старшего дошкольного возраста;
- формирование элементарных знаний о труде и его значении.
- сформировать у детей элементарные трудовые навыки;
- научить детей выполнять трудовые действия и поручения;
- развивать самостоятельность, уверенность в себе.
Задачи:
1. Сформировать у детей целостного отношения к труду, труду
других людей и его результатам;
2. Формировать у детей умение работать в коллективе, прийти на
помощь;
3. Формировать умение планировать последовательность своей
работы;
4. Учить самостоятельно выполнять необходимые трудовые
действия (подготовить место и инвентарь для работы; совершенствовать
умение мыть игрушки, вытирать пыль, наводить порядок в книжном уголке и
т. д.);
5. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность за
порученное дело, взаимовыручку, чувство удовлетворения от реализации
трудового замысла;
Реализация проекта рассчитана одну неделю с 17 апреля по 21 апреля
Нами были проведены беседы с детьми о пользе труда, о важности разных профессий, об уважении к своему и чужому труду.
Чтение художественной литературы- неотъемлемая часть в воспитании дошкольников. (Т. Шорыгина «Сказка о трёх братьях», А. Барто «Девочка чумазая», Е. Пермяк «Мамина работа», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», Л. Слуцкая «Трудится Земля».)
Новые дидактические игры по тематике проекта появились в нашей группе («Кому что нужно для работы?», «Угадай, что я делаю», «Назови профессию»)
Ну и куда же без сюжетно – ролевой игры? («Детский сад», «Делаем уборку», «К нам придут гости», «Магазин»,«Кафе»)
Рисовать мы тоже любим, поэтому дети с удовольствием изобразили профессии своих родителей.
Так совпало, что во время этого проекта пришелся городской субботник, мы прибирали территорию детского сада и без нашего детского «трудового десанта» не обошлось. Ребята активно помогали нашему замечательному дворнику и помощнику убирать прошлогоднюю листву, подметать веранду, носить свежий песок в песочницу.
Ну а про дежурства по занятиям, по столовой, по игрушкам и говорить не стоит- это дети делают давно и с удовольствием.
Родителей мы тоже не забыли, для них были изготовлены рекомендации «Домашние обязанности для детей. Без напоминания и с удовольствием», «Как руководить деятельностью ребёнка», «Какой труд доступен детям»
Как итоговый продукт нашего проекта- стал сборник пословиц и поговорок о труде.
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой
инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся
проблемами детства.
Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс
формирования у детей положительного отношения к труду, желания и
умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному
систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд
укрепляет физические силы, здоровье ребёнка, движения его становятся
увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности,
наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд
развивает мышление – ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять
предметы и явления, с которыми он имеет дело.