Анна Ермакова
Трудовое воспитание детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи трудового воспитания.
Основной целью трудового воспитания самых маленьких посетителей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.
Публикация «Трудовое воспитание детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В группах раннего возраста труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. И поэтому они действуют вместе с воспитателем : помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, поливать растения, собирать овощи на огороде и т. д. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.
Первые трудовые действия в раннем возрасте формируются благодаря интересу к окружающим предметам и желанию действовать с ними. Орудийность – это главная характеристика трудовой деятельности, поэтому освоение орудийных действий – главная предпосылка формирования навыков трудовой деятельности. В начале периода ребенок не способен выделять результата своих действий и поэтому часто не доводит начатое дело до конца. Цель трудовых действий для ребенка заключается в самих действиях: не вымыть посуду, а мыть ее, не выстирать одежду, а стирать ее и т. д.
Виды труда детей раннего возраста
Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одеваться, раздеваться, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Хозяйственно-бытовой труд – имеет общественную направленность. Это труд по поддержанию порядка в помещении, на участке.
Труд в природе – это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ.
1. Способствовать формированию у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
2. Побуждать детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Способствовать развитию умения приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Содействовать формированию навыка пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, приучать держать ложку в правой руке.
6. Обеспечить развитие умения по порядку одеваться и раздеваться.
7. Побуждать снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Обеспечить развитие умения в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
9. Побуждать правильно надевать одежду и обувь.
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД.
1. Способствовать формированию умения убирать игрушки и вещи на своё место.
2. Содействовать воспитанию привычки соблюдать чистоту и порядок в группе.
3. Способствовать развитию умения правильно носить стул и ставить его в нужное место.
4. Обеспечить ознакомление с трудом взрослых (няни, дворника, водителя, медсестры, повара).
5. Побуждать выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым: убирать мусор в корзину, раскладывать дощечки для лепки, расставлять хлебницы без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и т. д.
ТРУД В ПРИРОДЕ.
1. Привлекать детей к поливу цветов на клумбе под руководством воспитателя.
2. Содействовать воспитанию желания ухаживать за комнатными растениями.
3. Побуждать подкармливать птиц зимой.
4. Обеспечить развитие умения работать лопатками, метёлками, грабельками.
5. Вызвать желание помогать воспитателю в посадке лука,
в посеве крупных семян (гороха, фасоли, настурции) и т. д.
Анализ и диагностика трудовой деятельности в младших группах ДОУ
Анализ и контроль уровня трудового воспитания и овладения детьми навыками необходим, в первую очередь, самому воспитателю, чтобы владеть ситуацией в группе и знать, в каком направлении проводить индивидуальную работу, на что обратить особое внимание. Для контроля за уровнем умений и навыков детей рекомендуется заполнять диагностические карты два раза в год, осенью (в сентябре-октябре) и весной (в апреле-мае).
Таблица: диагностическая карта контроля за уровнем овладения трудовыми умениями и навыками детей раннего возраста.
На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться — полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.